Антиинфляционная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение антиинфляционной политики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить необходимость и сущность антиинфляционной политики;
- описать типы антиинфляционной политики;
- изучить особенности и эффективность антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1 Необходимость и сущность антиинфляционной политики
1.1 Сущность, причины и типы инфляции
1.2 Социально-экономические последствия инфляции
1.3 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
2 Типология антиинфляционной политики
2.1 Автоматическая фискальная политика
2.2 Кредитно-денежная политика
2.3 Монетаризм
2.4 Гипотеза естественного уровня
2.5 Фискальная политика, ориентированная на предложение
2.6 Антиинфляционная стратегия
2.7 Антиинфляционная тактика
3 Особенности и эффективность антиинфляционной политики Республики Беларусь
3.1 Особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь
3.2 Антиинфляционные действия, предпринимаемые в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

антиинфляционная политика 22.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

     Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное  уменьшение финансирования тех видов  деятельности государства, которые  можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д [7, с.154].

     Разумная осторожность не должна препятствовать бескомпромиссному наступлению на дефицит бюджета, желательно в рамках единой антиинфляционной стратегии, подкрепленной другими мерами – государственным стимулированием научно-технического прогресса, структурной перестройкой экономики, ориентацией инвестиций на производство потребительских товаров, конверсией военной экономики и т.п. Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Помогая структурным преобразованиям и налаживая конверсию военного производства, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Это особенно важно в отечественной экономике, чувствительной к инфляции предложения. Вводя в действие налоговые и кредитные регуляторы, государство способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг (бытовой электроники, средств связи, информации и т.п.), формированию новых рынков. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технику и технологию, например в Японии, инфляции надежно контролируется и уже не представляет серьезной угрозы для экономики.

     Национальная  антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.

     Таковы  основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует  по прошествии длительного периода  времени. 
 

     2.7 Антиинфляционная тактика 

     Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется  мобилизовать тактический, быстродействующий  потенциал антиинфляционного регулирования. 
Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга.

     Антиинфляционная  тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение  без соответствующего повышения  спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

     Краткосрочные резервы роста предложения.

     1. Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.

     Поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству. Примером может служить мировой рынок информационных услуг, который находится в стадии становления: международные потоку информации товарны примерно на 30%, остальная информация проходит по внутренним каналам транснациональных корпораций, оставаясь в стороне от открытого рынка.

     2. Информация как товар обладает уникальными антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного предложения. Кроме того, от многих других товаров и услуг информация отличается тем, что на протяжении своего жизненного цикла не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда, вновь превращаясь в объект купли-продажи. Происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.

     3. Разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличения государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.

     4. Действенными средствами краткосрочной  антиинфляционной политики могут  стать массированный потребительский  импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов. В странах с нерыночной экономикой возможен и такой антиинфляционный резерв, как продажа населению части накопленных предприятиями материальных ресурсов производственного назначения.

     Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.

     1. Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. 
В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь. 
Однако возможности такого антиинфляционного маневра небеспредельны, так как повышение процента по вкладам чревато удорожанием кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.

     2. Повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции. 
Для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.

     3. Денежная реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва.

     4. Конфискационные денежные реформы осуществляются редко, как правило, после войн и других социально-политических катаклизмов. Правительство, затеявшее столь рискованное дело в мирное время, может рассчитывать на успех, если пользуется безграничным доверием граждан, готовых пожертвовать доходами ради будущего процветания.

     В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение  курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентны и  отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен ан товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.

     Таким образом, можно сделать несколько  важных выводов:

     1. инфляция свидетельствует о нарушении  закона денежного обращения, что  ведёт к диспропорциям между  накоплением и потреблением, спросом  и предложением, источниками кредитных  ресурсов и их использованием, денежной массой, находящейся в обращении, и реальными потребностями хозяйства в деньгах и т.п.

     2. главной причиной инфляции служит  нарушение натурально-стоймостной  сбалансированности, возникающее в  результате диспропорций в сфере  распределения валового национального продукта, дефицита государственного бюджета и нарушения товарного и денежного обращения. Эти процессы не связаны со спадом производства, они возможны даже в условиях его роста. При стабилизации и росте производства инфляция возникает тогда, когда рост оплаты труда начинает опережать рост его производительности, а рост доходов предприятий, фирм, кооперативов, населения опережает возможности их обеспечения товарными ресурсами и услугами

     3. современная инфляция не бывает  сбалансированной, она сопровождается серьёзными изменениями в распределительных процессах (в распределении не только доходов, но и ресурсов), ведёт к выигрышу одних и проигрышу других экономических агентов. Инфляция требует пересмотра стратегии производителей и потребителей для преодоления последствий обесценения денег и роста цен.

     Инфляция  усиливает неопределённость функционирования экономики и ведёт к росту  издержек принятия любого решения как  на микро-, так и на макро уровне. Последствия инфляции зависят не только от собственно обесценения денег, но и от неравномерности их обесценения, а также от её качественных характеристик темпов и их динамики.

 

     

     3 Особенности и  эффективность антиинфляционной  политики Республики  Беларусь

     3.1 Особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь 

     Инфляция - это явление, извращающее истинный смысл многих экономических процессов  и содействующее переходу экономики  в неэффективную область.

     Главная причина инфляции - эмиссия денег. Согласно современной 
денежной теории, главная причина инфляции всегда и везде одна эмиссия. 
Увеличение активов центрального банка влечет высокие темпы роста денежной массы, что неизбежно приводит к инфляции.

     Чем вызвана эмиссия? Почему, несмотря на неоднократные требования главы  государства, ее не удается уменьшить хотя бы до российских темпов? Очевидно, что эмиссия вызвана нереформированностью экономики, низкой эффективностью социально-значимых секторов - производство продовольствия и строительство жилья - и, как следствие, невозможностью функционирования экономики без прироста кредитной массы и без инфляционного перераспределения ресурсов от эффективно работающих предприятий и населения в неэффективные сектора с отрицательной добавленной стоимостью (сельское хозяйство).

     Есть  два основных механизма трансформации прироста количества денег в инфляцию, первый называют инфляцией спроса, второй - инфляцией издержек.

     Инфляция  спроса определяется как рост цен  в результате превышения совокупного  спроса по сравнению с потенциальным  предложением в экономике. В белорусской экономике инфляция спроса проявляется следующим образом: спрос населения и субъектов хозяйствования не встречает требуемых по качеству отечественных товаров и изделий и вызывает повышенный спрос на импортные товары, что приводит к превышению спроса на валюту над ее предложением, из-за чего падает валютный курс и, вместе с ним, растут рублевые цены на импортные факторы производства, которые, в свою очередь, через инфляцию издержек повышают цены на отечественные, в том числе и потребительские товары.

     Инфляция издержек или затратная инфляция - есть рост цен, вызванный увеличением стоимости факторов производства (ресурсов, труда, капитала). Стоимость факторов производства в белорусских условиях растет: во-первых, из-за падения курса и повышения рублевых цен на импортные факторы производства (в первую очередь сырье, материалы, комплектующие); во-вторых, из-за повышения долларовой стоимости импортного сырья и энергии; в-третьих, из-за того, что ставки заработной платы растут быстрее, чем производительность труда. Точнее, заработная плата упала меньше, чем производительность труда (фактор избыточной рабочей силы); в-четвертых, из-за высокой стоимости капитала - ставка рефинансирования учитывает инфляцию, но инфляционный налог на оборотные средства не позволяет иметь адекватную рентабельность.

Информация о работе Антиинфляционная политика РБ