Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение и обобщение мирового опыта антимонопольного регулирования, а так же его особенности в Республике Беларусь. В своей работе я собираюсь сначала отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.
Введение…………………………………
Глава1.Монополия как вид рыночной структуры…..
1.1. Определение монополий…………………………………….
1.2. Виды и типы монополий
1.3. Необходимость антимонопольного регулирования
Глава 2. Мировой опыт антимонопольного регулирования
2.1. Основные современные тенденции мирового
антимонопольного законодательства
2.2. Антимонопольное законодательство США
2.3. Европейская модель антимонопольного законодательства
Глава 3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
3.1. Общая характеристика, особенности, декларируемые цели. Органы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.
3.2. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь. Правовая база антимонопольного контроля……
3.3.О недобросовестной конкуренции
3.4.Специфика и эффективность антимонопольного
законодательства Республики Беларусь
Глава 4. Об итогах работы в области антимонопольной политики на республиканских и местных товарных рынках за 2010 год
- Инструкцию по выявлению монопольных цен, утвержденную постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. № 10 (в редакции постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 4 декабря 2002 г. № 262);
-Инструкцию
по выявлению и пресечению
антиконкурентных соглашений
(согласованных действий) о ценах,
утвержденную постановлением
Министерства предпринимательства
и инвестиций Республики
Беларусь от 28 апреля 2000
г. № 9 (в редакции постановления
Министерства экономики
-Инструкцию
по организации и проведению
проверок по соблюдению
- Правила
проведения государственного
-Инструкцию
по определению доминирующего
положения хозяйствующих
Глава4. Об итогах работы в области антимонопольной политики на республиканских и местных товарных рынках за 2010 год
В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2010 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и органов государственного управления. 11.03.2010 подписан Указ Президента Республики Беларусь № 149 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 и от 23 октября 2006 г. № 631», предусматривающий выделение управлений антимонопольной и ценовой политики в самостоятельные структурные подразделения облисполкомов. Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В отчетном периоде изучено:
на республиканском уровне – 23 товарных рынка;
на местном уровне - 96 местных товарных рынков.
По вопросам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Реестр), по результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Реестр включены:
на республиканском уровне - 6 хозяйствующих субъектов;
на местном уровне - 66 хозяйствующих субъектов.
В связи с утратой доминирующего положения исключены из Реестра:
на республиканском уровне - 2 хозяйствующих субъекта;
на местном уровне - 22 хозяйствующих субъекта.
В соответствии
с Указом Президента Республики Беларусь
от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах
по совершенствованию
на республиканском уровне - выдано 24 заключения о согласии на создание холдингов, ассоциаций, союза и хозяйственной группы при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства; 16 - на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме присоединения; 8 - на реорганизацию юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; 26 - на совершение сделок по приобретению акций (долей) уставных фондов юридических лиц;
на местном уровне - рассмотрено 92 проекта создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано: 31 реорганизация в форме присоединений хозяйствующих субъектов, преобразование 8 хозяйствующих субъектов в ОАО; создание 2 ассоциаций, 10 холдингов, 2 хозяйственных групп, 1 областного государственного объединения. Рассмотрено 53 ходатайства о согласовании сделок по приобретению акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов и согласовано 47 ходатайств, по 6 обращениям согласование антимонопольного органа не требуется. В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:
на республиканском уровне - 54 обращения хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства. Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения по 12 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 9 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»). Подготовлены возражения и принято участие в судебных заседаниях Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь по обращениям 4 хозяйствующих субъектов (ЧТУП «Мир красоты – холдинг», ИООО «Бримстон-Бел», ООО «Информторгсервис», АО «Гриндекс») на решения Департамента ценовой политики Министерства экономики. Судебной коллегией принято решение отказать в удовлетворении жалоб указанных хозяйствующих субъектов. За 2009 – 2010 гг. Апелляционным Советом Национального центра интеллектуальной собственности по поданным возражениям были приняты решения по отмене 15 товарных знаков, в отношении которых Департаментом признаны факты недобросовестной конкуренции, связанные с регистрацией товарных знаков.
В
целях устранения выявленных нарушений
антимонопольного законодательства выданы
предписания 4 хозяйствующим субъектам;
на местном уровне - свыше 220 писем и
заявлений по вопросам антимонопольного
регулирования, соблюдения антимонопольного
законодательства. В рамках контроля за
соблюдением антимонопольного законодательства
облисполкомами, Минским горисполкомом
установлено 17 нарушений антимонопольного
законодательства, допущенных 10 хозяйствующими
субъектами и 7 органами управления.
Заключение
Изучив данную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. В своей работе я попыталась раскрыть понятие монополии, предпосылки ее возникновения, механизм действия на рынке и необходимость государственного регулирования ее деятельности. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития. Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
Опыт
западных стран в антимонопольном
законодательстве велик и разнообразен.
Возникновение подобного
Безусловно,
демонополизация производства, основанного
на государственной собственности,
- это долгий и сложный процесс.
Отчасти преодоление
В
Республике Беларусь сложился уникальный
тип монополизма: государственной
собственности, власти и управления.
Господствуют так называемая чистая
монополия и олигополия. Монопольная
сущность экономической системы
обуславливает невозможность
Приложение
1
Основные
антитрестовские
законы США
Название и дата принятия. | Основное содержание и направленность. | Институты и методы практической реализации. |
Акт Шермана (1890) | Запрещение любых контрактов, сделок и форм межфирменного сотрудничества, в том числе и скрытых, ограничивающих возможность реализации своей продукции на данном рынке другими хозяйственными субъектами; постановка вне закона монополизации, попытки монополизации или скрытой формы монополизации коммерческой деятельности. | Министерство
юстиции:
выдвижение гражданских и уголовных исков. ФТК: отсутствие полномочий. Частные истцы: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба. Генеральные прокуроры штатов: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба |
Акт Клейтона (1914) | Установление
различного уровня цен разным покупателям
ставится вне закона, если оно направлено
на монополизацию или снижение конкуренции;
запрещение
включать в контракт условия, требующие
с другой стороны бойкотировать
продукцию конкурентов в запрет слияний или покупки активов в случае, если это ведет к значительному снижению конкуренции, запрет перекрестных директоратов. |
Министерство
юстиции:
выдвижение гражданских исков. ФТК: выдвижение гражданских исков. Частные истцы: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба. |
Акт о ФТК (1914) | Учреждает ФТК;
наделяет ФТК полномочиями по защите Акта о ФТК и Акта Клейтона; запрещает несправедливые методы конкуренции и обманные методы торговли. |
Министерство
юстиции:
отсутствие полномочий. ФТК: выдвижение гражданских исков. Частные истцы: отсутствие полномочий. |
Приложение 2
Перечень
субъектов хозяйствования,
включенных в Государственный
реестр хозяйствующих
субъектов,
занимающих доминирующее
положение на товарных
рынках города Минска
(по состоянию на 01.11.2010г.)
|