Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:40, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение антиинфляционной политики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить необходимость и сущность антиинфляционной политики;
- описать типы антиинфляционной политики;
- изучить особенности и эффективность антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Введение
1 Необходимость и сущность антиинфляционной политики
1.1 Сущность, причины и типы инфляции
1.2 Социально-экономические последствия инфляции
1.3 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
2 Типология антиинфляционной политики
2.1 Автоматическая фискальная политика
2.2 Кредитно-денежная политика
2.3 Монетаризм
2.4 Гипотеза естественного уровня
2.5 Фискальная политика, ориентированная на предложение
2.6 Антиинфляционная стратегия
2.7 Антиинфляционная тактика
3 Особенности и эффективность антиинфляционной политики Республики Беларусь
3.1 Особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь
3.2 Антиинфляционные действия, предпринимаемые в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Задача 4. Анализ обнаруживает большую зависимость монетарной и производственной сферы от условий внешней торговли, основной характеристикой которой является реальный курс обмена (РКО), который определяет относительные цены. Ценообразование предприятий ориентировано на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, в момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый "панический" курс и в ценообразовании ориентируются на него. Поэтому очень важно Национальному банку удержать объявленную траекторию обменного курса и инфляции. Прогнозировать реальный курс обмена (РКО) можно с помощью разных моделей.
Задача 5. Исследования показали, что в условиях Беларуси стабильным является только спрос на узкие деньги (МО, Ml), спрос же на широкие деньги МЗ, М4 устойчивым назвать нельзя. Поэтому монетарное таргетирование1, применявшееся в 2000г. в отношении совокупной рублевой массы МЗ на 4% в месяц, а затем на 6,2%, представляется целесообразным заменить на целевые ориентиры по Ml.
Задача 6. Необходима дедолларизация расчетов, по крайней мере, с Россией. Поэтому не исключено, что нужно, и аргентинский опыт это подтверждает, разрешить субъектам хозяйствования даже внутри республики производить расчеты в российских рублях. Разумеется, также возможно сохранить валютную розничную торговлю за российские рубли. Пусть население привыкает к российским рублям. Безусловно, этот шаг целесообразен, если найдет поддержку российской стороны в виде беспроцентного технического кредита на данные цели. Это будет первый и очень серьезный шаг в интеграции денежных систем. Возврат такого кредита должен предусматриваться лишь в случае отказа Беларуси от перехода на единую валюту. Разрешение использовать при безналичных расчетах российские рубли выведет из оффшоров многие трансакции и будет способствовать прозрачности и росту операций банков.
Задача 7. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынков. Моделирование инфляции с помощью моделей Леонтьева в условиях ограниченной конкуренции показывает, что внутренняя солидарность отрасли существенно влияет на цены.
Задача 8. Единый курс при высокой цене нефти потребует увеличения цены жилья, транспорта и как следствие зарплаты в долларовом выражении. Она действительно может превысить порог 100 долларов. Однако предприятия и бюджет смогут существенно увеличить зарплату лишь при повышении производительности, т. е. сокращении избыточной рабочей силы. А чтобы занять ее, нужен бурный рост негосударственного сектора, чего, увы, пока не наблюдается. Поэтому, в начале нового тысячелетия Республике Беларусь просто жизненно необходимы решительные сдвиги1 в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.
Как видим, основные причины инфляции лежат за пределами Национального банка и вне сферы действия его инструментов. Как только ему разрешили приглушить эмиссию, так это стало особенно четко ясно.
Задача 9. Стандартизация инструментов регулирования ликвидности и уменьшение норм обязательных резервов. В современный период, несмотря на различия целей денежно-кредитной политики в разных странах, общим становится использование в качестве основных инструментов регулирования денежного предложения - учетной ставки процента и операций на открытом рынке.
Особое
значение для поддержания курса
белорусского рубля имеет освоение
зарубежного опыта
Главное назначение операций на финансовых рынках, в наших условиях - на рынке ГКО, влиять на три параметра: во-первых, на краткосрочную процентную ставку денежных рынков, во-вторых, на ликвидность банковской системы, в-третьих, на виртуальный показатель - ожидания изменений рыночной конъюнктуры.
Операции на открытом рынке сегодня основной инструмент регулирования ликвидности денежной массы. Более того, теоретически обосновано, что это самый эффективный способ влияния на денежное предложение и выявлены отрицательные следствия параллельного использования ГКО и эмиссионных кредитов, так называемый российский эффект "государство одалживает деньги само у себя, выплачивая банкам проценты по ГКО".
К
мерам административного
Первая и наиболее распространённая мера - регулирование процентных ставок по депозитам и кредитам (или марже) коммерческих банков. Например, Банк Кореи даже сегодня запрещает выплачивать высокие проценты по депозитам свыше 2-х лет, а в США не отменено правило "ноль", запрещающее выплачивать проценты по текущим счетам.
Вторая часто применяемая мера - регулирование структуры портфеля активов, в виде лимитов на отдельные его доли. Например, нижний лимит на инвестиции в государственные ценные бумаги (Италия - 6,5% прироста ресурсов, Индия - 50% активов), верхний лимит на валютные средства, размещенные за рубежом, лимит на кредиты в приоритетные отрасли, лимит на межбанковские кредиты.
Следует заметить, что действенность административных ограничений по мере глобализации финансовых рынков и возможности перевода средств в оффшоры ослабляется. Поэтому Центробанки административные ограничения применяют всё реже, разве что маскируя их под требования ликвидности. Вместе с тем, нельзя, и это подтверждают примеры даже самых либеральных стран (мы исключаем страны-банки Люксембург, Швейцария, Монако и т. п.), считать, что капитал всегда и везде течёт только туда, где выше норма прибыли. Просто сегодня методы воздействия государства и реального сектора на банковский капитал стали тоньше и изощреннее и перешли в разряд неформальных ограничителей. Типичные примеры - Германия, Южная Корея с их схемами неформального сращивания финансового и промышленного капитала.
Если удастся хотя бы частично решить перечисленные задачи, то будет превышен темп роста денежной базы по сравнению с инфляцией, а это позволит увеличить денежное предложение, что приведет к росту коэффициента монетизации и даст бюджету необходимый сеньораж.
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
2 Типология антиинфляционной политики
2.1
Автоматическая фискальная
политика
Тот тип фискальной политики - изменение заказов, касающихся государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.
Однако на практике уровень государственных заказов, так же как и уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы, касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий. Такие изменения государственных закупок и заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.
Изменения
реального объема производства. Уровень
реального объема производства – один
из базовых экономических параметров
– в данном случае приобретает особую
важность, ибо воздействует как на доходную
(от поступления налогов), так и на расходную
части бюджета. Увеличение реального объема
производства повышает реальные доходы
от всех главных источников налоговых
поступлений, включая подоходные налоги,
отчисления на социальное страхование,
налоги на прибыли корпораций, с продаж
и с оборота.
В то же время увеличение реального объема
производства сокращает реальные расходы
правительства на трансфертные платежи.
В основном это происходит за счет того,
что увеличение реального объема производства
естественно снижает безработицу. Учитывая
оба эти обстоятельства, можно считать,
что увеличение реального национального
продукта сокращает дефицит государственного
бюджета как в реальном, так и в номинальном
его измерении [7, с.143].
Изменения
уровня цен. Повышение уровня цен
также воздействует на обе части
государственного бюджета – доходную
и расходную. При неизменном уровне
реального объема производства повышение
цен увеличивает номинальные государственные
(федеральные) доходы от налогов. Там, где
налоговые ставки не индексируются, т.е.
не изменяются автоматически при изменении
темпов инфляции, инфляция также может
вызвать увеличение доходов от налогов.
(Классический пример – федеральный подоходный
налог. Однако подоходные налоги в экономической
практике США ныне индексируются и не
ложатся дополнительным бременем на плечи
налогоплательщиков). В то же время повышение
уровня цен увеличивает номинальные расходы.
Это происходит отчасти потому, что большинство
трансфертных программ не индексированы
в зависимости от роста стоимости жизни,
отчасти – так как инфляция поднимает
цены на товары и услуги, приобретаемые
правительственными органами в рамках
госзаказа. Заметим, что некоторые виды
государственных закупок «проходят» по
статьям бюджета в номинальной величине.
Такое положение вещей приводит к тому,
что номинальное увеличение расходов
будет меньше необходимого при росте уровня
цен, так что реальные расходы снизятся.
Если все статьи бюджета индексируются, то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.
Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессам одновременно. Какие бы вопросы формирования государственного бюджета мы ни рассматривали, заложенные в налогово- бюджетной политике механизмы всегда направлены на сдерживание совокупного спроса во время оживления и подъема экономики. Наоборот, при наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Посему во время рецессии и экономического спада реальный дефицит государственного бюджета возрастает.
Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно- импортных операций.
Проблемы фискальной политики: