Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:40, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение антиинфляционной политики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить необходимость и сущность антиинфляционной политики;
- описать типы антиинфляционной политики;
- изучить особенности и эффективность антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Введение
1 Необходимость и сущность антиинфляционной политики
1.1 Сущность, причины и типы инфляции
1.2 Социально-экономические последствия инфляции
1.3 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
2 Типология антиинфляционной политики
2.1 Автоматическая фискальная политика
2.2 Кредитно-денежная политика
2.3 Монетаризм
2.4 Гипотеза естественного уровня
2.5 Фискальная политика, ориентированная на предложение
2.6 Антиинфляционная стратегия
2.7 Антиинфляционная тактика
3 Особенности и эффективность антиинфляционной политики Республики Беларусь
3.1 Особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь
3.2 Антиинфляционные действия, предпринимаемые в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Согласно
теории рациональных ожиданий, кривая
совокупного предложения
Тот же механизм действует в те периоды, когда происходит сжатие совокупного спроса, при условии, что причины этого сжатия были всем хорошо известны. В данном случае экономическая система переместилась бы вниз к новому состоянию равновесия при естественном уровне реального объема производства. Никакого неблагоприятного воздействия на реальный объем производства или занятость при этом не возникло бы. Такой вариант развития событий является крайностью, противоположным полюсом которой является тезис «Общей теории» Кейнса о том, что самопроизвольно экономическая система никогда бы не вернулась к естественному уровню реального объема производства после сжатия спроса. Если теория рациональных ожиданий адекватно описывает происходящее в экономической системе процессы, то она приводит нас к классическому представлению об экономической системе, которая в своей основе является устойчивой при естественном уровне реального объема производства. Однако процесс стабилизации – по крайней мере в случае полной предсказуемости изменений в совокупном спросе – происходит даже с еще более высокой скоростью, чем предполагали классики.
Рассуждая
аналогичным образом, теория рациональных
ожиданий не только доказывает принцип
нейтральности денег, но и допускает, что
он соблюдается на краткосрочных временных
интервалах, равно как и на долгосрочных,
по крайней мере, когда изменения в количестве
обращающихся денег являются полностью
предсказуемыми. Вследствие указанного
сходства с воззрениями экономистов классической
школы сторонников теории рациональных
ожиданий нередко называют «новыми классиками»
[7, с.151].
2.5
Фискальная политика,
ориентированная
на предложение
Экономисты признали также, что фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен – реальное производство.
Некоторые
экономисты убеждены, что сокращение
налогов приведет к сдвигу кривой
совокупного предложения
В
то время как с точки зрения
традиционных кейнсианских подходов снижение
налоговых ставок вызовет сокращение
налоговых поступлений и
Сторонники теории, ориентированной на предложение, заявляют, что рано или поздно большая часть налогов (уровень налогов в данном случае высокий) трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции издержек.
Сторонники теории экономики предложения считают, что существование большого разнообразия государственных трансфертных программ подрывает стимулы к труду. Они предлагают снизить предельные ставки налогов на сбережения, также они призывают ввести более низкие налоги на доходы от инвестиций, для того чтобы быть уверенными в наличии достаточных инвестиционных возможностей для возрастающих сбережений в экономике.
Большинство
экономистов с большой
Большой
опыт проведения антиинфляционных мероприятий
в западных странах показывает целесообразность
сочетания долговременной и краткосрочной
политики. Обратимся к важнейшим задачам
долговременной политики (антиинфляционной
стратегии).
2.6
Антиинфляционная
стратегия
Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий: всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов.
Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения; существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительств ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население.
Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы.
Экономическое
поведение людей изменяется, что
способствует снижению инфляционных ожиданий.
Эффект объявления срабатывает с некоторым
запаздыванием, которое зависит от промежутка
времени между введением денежных ограничений
и реальными изменениями спроса и цен.
Как видно, эффект объявления технически
прост и непритязателен, но именно он стал
действенным элементом антиинфляционной
стратегии в США, Великобритании,
Германии, где в последние годы наблюдалось
заметное ослабление инфляционных ожиданий.
Стратегия
ограничения денежной массы основана
на жестких лимитах ее ежегодного
прироста. Этот показатель определяется
в соответствии с уравнением долгосрочного
равновесия денежного рынка [7, с.153]:
Где: M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;
Y
– среднегодовой темп роста
реального продукта (в постоянных
ценах) за соответствующий
Ре – предполагаемый темп роста цен.
Для
того, чтобы денежная политика была
действительно
Осуществление антиинфляционной денежной стратегии предполагает наличие современной банковской системы, где центральный банк независим от исполнительной власти. Но даже в этих условиях проводить антиинфляционную денежную политику непросто.
Стоит денежным ограничениям хотя бы немного стабилизировать темп роста цен, начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания. При прочих равных условиях, чем слабее ожидания, тем выше склонность к сбережениям. В свою очередь, приток сбережений позволяет решать бюджетные проблемы, в частности финансировать дефицит, все меньше прибегая к кредитам центрального банка. Последнему становится легче проводить неинфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, т.е. представляет собой самоусиливающийся процесс.
Режим
жестких денежных ограничений относится
к сильнодействующим
Поскольку рыночные механизмы работают
не идеально, проведение антиинфляционной
денежной политики сначала обязательно
оборачивается резким подъемом процентных
ставок.
В высокомонополизированном хозяйстве, где доминирует государственный сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы ведет не только к стабилизации цен, но и к сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением экономики, ее демонополизацией, развитием рыночной инфраструктуры.
Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.
Рост
налогов, формирующих доходную часть
бюджета, может принести краткосрочный
результат. В долгосрочном периоде
такая политика оборачивается снижением
инвестиций и замедлением экономического
развития.
Высокие ставки налогов могут вызвать
сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов,
с которых идут отчисления в бюджет. Современная
налоговая система развивается в сторону
снижения ставок и увеличения налоговых
льгот эффективным хозяйствам.
Совершенствование
налоговой системы можно
Понижение
ставок подоходных налогов приведет к
увеличению личных сбережений, если удастся
переломить инфляционную психологию потребителей.
Тогда прирост сбережений пойдет как на
финансирование экономического развития,
так и на покрытие дефицита бюджета. Напомним,
что с точки зрения инфляции такой вариант
предпочтительнее, чем правительственные
займы в центральном банке или денежная
эмиссия. Чтобы такой поворот стал реальностью,
подоходное налогообложение должно строиться
на основе прогрессивной шкалы, а снижение
ставок распространяться прежде всего
на лиц с высокими доходами, ибо у них склонность
к сбережению выше, чем у малоимущих.
Следует
признать, что в принципе антиинфляционные
резервы налогообложения
Например,
государственные дотации
Возможно, что, в конечном счете, правительство
получит противоположный результат –
увеличение дефицита, ускорение инфляции.