Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:49, курсовая работа
Цель курсовой работы –изучить ценообразование в условиях монополии и обосновать необходимость антимонопольного регулирования. Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть сущность монополии, описать её виды и основные типы;
- раскрыть механизм формирования монопольной цены
- обосновать необходимость антимонопольного законодательства
Введение...................................................................................................................2
I.Монополии в рыночной экономике
1.1.Определение монополии и её характерные черты....................................4
1.2.Виды монополии...............................................................................................6
1.3.Барьеры для вхождения в отрасль.................................................................11
1.4.Типы монополии..............................................................................................17
II.Ценообразование в условиях монополии и его предложение
2.1.Спрос на продукт монополиста......................................................................18
2.2.Монопольная цена...........................................................................................25
III.Антимонопольное регулирование .
3.1.Сущность и механизмы антимонопольного регулирования......................27
3.2.Антимонопольная политика в России..........................................................34
Заключение.............................................................................................................38
Список литературы.............................................................................................................
Содержание:
Введение......................
I.Монополии в рыночной экономике
1.1.Определение
монополии и её характерные
черты.........................
1.2.Виды монополии............
1.3.Барьеры для
вхождения в отрасль...........
1.4.Типы монополии............
II.Ценообразование в условиях монополии и его предложение
2.1.Спрос на
продукт монополиста...........
2.2.Монопольная
цена..........................
III.Антимонопольное регулирование .
3.1.Сущность и
механизмы антимонопольного
3.2.Антимонопольная
политика в России.............
Заключение....................
Список литературы....................
Введение.
В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.
История монополии
достигает глубокой древности. Монополистические
тенденции в разных формах и в
неодинаковой степени проявляются
на всех этапах развития рыночных процессов
и сопровождают их. Но их новейшая история
начинается в последней трети XIX
столетия, особенно во время экономического
кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений
— кризисов и монополий — указывает
на одну из причин монополизации, а
именно: попытку многих фирм найти
спасение кризисных потрясений в
монополистической практике. Не случайно
монополии в тогдашней
Что представляют
собой монополистические
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение
является желанным для каждого предпринимателя
или предприятия. Оно позволяет
им избежать целый ряд проблем
и рисков, связанных с конкуренцией,
занять привилегированную позицию
на рынке, концентрируя в своих руках
определенную хозяйственную власть,
они имеют возможность с
Цель курсовой работы –изучить ценообразование в условиях монополии и обосновать необходимость антимонопольного регулирования. Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть сущность монополии, описать её виды и основные типы;
- раскрыть механизм формирования монопольной цены
- обосновать необходимость
антимонопольного законодательства.
I.Монополии в рыночной экономике.
1.1.Определение монополии и её характерные черты.
Определение монополии.
Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это
фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
Чистая монополия – ситуация , когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
1.Единственный продавец. Чистый , или абсолютный , монополист - это отрасль , состоящая из одной фирмы , которая является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги ; следовательно , в данном случае слова «фирма» и «отрасль» являются синонимами.
2.Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле , что не существует хороших или близких заменителей .С точки зрения покупателей , это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель вынужден приобретать продукт у монополиста или обходится без него. К примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями
3. «Диктующий цену». Отдельная фирма ,действующая в условиях чистой конкуренции , не оказывает влияния на цену продукта, а «соглашается с ценой » .Это связано с незначительностью её доли совокупного предложения . Чистый монополист, напротив , «диктует цену» , поскольку он контролирует общий объём предложения данного продукта. При нисходящей кривой спроса на свой продукт , монополист может изменить его цену , манипулируя количеством предложенного товара.
4.Заблокированное вхождение. Чистый монополист не имеет конкурентов по определению . Но в чём же причина отсутствия конкурентов ? Оказывается , возникновение монополии обусловлено существованием барьеров для вхождения в отрасль . Причём барьеры могут быть экономическими, техническими, юридическими и т.д. Определённые препятствия позволяют монополии удерживать конкурентов от вхождения в отрасль , другими словами , в условиях чистой монополии вхождение в отрасль заблокировано.
5.Реклама.Как же отсутствие заменителей продукции монополистов отражается на их рекламной деятельности ? В зависимости от типа предлагаемого продукта или услуги монополист может рекламировать их , а может и отказаться от рекламы. Например , чистый монополист продающий такой предмет роскоши , как бриллианты , мог бы разместить рекламу во многих изданиях ,чтобы увеличить спрос . В результате некоторые люди , вместо того чтобы поехать в отпуск , купили бы разрекламированный бриллианты . Коммунальные предприятия ,напротив, не видят смысла в широкой рекламе своих услуг и продуктов , поскольку люди ,которым нужна вода ,газ , электричество или телефонная сеть , знают к кому обращаться.
Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой -монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».
Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия
производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые
факторы воздействия
на рыночный спрос, такие,
как реклама, улучшение качества
товара и его внешнего вида,
расширение диапазона предлагаемых
услуг и дифференциацию.
1.2Виды монополии.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1. естественная
2. административная
3.
экономическая.
Естественная монополия.
Естественная монополия
1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в
отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на
масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К
таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку
груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов
или пассажиров перевозятся в данном направлении.
2. Высокие
барьеры входа на рынок,
связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии
связи, столь высоки, что организация подобной параллельной
системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и
трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична)
вряд ли может окупиться.
3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или
услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей
степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды
продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими
товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности
населения или других отраслей промышленности. К таким товарам
относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на
автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения
собственной машины, и они будут пользоваться общественным
транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию
вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее
эквивалентным энергоносителем сложно.
4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых
производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль
из единого центра
в реальном масштабе времени.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за
барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например,
монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть