Антиинфляционная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение антиинфляционной политики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить необходимость и сущность антиинфляционной политики;
- описать типы антиинфляционной политики;
- изучить особенности и эффективность антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1 Необходимость и сущность антиинфляционной политики
1.1 Сущность, причины и типы инфляции
1.2 Социально-экономические последствия инфляции
1.3 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
2 Типология антиинфляционной политики
2.1 Автоматическая фискальная политика
2.2 Кредитно-денежная политика
2.3 Монетаризм
2.4 Гипотеза естественного уровня
2.5 Фискальная политика, ориентированная на предложение
2.6 Антиинфляционная стратегия
2.7 Антиинфляционная тактика
3 Особенности и эффективность антиинфляционной политики Республики Беларусь
3.1 Особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь
3.2 Антиинфляционные действия, предпринимаемые в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

антиинфляционная политика 22.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

     Столкнувшись  с ростом стоимости факторов производства, производители пытаются "передать дальше" возросшие затраты, назначая (в белорусских условиях добиваясь  у Министерства экономики) более  высоких цен. В этой цепи повышений  цен начинают производственные цены, что в дальнейшем неизбежно влечет рост потребительских, а в случае их регулирования влечет убыточность производства таких товаров.

     Ситуация  усугубляется отсутствием внутренней конкуренции даже по многим товарам  массового спроса. А как только цены упираются в мировые, и субъекты хозяйствования выходят на нулевую и отрицательную рентабельность, они провоцируют рынок на девальвацию. Опережающая девальвация номинального курса по сравнению с паритетным ослабляет конкуренцию иностранных товаров. Последнее, с одной стороны, защищает отечественных товаропроизводителей и стимулирует экспорт, а с другой не создает иностранного конкурента местным товарам, т. е. стабильного потолка цен.

     Поэтому причина номер 2 инфляции - низкая или  даже отрицательная рентабельность предприятий. Учитывая, что именно эта причина вызывает эмиссию, фактическая первопричина инфляции -неэффективные производственные процессы. Причем, начавшийся подъем в России только усугубляет ситуацию. Российские товары массового спроса, произведенные на реформированных предприятиях, в условиях жесткой конкуренции, начинают вытеснять белорусские и не только с российского рынка, но и с внутреннего белорусского. Доля импорта в потребительских товарах растет, что ведет к более существенному влиянию эмиссии на курс и индекс потребительских цен.

     Точное  измерение неинфляционной составляющей роста товарных цен, видимо, невозможно. С точки зрения обоснования антиинфляционной политики это и не требуется. Проще  повысить зарплату, чем снизить цены, поэтому страны-лидеры борются с инфляцией путем регулирования относительных цен. 
При этом учитываются особенности рыночных механизмов роста товарных цен.

     Инфляционный  рост цен происходит по воле субъектов  рынка. При неограниченной законодательством и ценовыми соглашениями либерализации цен каждый экономический агент свободен в увеличении цены предложения выше цены спроса. Поскольку на краткосрочном отрезке времени спрос обычно малоэластичен к цене, лидер повышения цен успевает перераспределить в свою пользу доход потребителей до того, как спрос сократится до уровня равновесия с новой более высокой ценой. Вслед за лидерами повышения цен в гонку инфляции включаются их контрагенты. В результате этого поднятая лидерами инфляции волна роста издержек возвращается к ним, и они уже оказываются не в состоянии в одностороннем порядке снизить цену. Реальный механизм рыночного ценообразования таков, что в процессе снижения цен должны участвовать все экономические агенты. В странах-лидерах отработаны разнообразные процедуры контроля за установлением и регулирования рыночных цен. Как правило абсолютного снижения цен страны-лидеры добиваются на мировом рынке по энергоносителям, металлам и другой импортируемой ими продукции.

     На  внутренних рынках стран-лидеров ценовые диспропорции, возникающие при инфляции, устраняются обычно путем регулирования паритетов цен. При этом на продукцию отраслей, создавших диспаритеты, цены замораживаются, что приводит к их относительному снижению по сравнению с ценами на продукцию отраслей, потерпевших урон от диспаритета. Последним “дозволяется” динамика цен в рамках допустимого темпа инфляции. Процедура относительного снижения цен на товарных рынках является сложной и применяется лишь по особо важным ценовым пропорциям. В частности, в США, в ЕС, в Японии и других развитых странах регулируются паритеты цен сельского хозяйства. Относительное снижение цен достигается и за счет регулирования цен и тарифов естественных монополий, контроля за ценами на важнейшие виды продукции машиностроения, химической промышленности, потребительских товаров и бытовых услуг [2, с.167].

     Однако  регулирование паритетов цен  не в состоянии устранить все последствия инфляции, поэтому в развитых экономиках широко используется снижение цен потребительских товаров по отношению к цене труда, а цен на инвестиционные ресурсы относительно цены кредита. По данным департамента статистики Международного валютного фонда (ИВФ), в 23 промышленно развитых странах инфляционный рост полностью компенсируется повышением цены труда [2, с.167].

     В статистике принят показатель реальной заработной платы, но для антиинфляционной политики важен коэффициент, обратный ему. Если заработная плата растет быстрее, чем цены, то одновременно происходит как бы относительное снижение цен.

     Справедливо и обратное положение: при отсутствии развитых систем регулирования цен (и соответственно сокращение платежеспособного спроса) на является препятствием для неконтролируемой инфляции.

     В таблице 1 представлены индексы потребительских  цен на товары и платные услуги [10, с.5]. 

     Таблица 1 Индексы потребительских цен  на товары и платные услуги населению

  2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
январь 813,5 427,0 288,6 217,6 177,8 157,2 144,8 135,2 119,7 104,0
февраль 744,6 411,0 278,6 213,7 174,6 155,8 144,5 134,0 118,9 102,8
март 703,9 395,5 271,6 209,9 172,6 154,2 144,4 133,5 117,9 102,1
апрель 670,0 382,9 264,0 205,7 170,4 153,4 143,1 133,8 116,6 101,7
май 640,1 373,1 258,3 201,7 169,2 152,5 142,6 133,3 115,1 101,3
июнь 603,3 365,4 254,7 198,2 167,5 152,3 142,3 132,7 114,4 100,9
июль 576,2 359,7 251,7 195,3 166,0 151,0 141,6 132,1 113,5 100,5
август 556,3 357,0 248,9 194,9 166,3 151,4 142,5 131,7 113,4 100,8
сентябрь 521,1 349,8 246,1 191,8 166,1 151,4 142,2 130,5 112,2 100,4
октябрь 495,6 337,8 242,0 188,1 164,1 150,0 141,3 128,5 111,1  
ноябрь 470,2 323,0 234,5 184,7 161,6 149,2 138,7 125,7 109,6  
декабрь 447,4 306,2 226,9 181,1 158,3 146,7 137,5 122,7 108,3  
 

     Из  таблицы 1 можно сделать следующий  вывод: с января 2007 года прослеживается тенденция уменьшения индекса цен ежемесячно, лишь в апреле 2007 года индекс цен увеличился по сравнению с мартом месяцем 2007 года на 0,3 п.п. Такая тенденция была в апреле 2009 года и в августе 2009 года.

     На  рисунке 1 представлена динамика индекса цен на товары и платные услуги населению за 2007-2009 годы. 

       

     Рисунок 1 - Динамика индекса цен на товары и платные услуги населению за 2007-2009 годы 

     Инфляция  также перераспределяет доходы между  дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам (получателям ссуды) за счет кредиторов (ссудодателей).

     Множество причин инфляции отмечается практически  во всех странах. Однако комбинация различных  факторов этого процесса зависит  от конкретных экономических условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цены - заработная плата», перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы.

     Для борьбы с инфляцией правительство  выбрало либерализацию цен и  сокращение денежной массы. Предположение  о том, при ликвидации фиксированных цен «невидимая рука» установит равновесные цены, которые не будут затем расти, оправдалось с точностью до наоборот. После того, как ценообразование освободилось от “якоря” фиксируемых цен, инфляция из контролируемой превратилась в неконтролируемую.

     Что касается политики сокращения денежной массы, то она лишь завершила процесс ликвидации необходимого для развития экономики безналичного оборота. Путем многократной оборачиваемости денежных средств банки и другие финансовые учреждения в период высокой инфляции получают инфляционную сверхприбыль, намного превышающую среднюю в сфере материального производства. В результате происходит инфляционное перераспределение прибыли и денежных ресурсов из реального сектора в финансово-банковский. 
Рост процентных ставок сопровождается снижением относительной цены ссудного денежного капитала. Если темпы роста товарных цен существенно обгоняют темпы роста процентной ставки, инвестиционные денежные ресурсы обесцениваются. Чем выше инфляции, тем больше обесценение долгосрочных кредитов. Кризис на рынке долгосрочных кредитов провоцирует расширение спекуляций на рынке краткосрочных обязательств. Переход от «длинных» к 
«коротким» деньгам ведет к сокращению денежной массы за счет сокращения инвестиций в основной и оборотный капитал реального сектора не рекомендуется даже монетаристами, поскольку оно ведет к абсолютному снижению объемов производства и потребления.

     Наибольшую  сложность представляет недопущение  всплеска инфляции при неизбежном увеличении массы платежных средств в  экономике. Для Республики Беларусь проблема заключается не в том, чтобы не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необходимых кредитных средств для финансирования капитальных вложений в подъем экономик, а также для кредитования оборотных средств. Последнее для России очень важно в силу ее природных особенностей. В экономике России большую роль играют сезонные затраты в сельском хозяйстве, в промышленности северных территорий, в строительстве. В мировой практике под сезонное кредитование создаются специализированные банки и кредитные учреждения. В России этот элемент рынка, как и многие другие рыночные институты, не создан. Следовательно, нужно либо возвращать бывшие отраслевые банки к исполнению своих функций, либо создавать новые кредитные учреждения в ведении отраслевых и региональных ассоциаций товаропроизводителей.

     Наряду  с инвестициями в производство замедлению оборота денег способствуют и  меры по организации банковской деятельности: увеличение доли безналичного оборота; расширение долгосрочных кредитов и  т.п. В этом направлении пока не предпринимается необходимых усилий, хотя резервы здесь велики. 
 

     3.2 Антиинфляционные действия, предпринимаемые в Республике Беларусь 

     Опыт  борьбы с инфляцией в Республике Беларусь показывает, что успех в борьбе с этим злом возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других – повышает. Тонкость борьбы с инфляцией заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те, обусловленные местом и временем явления [6, с.57].

     Как известно, четко выделить какой из видов инфляции имеет место невозможно, так как они сильно переплетены  между собою. В случае инфляции издержек цены растут по причине желания производителей продать свою продукцию по более высоким ценам, а при инфляции спроса покупатель продукции стремится потратить деньги как можно скорее. Очевидно, что оба этих случая имеют место в нашей действительности. Большинство экономистов считают, что использую лишь один рычаг – регулятор денежной массы от инфляции избавиться невозможно.

     Рассматривая  антиинфляционные действия, предпринимаемые  в Республике Беларусь, можно сделать оговорку, что они описывают ситуацию, происходящую в нашей стране в 90-е годы 20 века, в настоящем экономическая ситуация в нашей стране стабилизируется, и проблемы тех лет становятся все менее актуальными.

     Методы  борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность – чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

     Косвенные методы не могли работать в нашей  экономике на полную мощность по причине ее недостаточной «рыночности». Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствовал, а соответственно центральный банк не мог воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

     Нормализация  валютного курса является абсолютно  необходимой для прекращения  всевозможных неэквивалентных международных  торговых операций. Реально оценивая возможности регулирования валютного  курса за счет интервенций центрального банка, следует сказать, что надежд на успех такой политики практически не существует. Очевидно, что курс доллара рост скачкообразно – в некоторый момент Нацбанк не имел возможностей сдерживать курс и его как бы «прорвало». Последнее время Нацбанк научился использовать кризисные политические моменты для таких скачков. До тех пор пока иностранная валюта не будет использоваться лишь для удовлетворения импорта и других текущих платежей политики «игра на понижение» обречена на поражение.

     В целом надо отметить, что реально  в том положении по настоящему эффективны только прямые методы борьбы с инфляцией – регулирование кредитов, цен и заработной платы, регулирование валютного курса и внешней торговли. Однако подобные действия не представлялись возможными. Действия правительства в те годы заставляли его метаться между сдерживанием денежной эмиссии и раздачей кредитов после очередного выступления промышленности.

     Важным  направлением антиинфляционной политики является регулирование валютного  курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценивания национальной валюты на рост внутренних цен, то есть не допустить возникновения инфляционной спирали: цены – валютный курс – цены. В Республике Беларусь подобная спираль активно действовала в 1991-1993 годах. Резкое обесценивание рубля по отношению к доллару, происходившее в 1992-1993 годах, провоцировало повышение внутренних цен. В результате темпы инфляции стали опережать темпы роста курса доллара. Одной из немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и Нацбанка было регулирование валютного курса рубля.

Информация о работе Антиинфляционная политика РБ