Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и обобщение мирового опыта антимонопольного регулирования, а так же его особенности в Республике Беларусь. В своей работе я собираюсь сначала отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.

Содержание

Введение…………………………………

Глава1.Монополия как вид рыночной структуры…..

1.1. Определение монополий…………………………………….

1.2. Виды и типы монополий

1.3. Необходимость антимонопольного регулирования

Глава 2. Мировой опыт антимонопольного регулирования

2.1. Основные современные тенденции мирового

антимонопольного законодательства

2.2. Антимонопольное законодательство США

2.3. Европейская модель антимонопольного законодательства

Глава 3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

3.1. Общая характеристика, особенности, декларируемые цели. Органы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

3.2. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь. Правовая база антимонопольного контроля……

3.3.О недобросовестной конкуренции

3.4.Специфика и эффективность антимонопольного

законодательства Республики Беларусь

Глава 4. Об итогах работы в области антимонопольной политики на республиканских и местных товарных рынках за 2010 год

Работа содержит 1 файл

Моя работа!!!!правильная.docx

— 98.53 Кб (Скачать)

          2.3. Европейская модель антимонопольного законодательства

     Европейская система более  либеральна. Ярким  примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания. В целом оно либеральнее  американского антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную  деятельность предпринимателей. Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах прошлого столетия ряда нормативных актов в области ограничительной торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 г.г., Закона о перепродажных ценах 1976 г.

     Особенности развития антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданию двух систем контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле хранит различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует правительство о своих решениях и в случае необходимости возбуждает следующие производства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.

     Окончательное решение вопросов по монопольным  ситуациям или антиконкурентной практике осуществляется государственным секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров. Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности. Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в определенных случаях сам налагает соответствующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд.

     В Германии государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в Германии. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики. Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии - в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм. Достаточно либеральным считается антимонопольное законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух -- 75 %. Существуют льготы для фирм, осуществляющих НИОКР. В Венгрии и Югославии антимонопольные законодательства базируются на правовой независимости антимонопольных органов от государственной администрации. Право решения предоставлено обычным судам, так как специальные органы не созданы. В Венгрии обвинения в монопольных действиях могут быть вынесены Генеральным прокурором, Центральной комиссией народного контроля, центральными органами профсоюзов, секретарями исполкомов министерств, центральными советами кооперативов, потребителей, органами контроля и качества. В Югославии такими выступают организации коллективного труда, отраслевые объединения, экономические палаты, потребители, но ущерб возмещается только организациям коллективного труда и потребителям.

     Анализ  зарубежного опыта антимонопольного регулирования  показал:

  1.В конце 19 века на смену спорадическому  антимонопольному движению пришло антимонопольное регулирование, направленное не на устранение крупного производства и монополий вообще, а против монополий, создаваемых на внеэкономической основе, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке и ограничивающих конкуренцию.

  2.Современная антимонопольная политика в развитых странах представляет собой гибкую систему мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и поощрительный характер.

  3.Решающим условием признания виновности в злоупотреблении монопольной властью является не размер компании, не контроль за предложением на рынке и олигопостическое лидерство в ценах, а величина ущерба, наносимого их деятельностью процессу конкуренции и соперникам.

  4.Главной особенностью современного антимонопольного законодательства в развитых странах является его проолигопостический характер, т.е. защита олигополии

  5.Все большее значение при рассмотрении дел, связанных с нарушением данных законов, придается принципу «разумности».

       Глава3. Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

3.1. Общая характеристика, особенности, декларируемые цели. Органы                 антимонопольного регулирования в Республике Беларусь. 

   В Республике Беларусь предприятие признается занимающим доминирующее положение  на рынке определенного товара, если, во-первых, его доля продаж превышает некоторую величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением случаев государственной или естественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты включаются в Государственный реестр монополистов.

      Основу системы антимонопольного регулирования составляют следующие нормативные акты: Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года «О естественных монополиях», кроме того, ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена в нормах Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса. Для осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Республике Беларусь создано специальное ведомство – Департамент по ценовой политике Министерства экономики. Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:

1. Становление  в нерыночной экономике, находящейся  в кризисном состоянии;

2. Формальное  заимствование основных подходов  американского и западно-европейского законодательств. Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов.

3.Охват  практически всех хозяйствующих  субъектов, занимающих монопольное  или доминирующее положение на  рынке (при этом данные понятия  не различаются, а рассматриваются  как тождественные);

4. Выполнение  роли инструмента макро- и микроэкономической  политики;

5. Нацеленность на уменьшение государственного сектора экономики входе приватизации, тогда как в США, например, - на национализацию собственности монополий;

6. Направленность на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе - на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в трансформационной экономике происходит движение от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике, наоборот, - от свободной конкуренции к монополии.

   Мерами  антимонопольного регулирования являются:

- государственный  контроль за деятельностью, ликвидация и реорганизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке;

- контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

- содействие  осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

- регулирование  цен на товары, произведенные  в условиях естественных монополий;

- определение  категорий потребителей, подлежащих  обязательному обслуживанию субъектами  естественных монополий.

     В отношении монополистов в Беларуси акцент делается на  государственном  регулировании цен и ограничении  уровня рентабельности - от 10% до 40% в  зависимости от вида продукции. Департамент по ценовой политике Министерства экономики формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках (Приложение 2) Предприятие исключается из реестра при утрате доминирующего положения на рынке или в случае подписания соглашения с департаментом антимонопольной и ценовой политики Минэкономики об условиях конкурентного поведения, исключающего монополистическую деятельность. В сформированный Минэкономики на 2005 г. государственный реестр монополистов включены 197 субъектов хозяйствования. Количество предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, сократилось в 2004 г. на 37% по сравнению с 2000 г. По отношению к 2003г. количество предприятий-монополистов в стране уменьшилось на 4%. В перечень монополистов вошли практически все крупнейшие предприятия страны. Наибольшее их количество представлено в машиностроении и металлообработке, а также в химической и нефтехимической промышленности. Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступали Государственный комитет, затем - Министерство по антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций. Основными направлениями антимонопольной деятельности Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.

     Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с  учетом:

1) неблагоприятного  состояния экономики, включая  спад производства и хронический  дефицит оборотных средств; 

2) ограниченной  собственной материально-сырьевой  и энергетической базы;

3) высокой  зависимости экономики республики  от процессов в сопредельных  государствах, а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.

     Организационными  мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных  структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, между предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий). Антимонопольная политика в области ценообразования была направлена в основном на сужение сферы прямого государственного регулирования цен на продукцию и услуги предприятии на базе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен. Демонополизацию определяют  как «политику государства, направленную на снижение степени монополизации рынка. Она включает: систему ограничений на слияние и новые межфирменные соглашения, усиливающие монополизацию и ограничивающие конкуренцию. Цель, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации экономики нашли сове отражение в антимонопольном  Законе, Комплексной программе демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь на 1993 г., в Программе демонополизации экономики РБ на 1996-1997 гг., в Программе демонополизации экономики и развития конкуренции РБ на 1998-1999 гг. Основными направлениями антимонопольной политики в настоящее время являются:

1.Сокращение прямого государственного участия в экономике и переход экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

2.Устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций. Холдингов) в сфере производства и реализации товаров, за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;

3.Обеспечение притока конкурирующих товаров на белорусские рынки;

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь