Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ государственного регулирования и управления антимонопольной деятельности и выявление правильного направления ее деятельности. Так же в курсовой решались задачи по изучению понятия и истории развития монополий, экономической сущности монополий, также задачи по анализу опыта антимонопольного регулирования зарубежных стран и России.
Введение
1. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования
1.1 Понятие, возникновение и развития монополий
1.2 Экономическая сущность и виды монополий
2. Опыт зарубежных стран в антимонопольном регулировании
2.1 Опыт антимонопольного регулирования в странах Западной Европы
2.2 Опыт США в регулировании антимонопольной деятельности
3. Управление и регулирование антимонопольной деятельности в России
3.1 Антимонопольная политика в России
3.2 Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России
3.3 Деятельность федеральной антимонопольной службы России
Заключение
Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические
монополии. Так условно можно
называть монополии, возникновение
которых продиктовано либо техническими,
либо экономическими причинами, связанными
с проявлением эффекта
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано [3].
С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
Одним из важнейших отличительных признаков монополии является наличие барьеров для входа в отрасль - ограничителей, которые предотвращают появление дополнительных продавцов (включая, в свете происходящей глобализации, стран-продавцов) на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для поддержания монопольной власти. Если бы свободный вход был возможен на монополизированные рынки, то экономические прибыли, получаемые монопольными фирмами, привлекли бы новых производителей и продавцов. Монопольный контроль над ценой окончательно бы исчез, так как рынки стали бы конкурентными.
Стремясь к этой цели,
в США правительственное
В области ценообразования регулирование осуществлялось, как правило, путём установления верхнего предела цены, который фирмы не должны превышать при продаже своей продукции. Основным принципом построения такой цены является возмещение издержек плюс "разумная" прибыль. Под "разумной" прибылью понимается такая норма прибыли, которая выше процента, получаемого по правительственным облигациям, но ниже средней нормы прибыли во всей обрабатывающей промышленности [12].
Рассматривая
Другой проблемой, не менее важной, чем предыдущая, является недостаток знаний об истинных нормах прибыли в различных отраслях бизнеса. На самом деле, оценка собственного капитала, нормы прибыли и инвестируемого капитала фирмой-монополистом не всегда объективна. На практике это одна из сложнейших задач. Чем больше догадок и данных, взятых неизвестно откуда, тем больше вероятность ошибок и неверных решений. Отсюда требование к "прозрачности" - в идеале и полном объёме реально недостижимое.
Углублённое изучение проблемы приводит к парадоксальным на первый взгляд результатам. Оказывается, что даже абсолютно точная оценка нормы прибыли в той или иной сфере хозяйственной деятельности сама по себе не способна создать эффективные механизмы контроля и регулирования рыночного процесса в целях его демонополизации [13].
Таким образом, монополия - это довольно устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли она изживёт себя, пока существуют отрасли, в продукции которых есть потребность населения, и пока существует дифференциация общества.
2. Опыт зарубежных
стран в антимонопольном
2.1 Опыт антимонопольного
регулирования в странах
Реализация положений антимоноп
Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания, в которой сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление контроля за предполагаемыми слияниями предприятий, передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен.
Основная задача Комиссии
по монополиям и слияниям заключается
в проведении расследования и
составления докладов по поводу наличия
(или возможности
Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в области ограничения торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975г. и других. Как результат работы над созданием правовых основ регулирования процессов монополизации в 1980 г. был разработан и принят Закон о конкуренции[11].
Во Франции контроль
за монополистической
Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен.
В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ.
Как указывалось выше,
антимонопольное
Опыт законодательства
промышленно развитых стран свидетельствует
о различных методах правового
регулирования пресечения недобросовестной
конкуренции и
2.2 Опыт США в регулировании антимонопольной деятельности
Наиболее разработанным
принято считать антимонопольно
Закон Шермана (1890 год).
Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Вне закона объявляется "всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами". В этом законе также указывается, что "каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую- либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться правонарушителем". В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление".
Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный запрет, а в экстраординарных случаях суд может вынести предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий, как это произошло с огромным концерном "Американ Телефон Энд Телеграф (АТТ)"[11].
Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в результате нарушения кем - либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в случае признания претензий обоснованными - могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в деятельности судебных органов.
Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.
Органы Федерального
правительства, контролировавшие исполнение
Закона Шермана, в ряде случаев преуспели
в реализации антимонопольных программ.
Наиболее запомнившиеся вехи на этом
пути- демонополизация и