Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть сущность монополии, определить её основные черты, опреде-лить условия максимизации прибыли для монополиста, а также издержки, которые влечёт за собой монополия;
• С помощью сравнительного анализа выявить различия между моделями монополии и совершенной конкуренции;
• Изучить основные методы регулирования монополии, которыми руководствуется государство;
• Проанализировать антимонопольную политику стран с развитой рыночной экономикой;
• Изучить основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь;
• Обобщить данные об антимонопольном законодательстве Республики Беларусь;
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы монополии……………………………………………….6
1.1 Понятие, сущность и основные черты монополии…………………………...6
1.2 Принятие монополией решения об объёме выпуска и цене товара, доход мо-нополии……………………………………………………………………………...10
1.3 Максимизация прибыли………………………………………………………..13
1.4 Последствия монополизма…………………………………………………….15
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)………………………………………………………………….18
2.1 Государственная политика в отношении монополий………………………..18
2.2 Зарубежное антимонопольное законодательство…………………………….22
3 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь……………………………………………………………….25
3.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь……..25
3.2 Основные результаты работы за 2011 год в области антимонопольного ре-гулирования…………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложение А Оценка уровня монополизации товарных рынков ……………..31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 30 с., 11 рис., 1 табл., 12 источников, 1 прил.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ДОХОД МОНОПОЛИИ, ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ, ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛИИ, МОНОПОЛИЯ, МОНОПОЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ
Объект исследования – монополия, издержки монополии, необходимость её регулирования. Основные методы регулирования монополии, антимонопольное законодательство в развитых странах.
Предмет исследования – особенности антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.
Цель работы: изучить особенности антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, сравнительный анализ, корреляция.
Исследования и разработки: на основе анализа и обобщения различных теоретических данных по монополии были выделены её основные черты, условия максимизации прибыли, а также издержки, которые она за собой влечёт. Также был изучен зарубежный опыт применения антимонопольного законодательства и его особенности в Республике Беларусь.
Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».
_________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы монополии……………………………………………….6
1.1 Понятие, сущность и основные черты монополии…………………………...6
1.2 Принятие монополией решения
об объёме выпуска и цене товара, доход
монополии………………………………………………………
1.3 Максимизация прибыли………………………………………………………..
1.4 Последствия монополизма…………………………………………………
2 Антимонопольное законодательство
и антимонопольное регулирование (опыт
зарубежных стран)………………………………………………………………
2.1 Государственная политика в отношении монополий………………………..18
2.2 Зарубежное антимонопольное законодательство…………………………….22
3 Антимонопольное законодательство
и антимонопольное регулирование в Республике
Беларусь…………………………………………………………
3.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь……..25
3.2 Основные результаты работы
за 2011 год в области антимонопольного
регулирования……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложение А Оценка уровня монополизации товарных рынков ……………..31
ВВЕДЕНИЕ
Проблема взаимоотношения
государства и хозяйствующих
субъектов является одной из наиболее
сложных в экономике. Государство
выполняет важнейшие функции
в хозяйственной системе. Объективные
экономические предпосылки
Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.
Существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена, а также торможение развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития большинства стран. Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов
Таким образом, монополия обуславливает замедление работы хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.
Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Антимонопольное
Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
В работе также использовались следующие методы исследования: анализ, обобщение, синтез, сравнительный анализ, корреляция.
Теоретические аспекты по вопросам монополии и хорошо изложены в работах таких авторов, как Э.Дж.Долан, В.В.Качалин, К.Р.Макконел, Н.Г.Мэнкью, Р.С. Пиндайк и др. Основные данные, касающиеся динамики антимонопольной политики и антимонопольного законодательства Республики Беларусь, были взяты на сайте Министерства экономики Республики Беларусь.
1.Теоретические основы монополии
1.1.Понятие, сущность и основные черты монополии
Фирма обладает монополией, если она – единственный поставщик продукта, не имеющего близких заменителей. Основная причина возникновения монополии – барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступать в конкуренцию с монополистом [10, с. 317].
Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Изначально следует рассмотреть признаки или, так называемые, характерные черты монополии:
Основная же причина возникновения монополии – барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступать в конкуренцию с монополистом. Эти барьеры в значительной степени объясняют отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию.
Барьеры для вхождения
в отрасль также имеют
В случае чистой монополии барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Несколько менее внушительные барьеры допускают существование олигополии, то есть рынка, подвластного нескольким фирмам. Еще меньшие барьеры приводят к существованию довольно большого числа фирм, характерного для монополистической конкуренции. Фактическое отсутствие таких барьеров помогает объяснить наличие очень большого числа конкурирующих фирм, которое является основой чистой конкуренции. Важный момент заключается в том, что барьеры для вхождения в отрасль имеют отношение не только к крайнему случаю чистой монополии, но также и к «частичным монополиям» [6, с. 531-532].
Барьеры на входе в рынок, в свою очередь, возникают в следующих случаях:
Монопольные ресурсы
Простейший способ возникновения монополии – концентрация ключевого ресурса производства в «руках» единственной фирмы. Институт частной собственности может быть использован монополией как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, контролирующая сырьё, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.
Монополия, созданная правительством
Правительство зачастую предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии. Государство создаёт также легальные барьеры и патенты для вхождения в отрасль, выдавая патенты и лицензии [6, с. 534].
Патент
Пример монополии, поставленной на службу общественных интересов, - патентное и авторское право. Например, если фармацевтическая компания открывает новое лекарственное средство, она может обратиться в соответствующие правительственные органы США за получением патента. Если они найдут новый препарат действительно оригинальным, выдаётся патент, наделяющий разработчика исключительным правом производить и продавать лекарство в течение 17 лет [10, с. 319].
Лицензии
Вхождение в отрасль или род деятельности может быть ограничено государством путём выдачи лицензий. Например, на государственном уровне Федеральная комиссия по коммуникациям выдаёт лицензии радио- и телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию, чтобы водить такси. Ограничение вследствие этого лицензирования предложения такси приводит к возникновению монопольных доходов владельцев и шофёров такси. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию. Например, продажа алкогольных напитков в ряде штатов осуществляется только через принадлежащие государству розничные магазины.
Естественная монополия (эффект масштаба)
Отрасль является естественной монополией, если одна-единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с наименьшими издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам. Естественная монополия возникает в тех случаях, когда выпуск продукции выше необходимого уровня сопровождается экономией от масштаба [10, с. 320].