Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть сущность монополии, определить её основные черты, опреде-лить условия максимизации прибыли для монополиста, а также издержки, которые влечёт за собой монополия;
• С помощью сравнительного анализа выявить различия между моделями монополии и совершенной конкуренции;
• Изучить основные методы регулирования монополии, которыми руководствуется государство;
• Проанализировать антимонопольную политику стран с развитой рыночной экономикой;
• Изучить основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь;
• Обобщить данные об антимонопольном законодательстве Республики Беларусь;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы монополии……………………………………………….6
1.1 Понятие, сущность и основные черты монополии…………………………...6
1.2 Принятие монополией решения об объёме выпуска и цене товара, доход мо-нополии……………………………………………………………………………...10
1.3 Максимизация прибыли………………………………………………………..13
1.4 Последствия монополизма…………………………………………………….15
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)………………………………………………………………….18
2.1 Государственная политика в отношении монополий………………………..18
2.2 Зарубежное антимонопольное законодательство…………………………….22
3 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь……………………………………………………………….25
3.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь……..25
3.2 Основные результаты работы за 2011 год в области антимонопольного ре-гулирования…………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложение А Оценка уровня монополизации товарных рынков ……………..31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 218.05 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

                              Рисунок 5 – Монопольная прибыль

                                         Примечание – Источник: [10, с. 327].

 

Площадь закрашенного прямоугольника  BCDE равна прибыли монополии. Высота прямоугольника ВС есть разность цены и средних совокупных издержек (Р – АТС), то есть прибыль получаемая при  реализации единицы продукции. Основание прямоугольника DC есть число реализованных единиц продукции.

1.4. Последствия монополизма

 

Социальные издержки монополии (последствия монополизма)

Чтобы оценить эффективность  монополистического рынка будет  использоваться следующий анализ: в качестве критерия экономического благосостояния будет выступать общий излишек. Общий излишек равен сумме потребительского излишка и излишка производителей. Потребительский излишек определяется как  разность между суммой, которую потребители готовы заплатить за товар, и реально уплаченной суммой. Излишек производителей – выручка, полученная за реализованный товар за вычетом издержек его производства. В данном случае будет рассмотрен производитель в единственном числе – производитель-монополист.

Безвозвратная потеря

Предположим, что монополия  управляется великодушным плановиком, который заинтересован не только в прибыли владельцев фирмы, но и  в выгоде её потребителей и стремится  к максимизации общего излишка. Общий  излишек равен ценности товара для потребителя за вычетом издержек производства товара для монопольного производителя.

Рисунок 6 демонстрирует  определение объёма производства плановиком.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Рисунок 6 – Эффективный уровень производства

Примечание – Источник: [10, с. 329].

 

Великодушный плановик, стремящийся  к максимизации общего излишка, остановится  на объёме выпуска в точке пересечения  кривой спроса и кривой предельных издержек. При объёме ниже этого  уровня ценность  товара для предельного  покупателя (отражаемая кривой спроса) превышает предельные издержки его  производства. Выше этого уровня ценность товара для предельного покупателя меньше предельных издержек.

Оценить влияние монополии на благосостояние возможно, сравнивая объём выпуска, выбираемый монополистом, и объём производства устанавливаемый плановиком. Монополист решает поставлять такой объём продукции, которому соответствует точка пресечения кривой предельно дохода и кривой предельных издержек. Плановик же выбирает объём выпуска, соответствующий точке пересечения кривой спроса с кривой предельных издержек. Рисунок 7 демонстрирует разницу в подходах [10, с. 329].


 

 

 

 

 

 

                         Рисунок 7 – Неэффективность монополии

                            Примечание – Источник: [10, с. 330].

 

Так как монополия устанавливает  цену выше предельных издержек, потребители, оценивающие товар выше его предельных издержек, но ниже монопольной цены, вынуждены отказаться от покупки. Таким образом, объём продукции, предлагаемый монополией, ниже общественно эффективно уровня. Безвозвратные потери представлены площадью треугольника между кривой спроса (отражающей ценность товара для потребителей) и кривой предельных издержек (отражающей издержки монопольного производителя).

Монопольная прибыль как издержки для общества

Фирма-монополист благодаря  власти на рынке получает более высокую  прибыль. Экономический анализ монополии  показывает, однако, что сама по себе её прибыль далеко не всегда представляет общественную проблему.

Благосостояние на монопольном  рынке, как и на любом другом, включает в себя благосостояние производителей и благосостояние потребителей. Всякий раз, когда потребитель переплачивает  лишнюю денежную единицу монополисту, на ту же сумму возрастает благосостояние производителя. Но эта «утечка» денег от потребителей товара к монополии не изменяет общего рыночно излишка.

Проблема монопольного рынка  связана с тем, что уровень  производства продукции находится  ниже значения, максимизирующего суммарный излишек. Снижение эффективности – неизбежное следствие монопольно высокой цены: при цене выше предельных издержек уменьшается объём потребления товара. Однако прибыль, которую приносит реализуемая продукция, не создаёт проблем. Проблема состоит в неэффективно низком объёме производства [10, с. 331].

 

 

 

 

 

 

2.Антимонопольное  законодательство и антимонопольное  регулирование (опыт зарубежных стран)

 

 

2.1.Государственная  политика в отношении монополий

 

 

Монополии, в отличие от  конкурентных рынков, терпят фиаско в  эффективном распределении ресурсов. Объем выпуска монополии меньше желательного для общества, как следствие, они устанавливают цены, превышающие предельные издержки. Обычно государство реагирует на проблему монополии различными способами:

  • Пытается превратить монополизированные отрасли в более конкурентные;
  • Регулирует поведение монополий;
  • Превращает некоторые частные монополии в государственные предприятия;
  • Активизирует конкурентные рыночные структуры, противостоящие монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;
  • Прямо предотвращает, подавляет или ликвидирует монополии с помощью специального антимонопольного   законодательства;
  • Бездействует.

Рассмотрим некоторые  из них подробнее:

Регулирование

Регулирование – обычная  практика, применяемая в случае естественных монополий [10, с. 333].

Существует пять основных способов, которыми регулируется естественная монополия:

  1. Государственная собственность и управление;
  2. Государственное регулирование частных монополий;
  3. Эксклюзивные контракты для естественных монополий;
  4. Решительное внедрение антитрестовских законов;
  5. Политика государственно невмешательства в экономику естественных монополий [11, с. 407-418].

В мировой практике в качестве меры регулирования естественной монополии государство устанавливает максимальную или принудительную цену. В условиях несовершенной конкуренции регулирование цен государством может уменьшить или даже устранить безвозвратные потери, связанные с монопольной властью. На рисунке 8 проиллюстрирована ситуация регулирования цены государством.


 

 

 

 

 

 

 

 

                            Рисунок 8 – Регулирование цены

                            Примечание – Источник: [5, с. 15].

 

В условиях невмешательства  государства монополия будет  производить количество продукции  Qm и назначать цену Pm.

Предположим, что государство  устанавливает максимальную цену р1. В связи с тем, что монополист не имеет права продавать свою продукцию по цене выше р1 , то новая кривая среднего дохода фирмы до точки с объёмом производства Q1 представляет собой отрезок P1N, а далее (сверх Q1) совпадает со старой кривой (AR=D).Предельный доход в этих условиях представляет собой ломаную кривую.

Фирма будет выпускать  объём продукции Q1, так как именно при таком объёме производства предельный доход будет совпадать с предельными издержками.

Таким образом, при установлении государством максимальной цены р1 увеличивается объём производства, продукция продаётся по более низкой цене, безвозвратные издержки от монопольной власти сокращаются.

При цене р2 , равной предельным издержкам, объём производства возрастёт до Qс, а безвозвратные издержки исчезнут. При цене р3 (ниже р2= MC) возникнет следующая ситуация: образуется дефицит (Q3’ – Q3) и безвозвратные потери от регулирования цен. Если государство установит цену ниже р4, то фирма несёт убытки и закрывается [5, с. 14].

Особым случаем является регулирование государством цен  на продукцию естественных монополий. На рисунке 9 представлена модель естественной монополии, особенность которой в том, что кривая спроса пересекает график средних издержек выше, чем предельных издержек.

                             

Рисунок 9 – Регулируемая монополия

Примечание – Источник: [6, с. 549].

 

Регулирование цен может  улучшить социальные последствия естественной монополии. Социально оптимальная цена Pr вызовет эффективное размещение ресурсов, но, вероятно, повлечёт за собой убытки и поэтому потребует постоянных государственных субсидий. Цена, обеспечивающая справедливую прибыль Pf, позволит монополисту безубыточно вести дело, но не исправит полностью ситуацию недоразмещения ресурсов.

Государственная собственность

Вместо того, чтобы регулировать естественную монополию, находящуюся в частном владении, государство становится собственником монополии. Такая практика широко распространена во многих европейских странах, где государство владеет и управляет предприятиями сферы коммунальных услуг, такими как телефонные, водопроводные и электрические компании [10, с. 334].

Либерализация

Данное направление не связано с подавлением монополий  непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии  тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и  чем, соответственно, более развитыми  являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного  направления сводится к тому, чтобы  создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Подрыву  монополизма с помощью активизации  конкурентных рыночных механизмов нередко  способствует процесс ускорения  развития науки и техники, т.к. благодаря  некоторым достижениям НТП отдельные  естественные монополии перестают  быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция  в отрасли связи. Например, если еще  двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой  связи реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство – совокупность законов и подзаконных нормативно-правовых актов, направленных против монопольной власти и её использования во вред обществу.

Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и  широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих монопольной властью и злоупотребляющих ею, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм монопольной власти, любых его проявлений [5, с. 3].

Наличие у фирм монопольной  власти приводит к отрицательным  для общества последствиям. В связи с этим возникает необходимость государственного антимонопольного регулирования, создания необходимых условий для развития конкуренции.

Антимонопольное законодательство в большинстве стран запрещает:

  1. Договариваться о ценах;
  2. Ценовой демпинг (временное снижение цен);
  3. Параллельное поведение фирм;
  4. Дискриминацию цен в форме разрушительной конкуренции;
  5. Слияние фирм;
  6. Систему взаимопереплетающихся директоратов;
  7. Разделение рынков сбыта;
  8. Соглашение по ограничению выпуска продукции;
  9. Бойкот;
  10. Искажённую информацию и ложную рекламу.

Объектами антимонопольного регулирования являются предпринимательские монополии  - это не только чистые монополии, но и любые фирмы, контролирующие значительную долю производства какой-либо отрасли и создающие препятствия для конкуренции.

Совокупность мер государственного воздействия на фирмы, обладающие рыночной властью, составляет содержание антимонопольного законодательства, которое имеется во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Бездействие

Все вышеперечисленные политико-экономические  методы решения проблемы монополии имеют определённые недостатки. Некоторые экономисты утверждают, что лучшее, что может сделать правительство, –  отказаться от любого воздействия на монопольное ценообразование [10, с. 335].

Невмешательство государства  в экономику выражается в том, что государство позволяет производить монополии столько продукции, сколько она считает нужным, и продавать её по той цене, которую способен выдержать тот или иной рынок. Главные два препятствия –  это проблема эффективности и справедливости [11, с. 415].

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой