Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:20, реферат
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.
Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.
Примерено до середины 19 века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже – к появлению монополий.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Основы антимонопольной политики РФ………………………………. 5
Общее влияние конкуренции на развитие рынка………………….. 5
Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательства РФ…………………………………………………. 7
Система государственной защиты конкуренции……………………. 12
2.1. Основные направления федерального конкурентного регулирования на российских товарных рынках…………………………………………. 12
2.2 Программа развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы……………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………. 19
Список использованной литературы…………………………………………. 20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2.1. Основные направления федерального конкурентного регулирования на российских товарных рынках…………………………………………. 12
2.2 Программа
развития конкуренции в Российской Федерации
на 2009-2012 годы……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………….
20
Введение
В
условиях стремления каждой фирмы к
максимизации прибыли и к расширению
масштабов хозяйственной
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.
Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.
Примерено
до середины 19 века для экономики
развитых стран была характерна совершенная
(свободная), конкуренция, что определялось
небольшими размерами предприятий
и многочисленностью
Конкуренция
– это главный механизм современного
рынка. Создание конкурентной среды
– важнейшее условие
Таким образом, тема является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой теме, мы сталкиваемся довольно часто, и понимание конкуренции даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли.
Целью
реферата является рассмотрение различных
формы конкуренции на рынке и
выявление главных проблем
- раскрытие понятия и сущности конкуренции,
- рассмотрение антимонопольного регулирования отраслей рынка,
-
ознакомление с
-
отражение путей развития
Поставленные задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, её формы, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме.
В
данной работе были использованы информационные
материалы законодательных
1.1.
Общее влияние
конкуренции на
развитие ранка
«Конкуренция» от позднелат. «concurentia» – сталкиваться. В общеупотребительном смысле конкуренция означает соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении наиболее лучших результатов в определенной общественной сфере.1
В экономической науке сложилось несколько определений понятия «конкуренция»:
1. особая
ситуация на рынке, которая
характеризуется двумя
– наличием большого числа независимых покупателей и продавцов товара;
– свободой для покупателей и продавцов входить на рынок или покидать его;
2. постоянно
действующий механизм
3. элемент
рынка, позволяющий наиболее
Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны.
Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором.
Прежде
всего, конкурентные условия хозяйствования
во многом способствуют эффективному
распределению экономических
В
конкурентных экономических условиях
предприниматели самостоятельно ищут
потребителей, чтобы обеспечить цели
своей деятельности: максимизацию прибыли,
расширение объема продаж, увеличение
доли на рынке. Конкуренция понуждает
предпринимателей к эффективным
действиям на рынке, заставляя их
предлагать потребителям более широкий
ассортимент товаров и услуг
по более низким ценам и лучшего
качества. При этом «сигналы рынка»
без искажений доходят до поставщиков
(производителей), позволяя им самостоятельно
принимать решения о
Именно
это способствует прогрессу экономики:
эффективность производства повышается,
создаются условия для
Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать и о негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе. Ясно, что конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а, следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества.
Если цены устанавливаются с учетом спроса и предложения, то такие отношения можно назвать рыночными, ибо именно цены являются регулятором рынка. Только цены отражают соотношение между спросом и предложением.
Поскольку отношения между людьми в рыночном хозяйстве определяются через спрос и предложение, постольку этот механизм чутко реагирует на возникающие потребности людей и лучше способствует их удовлетворению.
Учитывая
спрос, рынок содействует расширению
производства необходимых для потребителя
товаров, для чего производители
начинают осваивать достижения научно-технического
прогресса, улучшать качество товаров,
способствуя тем самым
Таким
образом, важнейшая функция рынка
состоит в эффективном
Под антимонопольным регулированием понимается деятельность государства направленная на защиту прав и интересов участников хозяйственно-экономической деятельности с помощью правовых и экономических механизмов предотвращения ограничения конкуренции и монополизации рынка.
Монополия
и ограничение конкуренции в
большинстве случаев являются явлениями
негативными, разрушительными для
рыночной экономики. Здесь в роли
гаранта и основного защитника
интересов хозяйствующих
Идеальная
модель социально ориентированной
рыночной экономики предполагает равенство
участников экономических отношений,
свободу в принятии ими решений
в вопросах своего поведения на рынке,
недопустимость произвольного вмешательства
кого бы то ни было в их дела, беспрепятственную
возможность выхода на рынок и
ухода с него. Достижению такого
состояния хозяйственной
Государство
косвенно влияет на конкуренцию с
помощью кредитно-денежной и налоговой
политики, распределения государственных
заказов, финансирования фундаментальных
и прикладных научных исследований,
стимулирования инвестиций в модернизацию
устаревшего производства, а также
воздействует прямо и непосредственно
через антимонопольное
Конкуренция способна без применения насильственных административных методов формировать и органично вводить в систему рыночных отношений такие важные рычаги экономики, как качество производства и товаров, ценообразование, хозяйственный расчёт, мотивация к труду и др. Под её влиянием растут или снижаются цены, выявляются и вытесняются с рынка ненужные товары и вовлекаются в рыночный оборот товары, пользующиеся спросом. Хозяйствующие субъекты находятся под бдительным контролем своих конкурентов по рынку соответствующих товаров. Конкуренция производит постоянную селекцию предпринимателей, отбирает и возвышает результативно работающих и вытесняет с рынка тех, кто не способен адаптироваться к постоянно меняющимся его условиям. Ослабление или устранение конкуренции рано или поздно приводит к «застою», «загниванию» экономики, снижает её эффективность, а, в конечном счёте – к падению жизненного уровня людей.
Защита
конкуренции должна рассматриваться
как средство достижения таких целей,
как: защиты профессиональных участников
рынка – конкурентов, защиты прав
и интересов потребителей, развития
экономической системы общества
и эффективного функционирования товарных
рынков, обеспечения иных публичных
социально-экономических