Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть сущность монополии, определить её основные черты, опреде-лить условия максимизации прибыли для монополиста, а также издержки, которые влечёт за собой монополия;
• С помощью сравнительного анализа выявить различия между моделями монополии и совершенной конкуренции;
• Изучить основные методы регулирования монополии, которыми руководствуется государство;
• Проанализировать антимонопольную политику стран с развитой рыночной экономикой;
• Изучить основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь;
• Обобщить данные об антимонопольном законодательстве Республики Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы монополии……………………………………………….6
1.1 Понятие, сущность и основные черты монополии…………………………...6
1.2 Принятие монополией решения об объёме выпуска и цене товара, доход мо-нополии……………………………………………………………………………...10
1.3 Максимизация прибыли………………………………………………………..13
1.4 Последствия монополизма…………………………………………………….15
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)………………………………………………………………….18
2.1 Государственная политика в отношении монополий………………………..18
2.2 Зарубежное антимонопольное законодательство…………………………….22
3 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь……………………………………………………………….25
3.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь……..25
3.2 Основные результаты работы за 2011 год в области антимонопольного ре-гулирования…………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложение А Оценка уровня монополизации товарных рынков ……………..31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 218.05 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра экономической политики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 30 с., 11 рис., 1 табл., 12 источников, 1 прил.

 

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ДОХОД  МОНОПОЛИИ, ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ, ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛИИ, МОНОПОЛИЯ, МОНОПОЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ

Объект исследования – монополия, издержки монополии, необходимость её регулирования. Основные методы регулирования монополии, антимонопольное законодательство в развитых странах.

Предмет исследования – особенности антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.

Цель работы: изучить особенности антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, сравнительный анализ, корреляция.

Исследования  и разработки: на основе анализа и обобщения различных теоретических данных по монополии были выделены её основные черты, условия максимизации прибыли, а также издержки, которые она за собой влечёт. Также был изучен зарубежный опыт применения антимонопольного законодательства и его особенности в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения:  результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

 

 

 

 

 

 

_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Теоретические основы монополии……………………………………………….6

1.1 Понятие, сущность  и основные черты монополии…………………………...6

1.2 Принятие монополией решения об объёме выпуска и цене товара, доход монополии……………………………………………………………………………...10

1.3 Максимизация прибыли………………………………………………………..13

1.4 Последствия монополизма…………………………………………………….15

2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)………………………………………………………………….18

2.1 Государственная политика в отношении монополий………………………..18

2.2 Зарубежное антимонопольное законодательство…………………………….22

3 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь……………………………………………………………….25

3.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь……..25

3.2 Основные результаты работы за 2011 год в области антимонопольного регулирования…………………………………………………………………………27

Заключение………………………………………………………………………….29

Список использованных источников……………………………………………...30

Приложение А Оценка уровня монополизации товарных рынков ……………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема взаимоотношения  государства и хозяйствующих  субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство  выполняет важнейшие функции  в хозяйственной системе. Объективные  экономические предпосылки усиливают  роль государства в регулировании  общественного производства.

Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.

Существование монополий оказывает  во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена, а также торможение развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает  экономические предпосылки для  ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития большинства стран. Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов

Таким образом, монополия  обуславливает замедление работы хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.

Система государственного регулирования  экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента  предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное  регулирование важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

 Антимонопольное регулирование   это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.

Исходя из цели, были поставлены следующие  задачи:

  • Раскрыть сущность монополии, определить её основные черты, определить условия максимизации прибыли для монополиста, а также издержки, которые влечёт за собой монополия;
  • С помощью сравнительного анализа выявить различия между моделями монополии и совершенной конкуренции;
  • Изучить основные методы регулирования монополии, которыми руководствуется государство;
  • Проанализировать антимонопольную политику стран с развитой рыночной экономикой;
  • Изучить основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь;
  • Обобщить данные об антимонопольном законодательстве Республики Беларусь;

В работе также использовались следующие методы исследования: анализ, обобщение, синтез, сравнительный анализ, корреляция.

Теоретические аспекты по вопросам монополии и хорошо изложены в работах таких авторов, как Э.Дж.Долан, В.В.Качалин, К.Р.Макконел, Н.Г.Мэнкью, Р.С. Пиндайк и др. Основные данные, касающиеся динамики антимонопольной политики и антимонопольного законодательства Республики Беларусь, были взяты на сайте Министерства экономики Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы монополии

 

 

1.1.Понятие, сущность  и основные черты монополии

 

 

Фирма обладает монополией, если она – единственный поставщик  продукта, не имеющего близких заменителей. Основная причина возникновения монополии – барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступать в конкуренцию с монополистом [10, с. 317].

Абсолютная, или чистая, монополия  существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Изначально следует рассмотреть признаки или, так называемые, характерные черты монополии:

  1. Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, в данном случае слово «фирма» и «отрасль» синонимы.
  2. Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель вынужден приобретать продукт у монополиста или обходится без него.
  3. «Диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияние на цену продукта, а «соглашается с ценой». Это  связано с незначительностью её доли совокупного предложения. Чистый монополист напротив «диктует цену», поскольку он контролирует общий объём предложения данного продукта. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может изменить его цену, манипулируя количеством предложения продукта.
  4. Заблокированное вхождение. Чистый монополист не имеет конкурентов по определению. Тут  следует задаться вопросом : «В чём же причина отсутствия конкурентов?» Оказывается, возникновение монополии обусловлено существованием барьеров для вхождения в отрасль. Причём барьеры могут быть экономическими, техническими, юридическими и т.д. Определённые препятствия позволяют монополии удерживать конкурентов от вхождения в отрасль, другими словами, в условиях чистой монополии вхождение в отрасль заблокировано.
  5. Реклама. Немаловажным вопросом является вопрос о влиянии отсутствия заменителей продукции монополиста на их рекламную деятельность. В зависимости от типа предлагаемого продукта или услуги монополист может рекламировать их, а может и отказаться от рекламы.

Основная же причина возникновения  монополии – барьеры на входе  в рынок, которые не позволяют  другим фирмам вступать в конкуренцию  с монополистом. Эти барьеры в значительной степени объясняют отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию.

Барьеры для вхождения  в отрасль также имеют отношение  к объяснению существования олигополии и монополистической конкуренции  между такими рыночными крайностями, как чистая конкуренция и чистая монополия.

 В случае чистой монополии барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Несколько менее внушительные барьеры допускают существование олигополии, то есть рынка, подвластного нескольким фирмам. Еще меньшие барьеры приводят к существованию довольно большого числа фирм, характерного для монополистической конкуренции. Фактическое отсутствие таких барьеров помогает объяснить наличие очень большого числа конкурирующих фирм, которое является основой чистой конкуренции. Важный момент заключается в том, что барьеры для вхождения в отрасль имеют отношение не только к крайнему случаю чистой монополии, но также и к «частичным монополиям» [6, с. 531-532].

Барьеры на входе в рынок, в свою очередь, возникают в следующих  случаях:

  • Ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма;
  • Правительство предоставило исключительные права на производство некоторой продукции одной фирме;
  • Издержки производства таковы, что максимальная эффективность производства возможна при наличии на рынке единственного производителя (эффект масштаба) [10, с. 318].

Монопольные ресурсы

Простейший способ возникновения  монополии – концентрация ключевого ресурса производства в «руках» единственной фирмы. Институт частной собственности может быть использован монополией как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, контролирующая сырьё, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.

Монополия, созданная  правительством

Правительство зачастую предоставляет  естественным монополиям исключительные привилегии. Государство создаёт также легальные барьеры и патенты для вхождения в отрасль, выдавая патенты и лицензии [6, с. 534].

Патент

Пример монополии, поставленной на службу общественных интересов, - патентное  и авторское право. Например, если фармацевтическая компания открывает новое лекарственное средство, она может обратиться в соответствующие  правительственные органы США за получением патента. Если они найдут новый препарат действительно оригинальным, выдаётся патент, наделяющий разработчика исключительным правом производить и продавать лекарство в течение 17 лет [10, с. 319].

 

Лицензии

Вхождение в отрасль или  род деятельности может быть ограничено государством путём выдачи лицензий. Например, на государственном уровне Федеральная комиссия по коммуникациям выдаёт лицензии радио- и телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию, чтобы водить такси. Ограничение вследствие этого лицензирования предложения такси приводит к возникновению монопольных доходов  владельцев и шофёров такси. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию. Например, продажа алкогольных напитков в ряде штатов осуществляется только через принадлежащие государству розничные магазины.

Естественная  монополия (эффект масштаба)

Отрасль является естественной монополией, если одна-единственная фирма  обеспечивает рынок каким-либо товаром  или услугой с наименьшими  издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам. Естественная монополия возникает в тех  случаях, когда выпуск продукции  выше необходимого уровня сопровождается экономией от масштаба [10, с. 320].

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой