Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и обобщение мирового опыта антимонопольного регулирования, а так же его особенности в Республике Беларусь. В своей работе я собираюсь сначала отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.

Содержание

Введение…………………………………

Глава1.Монополия как вид рыночной структуры…..

1.1. Определение монополий…………………………………….

1.2. Виды и типы монополий

1.3. Необходимость антимонопольного регулирования

Глава 2. Мировой опыт антимонопольного регулирования

2.1. Основные современные тенденции мирового

антимонопольного законодательства

2.2. Антимонопольное законодательство США

2.3. Европейская модель антимонопольного законодательства

Глава 3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

3.1. Общая характеристика, особенности, декларируемые цели. Органы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

3.2. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь. Правовая база антимонопольного контроля……

3.3.О недобросовестной конкуренции

3.4.Специфика и эффективность антимонопольного

законодательства Республики Беларусь

Глава 4. Об итогах работы в области антимонопольной политики на республиканских и местных товарных рынках за 2010 год

Работа содержит 1 файл

Моя работа!!!!правильная.docx

— 98.53 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Кафедра экономики  и управления 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Антимонопольное законодательство и  антимонопольное 

        регулирование: мировой  опыт и особенности  в Республике Беларусь 
 
 
 
 

Студент

ВШУБ, 3-й курс, ВВФ-2      Т.В. Белякова 

Руководитель

канд.экон.наук,

доцент 
 
 
 

                  Минск 2011

           Содержание 

Введение………………………………… 

Глава1.Монополия как вид рыночной структуры…..

1.1. Определение монополий…………………………………….

1.2. Виды и типы монополий

1.3. Необходимость антимонопольного регулирования

Глава 2. Мировой  опыт антимонопольного регулирования

2.1. Основные  современные тенденции мирового

        антимонопольного законодательства

2.2. Антимонопольное законодательство США

2.3. Европейская модель антимонопольного законодательства

Глава 3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

3.1. Общая характеристика, особенности, декларируемые цели. Органы                 антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

3.2. Государственная антимонопольная политика в Республике    Беларусь. Правовая база антимонопольного контроля……

3.3.О недобросовестной конкуренции

3.4.Специфика  и эффективность антимонопольного

      законодательства Республики Беларусь 

Глава 4. Об итогах работы в области антимонопольной политики на республиканских и местных товарных рынках за 2010 год

Заключение

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Литература 
 
 

             Введение 

           Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

            При монополии же монополист является единственным производителем товаров. В целом предложение  у монополиста будет меньше, чем  предложение в условиях свободной  конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными  издержками для общества, так как  меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские  законы запрещают фирмам монополизацию  большинства рынков.  Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как  оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом  в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

     Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных  мер, осуществляемых государством и  направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции  и не допустить чрезмерной монополизации  рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное  регулирование включает регулирование  уровня концентрации и монополизации  производства, стратегии и тактики  предприятий, внешнеэкономической  деятельности, ценовое и налоговое  регулирование. Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

      Целью настоящей работы является изучение и обобщение мирового опыта антимонопольного регулирования, а так же его особенности  в Республике Беларусь. В своей  работе я собираюсь сначала отобразить саму сущность понятия  монополии, затем  перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и  потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей  стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Глава 1. Монополия как вид рыночной структуры

               1.1 Определение монополий 

      Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное  право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка, абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

      Чистая  монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый  продукт в известной степени  уникален. Это можно отнести к  естественным монополиям, когда увеличение числа  фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером может являться муниципальные коммунальные  службы. Монополия возникает там  и тогда, где и когда великие  барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией  от масштаба, с естественной монополией. Государство создает официальные  барьеры, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли огромную роль в  развитии таких компаний, как «Ксерокс», «Истман Кодак», «Сони».  Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например на естественные факторы производства) Хрестоматийным примером является деятельность компании «Де Бирс», которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  местными  властями и  правительственными организациями.  Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

    1. монополист является единственным производителем данного товара;

      2) продукция носит уникальный характер  в том смысле, что не имеет  близких заменителей;

  1. проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает  рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
  2. степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

      Адам  Смит писал о ценах, устанавливаемых  фирмой - монополистом за товар на рынке: “Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить”. Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары. Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

      Подведем  итоги. Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами  в отрасль. 
 
 
 
 

           1.2. Виды и типы монополий 

     Фирма, обладающая монопольной властью  проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого». Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

     Естественная  монополия. Возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

     Административная  монополия. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Очевидно,  что административной монополии конкуренция угрожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в рыночной экономике. Опираясь на отраслевые министерства, предприятия-гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объективно тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Монополия внешней торговли надежно ограждает их и от иностранных конкурентов.

     Экономическая монополия. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

     Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому  вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли. Современная экономическая теория выделяет три типа монополий: 1) монополия отдельного предприятия; 2) монополия как соглашение; 3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь