Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение и обобщение мирового опыта антимонопольного регулирования, а так же его особенности в Республике Беларусь. В своей работе я собираюсь сначала отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.
Введение…………………………………
Глава1.Монополия как вид рыночной структуры…..
1.1. Определение монополий…………………………………….
1.2. Виды и типы монополий
1.3. Необходимость антимонопольного регулирования
Глава 2. Мировой опыт антимонопольного регулирования
2.1. Основные современные тенденции мирового
антимонопольного законодательства
2.2. Антимонопольное законодательство США
2.3. Европейская модель антимонопольного законодательства
Глава 3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
3.1. Общая характеристика, особенности, декларируемые цели. Органы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.
3.2. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь. Правовая база антимонопольного контроля……
3.3.О недобросовестной конкуренции
3.4.Специфика и эффективность антимонопольного
законодательства Республики Беларусь
Глава 4. Об итогах работы в области антимонопольной политики на республиканских и местных товарных рынках за 2010 год
Согласно
нормам Указа государственные органы
(их должностные лица) должны представлять
по запросу антимонопольного органа
в установленные им сроки документы
и сведения, необходимые для осуществления
антимонопольным органом
Установление
факта доминирующего положения
хозяйствующих субъектов
В
целях получения
3.5. Специфика и эффективность антимонопольного
законодательства
Республики Беларусь
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь представлено значительным количеством нормативных правовых актов. Но
опыт применения законодательства свидетельствует о том, что в целях эффективного регулирования необходимо его дальнейшее совершенствование. Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит
из: - Конституции Республики Беларусь (ст. 13); - норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК);- Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (в редакции законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364-З и от 2 декабря 2002 года № 154-З) (далее - Закон о противодействии монополистической деятельности); - Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь. Акты антимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси. Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в том числе экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован. Другое законодательство Республики Беларусь содержит запрет конкретной экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В частности, указанный запрет материализован в части второй п. 1 ст. 9 ГК, которая не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке.
Однако диапазон действия запрета, закрепленного в ст.9 ГК, ограничен. Во-первых, он распространяется только на участников гражданского оборота (граждан и юридические лица) и применяется к отношениям с участием иностранных лиц (иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и иностранных юридических лиц), если иное не предусмотрено ГК и международным договором. Во-вторых, запрет распространяется на товарные рынки, где конкуренция по объективным причинам отсутствует: это рынки естественных, государственных и временных монополий. В-третьих, по субъектному составу запрет распространяется на тех лиц, которые обладают доминирующим положением на рынке. Названный запрет не применяется к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой. Действие Закона о противодействии монополистической деятельности не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, нераскрытой информации, товарных знаков и авторских прав. Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными актами законодательства. Положения Закона о противодействии монополистической деятельности применяются также в тех случаях, когда субъекты права (хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках), совершают действия (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции либо влекут за собой другие неблагоприятные последствия на товарных рынках. Иные правила могут быть установлены нормами международного права. Актами законодательства в соответствии с нормами международного права могут устанавливаться изъятия по отнесению иностранных государств, международных организаций, физических и юридических лиц, лиц без гражданства и других субъектов права к числу потребителей.
Деятельность
хозяйствующих субъектов
Доминирующее положение хозяйствующих субъектов на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций) и хозяйствующих субъектов других государств на товарных рынках Республики Беларусь определяется в соответствии с нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь, и иными нормами международного права. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;
2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам (далее - конкуренты) долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим». А понятие «конкуренция» - как состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону о противодействии монополистической деятельности, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Следующими
в иерархии нашего национального
антимонопольного законодательства стоят
названные выше законы (Закон о
противодействии монополистической
деятельности и Закон о естественных
монополиях). Ключевое место среди
них занимает Закон о противодействии
монополистической
Закон
о противодействии
Нужно
помнить и о сфере действия
Закона о естественных монополиях.
В ст. 2 этого Закона отмечено,
что «регулирование деятельности
субъектов естественных монополий,
предусмотренное настоящим
- Положение
о государственном реестре
субъектов естественных