Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и обобщение мирового опыта антимонопольного регулирования, а так же его особенности в Республике Беларусь. В своей работе я собираюсь сначала отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.

Содержание

Введение…………………………………

Глава1.Монополия как вид рыночной структуры…..

1.1. Определение монополий…………………………………….

1.2. Виды и типы монополий

1.3. Необходимость антимонопольного регулирования

Глава 2. Мировой опыт антимонопольного регулирования

2.1. Основные современные тенденции мирового

антимонопольного законодательства

2.2. Антимонопольное законодательство США

2.3. Европейская модель антимонопольного законодательства

Глава 3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

3.1. Общая характеристика, особенности, декларируемые цели. Органы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

3.2. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь. Правовая база антимонопольного контроля……

3.3.О недобросовестной конкуренции

3.4.Специфика и эффективность антимонопольного

законодательства Республики Беларусь

Глава 4. Об итогах работы в области антимонопольной политики на республиканских и местных товарных рынках за 2010 год

Работа содержит 1 файл

Моя работа!!!!правильная.docx

— 98.53 Кб (Скачать)

     Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии  можно считать «порядочным», поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами. Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на «нет» конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях. Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест. Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен. Конгломерат - монополистическое объединение, образованное путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства. Причины существования монополий.

     1: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. Чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

      2: одна единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

     3: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

          1.3. Необходимость антимонопольного регулирования 

     Отношение общества и государства к монополиям всегда было двойственным вследствие противоречивой роли монополий в  экономике страны. С одной стороны,  существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством,  что и позволило  им  завоевать господствующее положение на рынке (кроме,  однако,  «естественных монополий»,  не всегда по праву получающих  доступ  к той или иной деятельности на рынке).  Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать  издержки и в целом экономить ресурсы.  Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех  начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.

           С другой стороны, количество негативных факторов существования  монополий значительно больше и  первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

     Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими  развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает  экономические предпосылки для  ограничения введения в производство новшеств. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

     Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает цели монополии  — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически «хилых» предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

     За  свою историю человечество накопило немалый опыт  столкновений  с  монополиями и убедилось, что  монополия – это экономическое  зло. Появление монополий  нарушает нормальную работу  рыночных механизмов, а это вредно для интересов  нации в целом. И потому большинство  стран мира постепенно пришло к пониманию  необходимости борьбы с монополией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Глава 2. Мировой опыт антимонопольного регулирования

                         2.1. Основные современные тенденции мирового

                               антимонопольного законодательства 

     Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных  мер, осуществляемых государством и  направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции  и не допустить чрезмерной монополизации  рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное  регулирование включает регулирование  уровня концентрации и монополизации  производства, стратегии и тактики  предприятий, внешнеэкономической  деятельности, ценовое и налоговое  регулирование. Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство.

     Антимонопольное законодательство - это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества. В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Разработка и принятие антимонопольного законодательства - одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.  При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка — взаимодействие конкурентных и монопольных сил.

     Существуют  две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение  создания монополий;

2) ограничение  использования монопольной власти.

     Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные  службы, основной задачей которых  является контроль монополистических  тенденций в стране. Антимонопольные  службы не являются частью законодательной  власти, но их компетенция позволяет  им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права  действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить  поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны  для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами. В развитых странах антимонопольное регулирование стало регулярной функцией государства с конца 19 века и базируется на сложившейся системе рыночных отношений, антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на нормах, закреплённых крупными международными соглашениями. В ряде стран приняты также законы против недобросовестной конкуренции (включая мошенничество) в производстве и торговле. На общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США это - Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства юстиции. В Германии действует Федеральное ведомство государственного надзора за деятельностью картелей и монопольная комиссия, в Англии - Комиссия по вопросам слияний и монополизации и Судебная палата по вопросам свободной торговли, во Франции и Испании - Совет по делам конкуренции, в Японии - Комитет по справедливым сделкам.

     Исторически сложилось две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии. Первая - объявляет все монополии противоправными. Вторая - запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью. Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           2.2. Антимонопольное законодательство США

     Первый  антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году. Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное  законодательство было принято в  других штатах США. Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную проверку временем. В США основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и Клейтона, закон о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера-Кефовера. Эти три нормативных акта с последующими изменениями и дополнениями составили костяк антимонопольного законодательства США. Более подробная характеристика антитрестовских законов США представлена в приложении 1. Антимонопольный закон Шермана 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется "всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности. .." В этом законе также указывается, что "каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую-либо отрасль торговой операции... будет считаться правонарушителем". В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление", карающееся не только денежными штрафами, но и тюремным заключением. В особых случаях суд может вынести решение о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий. С точки зрения американского законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы. Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний.

     Но  вскоре судебная практика в США нашла  инструмент, посредством которого жесткое  правило запрета всякой монополии  нашло смягчение. Таким инструментом стало так называемое «правило разумности», одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как «неразумные» согласно принципам общего права.

          Реализация  задач системы антимонопольной  защиты общества осуществляется путем  опоры на существующую в стране систему  разделения властей  и включения  в данный механизм множества государственных  органов, относящихся к законодательной, исполнительной и судебной власти, контролирующих друг друга и пресекающих  возможные отклонения в антимонопольной  деятельности того или иного института  от общенациональных интересов.  Все  эти органы вместе взятые и каждый из них в отдельности в свою очередь находится под пристальным вниманием широкой общественности. Любое неверно принятое решение будет оспорено компанией или частным лицом, понесшим в его результате ущерб. К этому будут привлечены и другие государственные органы, контролирующие данный процесс. Таким образом, каждый из занятых в системе антимонопольной защиты институтов  сопряжен с другими сетью взаимного контроля  и координации усилий.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь