Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 09:29, творческая работа

Описание работы

Работа содержит презентацию по дисциплине "Экономика"

Работа содержит 1 файл

антимонопольное регулирование.pptx

— 121.49 Кб (Скачать)

Определение монополии 

Монополия — фирма, единственный поставщик  продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Фирма обладает монополией, если она - единственный поставщик продукта, не имеющего близких товаров-заменителей.

Основная  причина возникновения монополии 

Основная  причина возникновения монополии - барьеры на входе в рынок, которые  не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом.

Барьеры на входе в рынок 

• Ключевым ресурсом производства владеет  единственная фирма.

• Правительство предоставило исключительные права на производство некоторой  продукции одной фирме.

• Издержки производства таковы, что  максимальная эффективность производства возможна при наличии на рынке  единственного производителя.

Характерные черты монополии 

Совершенная монополия (так же, как и совершенная  конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий: 

монополист  является единственным производителем данного товара;

продукция носит уникальный характер в том  смысле, что не имеет близких заменителей;

проникновение в отрасль других фирм закрыто  целым рядом обстоятельств, в  результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и  полностью контролирует объем выпуска  производства; 

степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую  сколь угодно высокую цену (любая  компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту  цен). 

Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар. 

Графически  это обстоятельство отражается с  помощью отрицательного наклона  графика индивидуального спроса на продукцию монополии (рис.1).

 

Эта особенность приводит к тому, что  график спроса для монополиста уже  не совпадает с графиком предельного  дохода, как это наблюдается в  случае совершенной конкуренции. Каждый последующий экземпляр товара не только сам имеет меньшую цену, чем предыдущий, но и удешевляет всю партию товара, предназначенную  монополистом к продаже.

Попытаемся  определить правило максимума прибыли  для монополиста. Монополист пытается максимизировать прибыль, увеличивая разницу между общим доходом  и общими издержками. Следовательно, для монополиста, верно, что в  точке максимума прибыли MR=MC (т.е. предельный доход равен предельным издержкам). 

Равенство предельного дохода предельным издержкам  для монополиста также является критерием для определения оптимального объёма продаж(Qm). А поскольку монополист не может повлиять на спрос потребителей, то для определения монопольной цены при данном объёме Qm необходимо подняться до кривой спроса D. Итак, монопольная цена будет равна Pm. 

Если  монополист захочет сократить объем  продаж, то он явно недополучит определенную часть возможной прибыли, так  как предельный доход MR будет превышать предельные издержки MC. На графике возможный проигрыш монополиста в этом случае характеризуется заштрихованным участком слева.

Антимонопольная политика 

Учитывая  свойство монополий стремиться к  приобретению чрезмерной экономической  власти, государства практически  всех стран с рыночным типом экономики  проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в  деятельность монополий, сообразуясь  со своими представлениями о степени  общественной опасности  тех или  иных монопольных структур.

Более того, эта политика в последние  десятилетия всё чаще выступает  не в форме отдельных разовых  мероприятий, а в качестве одной  из постоянных функций государства.  
 

 

В разных странах  и  в различные периоды  преобладают те или иные государственные  воздействия на монополии. Но, как  правило,   в наиболее общем  плане в странах  с рыночным типом экономики выделяется три  основных направления:

 

1)активизация  конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью  тех или иных мер по либерализации  рынков;

  2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;

  3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.

Либерализация  рынков. 

главная задача данного направления  сводится к тому, чтобы создать в экономике  обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным  отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную  профилактику в экономике и обществе.

Государственное регулирование 

Немаловажным  направлением государственного вмешательства  в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование  фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены или “справедливой нормы прибыли”. Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии.

Антимонопольное законодательство 

Очевидное зло, приносимое чрезмерной экономической  властью тех или иных монополий, заставляет страны с рыночным типом  экономики прибегать нередко  к прямому недопущению, подавлению или устранению монополистических  структур с помощью специального антимонопольного законодательства. 

Особенности монополизма в  РФ 

Накопленный странами с “рыночной” экономикой опыт антимонопольной борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно изучаться и использоваться в различных конкретных случаях  обуздания конкретных монополий, в  целом не может служить основой  для разработки общей программы  действий по демонополизации постсоциалистической экономики

  Антимонопольная политика рыночных  стран не носит “системоотрицающего” характера, т.е. не направлена на качественные преобразования сложившегося типа экономической системы

Достаточно  эффективное функционирование экономики  в современных, преимущественно  рыночных странах, невозможно без постоянного  балансирования между элементами монополии  и конкуренции, без обеспечения  того или иного сочетания двух важнейших начал эффективности  современного общественного воспроизводства.  

Эта политика направлена не на устранение монополий, а лишь на поддержание  необходимого равновесия между двумя  основными составляющими эффективности.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную  политику в России, является Министерство по антимонопольной  политике и поддержке  предпринимательства. Его права и  возможности достаточно широки, а статус соответствует положению  аналогичных органов  в других странах  с рыночной экономикой. 

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих  субъектов, а также за соблюдением  антимонопольного законодательства при  приобретении акций, паев, долей участия  в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность  предприятий и должностных лиц  за нарушение антимонопольного законодательства.

Но  в целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования. 

Заключение 

Высокий уровень монополизации и его  резко отрицательное влияние  на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной  политики. Более того, Россия нуждается  в демонополизации, т.е. радикальном  сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.


Информация о работе Антимонопольное регулирование