Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и обобщение мирового опыта антимонопольного регулирования, а так же его особенности в Республике Беларусь. В своей работе я собираюсь сначала отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.

Содержание

Введение…………………………………

Глава1.Монополия как вид рыночной структуры…..

1.1. Определение монополий…………………………………….

1.2. Виды и типы монополий

1.3. Необходимость антимонопольного регулирования

Глава 2. Мировой опыт антимонопольного регулирования

2.1. Основные современные тенденции мирового

антимонопольного законодательства

2.2. Антимонопольное законодательство США

2.3. Европейская модель антимонопольного законодательства

Глава 3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

3.1. Общая характеристика, особенности, декларируемые цели. Органы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

3.2. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь. Правовая база антимонопольного контроля……

3.3.О недобросовестной конкуренции

3.4.Специфика и эффективность антимонопольного

законодательства Республики Беларусь

Глава 4. Об итогах работы в области антимонопольной политики на республиканских и местных товарных рынках за 2010 год

Работа содержит 1 файл

Моя работа!!!!правильная.docx

— 98.53 Кб (Скачать)

     Согласно  нормам Указа государственные органы (их должностные лица) должны представлять по запросу антимонопольного органа в установленные им сроки документы  и сведения, необходимые для осуществления  антимонопольным органом функций  в соответствии с законодательством (определение состояния товарных рынков, степени их монополизации  и концентрации, рассмотрение вопросов недобросовестной конкуренции и  интеллектуальной собственности (товарных знаков), др.). В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», статьей 10 Закона Республики Беларусь «О естественных монополиях» антимонопольный орган осуществляет формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (Реестр) и Государственного реестра естественных монополий.

     Установление  факта доминирующего положения  хозяйствующих субъектов является одной из основных и систематически осуществляемых функций антимонопольного органа при принятии решения о  включении (исключении) в Реестр; изучении уровня монополизации товарных рынков; рассмотрении вопросов реорганизации  хозяйствующих субъектов, а также  создания их объединений; выдаче заключений по сделкам с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество  кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в соответствии с антимонопольным законодательством.

     В целях получения соответствующей  достоверной информации, в том  числе основанной на данных государственной  статистики, обосновывающей принятие антимонопольным органом мотивированных решений по всем направлениям государственной  антимонопольной политики, с учетом возможных последующих судебных разбирательств, требующих наличие  соответствующей доказательной  базы, представление государственными органами (их должностными лицами) необходимых для антимонопольного органа документов и сведений закреплено на уровне Указа Президента Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.5. Специфика и эффективность антимонопольного

                           законодательства  Республики Беларусь  

      Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь представлено значительным количеством нормативных правовых актов. Но

опыт  применения законодательства свидетельствует  о том, что в целях эффективного регулирования необходимо его дальнейшее совершенствование. Антимонопольное  законодательство можно определить как систему нормативных   правовых   актов,  содержащую  правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной   конкуренции, предотвращения,    ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

      Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь  состоит

из: - Конституции Республики Беларусь (ст. 13); - норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК);- Закона  Республики  Беларусь  от  10  декабря  1992  года  «О противодействии    монополистической   деятельности    и    развитии конкуренции»  (в редакции законов Республики Беларусь от  10  января 2000 года № 364-З и от 2 декабря 2002 года № 154-З) (далее - Закон о противодействии монополистической деятельности); -  Закона  Республики  Беларусь от  16  декабря 2002  года  «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) и других  актов законодательства,  а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь. Акты   антимонопольного  законодательства  Республики  Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии  занимает Конституция Республики Беларусь,  имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси. Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя,  что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в том числе экономическая   деятельность,   которая    направлена  на монополизацию   и  недобросовестную  конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован. Другое  законодательство  Республики Беларусь  содержит  запрет конкретной   экономической  деятельности,  которая   направлена   на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В частности, указанный запрет  материализован в части второй п. 1 ст.  9   ГК,  которая  не допускает   использование  гражданских  прав  в  целях   ограничения конкуренции,  а также злоупотребления своим доминирующим  положением на рынке.

  Однако диапазон действия запрета, закрепленного в  ст.9 ГК, ограничен.  Во-первых, он  распространяется  только  на  участников гражданского  оборота (граждан и юридические лица) и применяется к отношениям с участием иностранных лиц (иностранных граждан, лиц  без гражданства, беженцев и иностранных юридических лиц), если иное не предусмотрено ГК и международным  договором. Во-вторых, запрет распространяется на товарные рынки, где конкуренция по объективным причинам  отсутствует: это рынки естественных, государственных и временных монополий. В-третьих, по субъектному составу запрет распространяется на тех лиц, которые   обладают   доминирующим положением  на  рынке. Названный запрет не  применяется к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой. Действие Закона о противодействии монополистической деятельности не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов,   топологий    интегральных микросхем, нераскрытой информации, товарных знаков и авторских прав. Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг,  за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными актами законодательства. Положения  Закона о противодействии   монополистической деятельности применяются также в тех случаях, когда субъекты права (хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках), совершают действия (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которые приводят или могут привести к    ограничению   конкуренции либо   влекут   за   собой другие неблагоприятные последствия на товарных рынках. Иные  правила могут быть установлены нормами международного права. Актами    законодательства в соответствии с нормами международного права могут устанавливаться изъятия по отнесению иностранных государств,  международных  организаций,  физических  и юридических  лиц,  лиц без гражданства и других  субъектов  права  к числу потребителей.

      Деятельность  хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, занимающих доминирующее  положение на товарных рынках других государств (групп государств, международных  организаций), а также хозяйствующих  субъектов других государств, осуществляющих монополистическую деятельность на товарных рынках или в отношении  потребителей,  хозяйствующих субъектов   Республики Беларусь, регулируется  на  основании норм национального  права, а  также  норм международного права.

      Доминирующее  положение  хозяйствующих  субъектов  на товарных рынках других государств (групп государств, международных  организаций) и  хозяйствующих субъектов  других государств  на  товарных рынках Республики Беларусь определяется в соответствии  с  нормами  международных договоров,  действующих  для Республики Беларусь, и иными  нормами международного права.  Доминирующим   признается положение хозяйствующего субъекта:

1)  доля  которого  на  рынке  определенного   товара  превышает предельную  величину, установленную уполномоченным  республиканским органом   государственного  управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

 2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную     предельную    величину,   если   уполномоченным республиканским  органом  государственного управления, исходя   из стабильности   доли  хозяйствующего  субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих  конкурирующим  хозяйствующим субъектам  (далее - конкуренты) долей на товарном рынке, возможности доступа  на  этот  рынок  новых  конкурентов  или  иных  критериев, характеризующих  товарный  рынок, будет установлено,  что  положение хозяйствующего   субъекта   является   доминирующим».  А    понятие «конкуренция»  - как состязательность хозяйствующих  субъектов,  при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность  каждого из  них односторонне воздействовать  на  общие условия   обращения товаров  на  соответствующем  товарном   рынке. Недобросовестная  конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в    предпринимательской    деятельности     действия хозяйствующих    субъектов,   которые    противоречат    Закону    о противодействии    монополистической    деятельности,    требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим  хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб  их деловой репутации.

      Следующими  в  иерархии  нашего национального  антимонопольного законодательства стоят  названные выше законы (Закон о  противодействии   монополистической  деятельности и Закон о естественных монополиях). Ключевое место среди  них занимает Закон о противодействии  монополистической деятельности, который  является первым белорусским антимонопольным  законодательным актом (первая  его  редакция была принята  в  декабре  1992 г.). В нем содержится  понятийный  аппарат антимонопольного законодательства, положения  о   функциях  и  компетенции  антимонопольных органов, характеризуются основные  виды монополистической   деятельности  и признаки составов нарушений антимонопольного законодательства,  приводится система предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности  и  недобросовестной конкуренции, а также  положения  о принятии, обжаловании и исполнении решений и предписаний  антимонопольных органов.

      Закон о противодействии монополистической  деятельности содержит  (основополагающий  принцип  контроля за  злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип   запрета   монополий).  Так,  в ст.  9   данного   Закона установлено,  что в случае,  когда положение на товарном  рынке хозяйствующего  субъекта  или нескольких  хозяйствующих   субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями  деятельности.  Правовой   и   экономической базой Закона  о противодействии монополистической деятельности является структурно-регулятивный принцип.  Это означает,  что с помощью данного Закона  государство предполагает комплексно решать возникающие в этой сфере проблемы: не только      противодействовать      происходящим      противоправным монополистическим проявлениям,  но  и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей  между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка. Существенной особенностью Закона о противодействии монополистической деятельности является его   экстерриториальный характер. Это выражается в том, что нормы данного Закона применяются и в тех случаях, когда действия и соглашения, указанные в ст.3 Закона о противодействии монополистической деятельности, совершаются или  заключаются за пределами территории Республики  Беларусь.  Для того    чтобы    применить   правила   Закона к таким соглашениям  (действиям),  необходимо  доказать,  что  они приводят  или  могут привести к ограничению конкуренции  или  влекут другие отрицательные последствия на рынках Республики Беларусь.   Много внимания уделено в Законе о противодействии монополистической деятельности разнообразным формам недобросовестной конкуренции.

      Нужно помнить и о сфере действия  Закона о естественных монополиях.  В ст.  2  этого  Закона отмечено,  что «регулирование деятельности  субъектов  естественных монополий, предусмотренное настоящим Законом, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, если  иное  не  установлено законодательством». Тем более, что сферы деятельности субъектов естественных монополий строго очерчены указанным Законом и расширительному толкованию не подлежат. Это - транспортировка  нефти и  нефтепродуктов  по  магистральным трубопроводам;  транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии;  централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования;  услуги,  оказываемые  коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;  услуги транспортных терминалов, аэропортов(ст. 3). С  одной  стороны, он устанавливает возможность принудительного  исполнения  решения  антимонопольного  государственного органа  в судебном  порядке. «В случае неисполнения субъектом естественной монополии   решения органа регулирования деятельности субъектов естественных  монополий этот орган вправе предъявить  в  суд  иск  о понуждении  субъекта естественной монополии исполнить решение,  если иной  порядок  исполнения  решений не установлен  законодательством» (часть вторая ст. 19), с другой - возможность обжалования в судебном порядке решений этого органа. «Решения, иные действия (бездействие) органа  регулирования деятельности субъектов естественных монополий могут быть обжалованы субъектами   естественных монополий, республиканскими органами государственного      управления, государственными организациями, подчиненными     Правительству Республики  Беларусь, местными исполнительными и  распорядительными органами, потребителями, общественными организациями (объединениями) потребителей,  иными юридическими и физическими  лицами  в  судебном порядке. В случае обжалования решения органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий его исполнение  приостанавливается до вступления в силу решения суда» (ст. 20). Среди  других  актов  антимонопольного  законодательства  нужно назвать следующие:

- Положение   о  государственном  реестре   субъектов  естественных монополий,   утвержденное  постановлением Министерства  экономики Республики Беларусь  от 29 апреля 2003 г. № 98;

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь