Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и обобщение мирового опыта антимонопольного регулирования, а так же его особенности в Республике Беларусь. В своей работе я собираюсь сначала отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.

Содержание

Введение…………………………………

Глава1.Монополия как вид рыночной структуры…..

1.1. Определение монополий…………………………………….

1.2. Виды и типы монополий

1.3. Необходимость антимонопольного регулирования

Глава 2. Мировой опыт антимонопольного регулирования

2.1. Основные современные тенденции мирового

антимонопольного законодательства

2.2. Антимонопольное законодательство США

2.3. Европейская модель антимонопольного законодательства

Глава 3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

3.1. Общая характеристика, особенности, декларируемые цели. Органы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

3.2. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь. Правовая база антимонопольного контроля……

3.3.О недобросовестной конкуренции

3.4.Специфика и эффективность антимонопольного

законодательства Республики Беларусь

Глава 4. Об итогах работы в области антимонопольной политики на республиканских и местных товарных рынках за 2010 год

Работа содержит 1 файл

Моя работа!!!!правильная.docx

— 98.53 Кб (Скачать)

-другие действия, противоречащие требованиям актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.Таким образом, во избежание ограничения конкуренции субъекты хозяйствования не должны создавать ситуацию, в которой предпринимательская деятельность конкурента станет убыточной либо будет осуществляться на крайне невыгодных для него условиях.

Поставщикам товаров и розничным  торговым организациям не допускается заключать  договоры (соглашения), если:

-таким договором (соглашением) поставщик товара предъявляет розничной торговой организации требование не допускать товар хозяйствующего субъекта - конкурента для продажи. Данный запрет не распространяется на договоры (соглашения) об организации розничной торговой организацией продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием поставщика или производителя;

-таким соглашением (договором) навязывается приобретение услуг, непосредственно не связанных с поставкой (передачей) товаров (консультационных, информационных, рекламных и тому подобных услуг);

-такие договоры (соглашения) или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

   Розничным торговым организациям и поставщикам  товаров не допускается осуществление  недобросовестной конкуренции, в том  числе:

-распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки конкурентам, дискредитировать их либо нанести ущерб их деловой репутации;

-некорректное сравнение поставляемых или реализуемых товаров с товарами, поставляемыми или реализуемыми конкурентами, условий реализации товаров с условиями реализации конкурентов;

-незаконное использование фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара;

-незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;

-приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации конкурентов, средств индивидуализации их продукции или услуг.

     Факт  недобросовестной конкуренции в  административном порядке может  быть установлен антимонопольным органом, функции которого в соответствии с нормой подпункта 1.1 пункта 1 Указа  Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 "О некоторых мерах  по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции" выполняет Министерство экономики  на товарных рынках республики, структурные  подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов  – на товарных рынках областей. Приложение 3 (Указ). Порядок принятия решения определяется Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 № 61. 
В соответствии с пунктом 5 Инструкции в департамент (управление антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома) подаются заявление хозяйствующих субъектов о нарушении антимонопольного законодательства в письменной форме с приложением документов (в подлиннике или надлежаще заверенных копиях),свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства..
 
 
 
 
 
 
 

 

            3.4. Совершенствование антимонопольного регулирования

                                            в экономике   РБ 

     В целях совершенствования антимонопольного регулирования в РБ необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в  сфере государственной антимонопольной  политики. Активное использование опыта  стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению  антимонопольного законодательства РБ в эффективный регулятор рыночных отношений.

      Роль  государства как регулирующего  органа, сдерживающего монополистические  тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете  монополий как таковых, а в  создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей. Основными направлениями деятельности государства должны являться: разработка и совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование предпринимательской деятельности. Следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. Важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.

     К актуальным перспективным мерам  правительственной политики в области  антимонопольного регулирования относятся:

-продолжение структурных преобразований в экономике Республики Беларусь,  особенно в отраслях естественных монополий;

-совершенствование  нормативной  базы  для  организации  эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

-регулирование и контроль инвестиционных программ;

-создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее дерегулирование этих видов деятельности;

-повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;

-приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;

-целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;

-сокращение практики перекрестного  субсидирования  различных  групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

     Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также  упорядочение взаимоотношений антимонопольных  органов с другими органами исполнительной власти. В целях усиления конкуренции  со стороны предпринимателей необходимо устранить барьеры, противодействующие выходу на рынки новых хозяйственных единиц. Целесообразно существенно сократить общий перечень лицензируемых видов деятельности, сохранив в нем только те, которые действительно могут наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей. В остальных случаях целесообразно рекомендовать сертификацию товаров или услуг в соответствии с общепринятой международной практикой. Кроме того, следует законодательно распределить полномочия между государственными органами - парламент определяет перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, а правительство - процедуру лицензирования.

О совершенствовании  антимонопольного регулирования

В целях совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

Указ  Президента Республики Беларусь направлен  на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.

   В Указе расширяются права антимонопольного органа, в части:

  • возможности применения действенных мер, направленных на пресечение монопольных действий органов управления и юридических лиц, приводящих к ограничению или устранению конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию;
  • заключения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);
  • обращения в установленном порядке в суды без уплаты государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства;
  • осуществления иных прав, определяемых другими законодательными актами и постановлениями Правительства.

   Реализация  указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную  антимонопольную политику. Указ расширяет права антимонопольного органа по пресечению действий (бездействия), в том числе по отмене не соответствующих законодательству правовых актов,  совершенных (изданных, принятых) государственными органами, объединениями юридических лиц, результатом которых может являться ограничение конкуренции.

Практика  рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.

Данная  норма не является наделением антимонопольного органа дополнительными полномочиями, а конкретизирует права, предоставленные  антимонопольному органу Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции».

   Перечень  указанных в Законе ограничений  действий юридических лиц, государственных  органов и их должностных лиц  не содержит прямого запрета на осуществление  действий, направленных на:

  • ограничение конкуренции при межобластных поставках товаров;
  • наделение государственными органами, иными организациями (их должностными лицами) своими полномочиями коммерческих и некоммерческих организаций, что порождало возможность злоупотреблений и требовало закрепления мер их пресечения на высоком законодательном уровне – на уровне Указа Президента Республики Беларусь.

   Указ  позволит упростить действующий  порядок и административные процедуры, осуществляемые антимонопольным органом  при государственном антимонопольном  контроле за экономической концентрацией посредством введения пороговых значений.

   Введение  пороговых значений не является новой  административной процедурой, а наоборот сократит количество обращений в  антимонопольный орган по вопросам согласования приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами  прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.

В этих случаях при применении абзаца шестого  пункта 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции» необходимо получение согласия антимонопольного органа при приобретении прав пользования и (или) распоряжения 20 процентами и более акции (долей) в уставном фонде юридического лица на основании договора купли-продажи (договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности, договора поручения), только  если:

  • балансовая стоимость активов юридического лица, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату, превышает 100 тыс. базовых величин;
  • или объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового, предшествующего году приобретения, превышает 200 тыс. базовых величин.

   При этом указанные нормы касаются только случаев приобретения прав, позволяющих  реально определять условия ведения  хозяйствующим субъектом его  предпринимательской деятельности, изложенных в абзаце 6 п. 2 статьи 12 Закона, а порядок получения согласия антимонопольного органа на  сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов не изменяется в связи с принятием Указа и будет по-прежнему осуществляется в случаях, определенных в абзацах 2 – 5 пункта 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

     Введение  пороговых значений исходит из многолетней  практики антимонопольного органа Республики Беларусь и согласуется с мировым  опытом (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного  совета по антимонопольной политики СНГ (МСАП), Международной конкурентной сети, ФАС РФ, Антимонопольного комитета Украины) в области конкурентной политики, при котором в антимонопольном  законодательстве в качестве критериев  пороговых значений для получения  согласия антимонопольного органа при  экономической концентрации применяются  стоимость активов или годовой  оборот компаний.

   В Указе на законодательном уровне закрепляется право антимонопольного органа заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение  на товарных рынках, в которых определяются :

  • обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц;
  • пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

В соответствие с нормами Указа организации  – монополисты принимают на себя обязательства по недопущению нарушения  антимонопольного законодательства и  соблюдению пределов изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в  условиях освобождения от обязанности  формирования (применения) регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), предусмотренной для юридических  лиц, включенных в Государственный  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Такая мера, с учетом проводимой политики по либерализации условий ведения бизнеса, позволит применять в отношении предприятий – монополистов более прогрессивный метод регулирования, позволяющий им развиваться, не осуществляя при этом противозаконную монополистическую деятельность.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь