Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Острый кризис, охвативший Беларусь и ряд других республик бывшего СССР, привёл ко многим экономическим проблемам, решение которых стало одной из приоритетных задач государства. Одним из таких больных вопросов стала инфляция, что породило необходимость разработки комплекса мер по антиинфляционному воздействию на экономику.

Содержание

Введение.
1) Необходимость антиинфляционной
политики, ее инструменты и направления. 3-4

2) Антиинфляционная политика
в странах с развитой рыночной экономикой. 5-14
3) Особенности антиинфляционной
политики в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

    Результатом всего этого стало то, что республиканский  бюджет 2001г. был выполнен на 92-93%, недополучено доходов на сумму в 300 млрд. BYB. Консолидированный бюджет в целом удалось свести только за счет перевыполнения доходов местных бюджетов.

    В последние годы объем рублевой эмиссии, как правило, превышал все смелые ожидания. (См. рис. 3.2) 
 

    

    Основная  причина – это крайне неудовлетворительное финансовое состояние большинства  белорусских предприятий и страх  исполнительной власти перед массовой безработицей и элементарной нехваткой  продуктов питания.   Поскольку же данные исходные условия в 2002г. остаются неизменными, то объем рублевой эмиссии, скорее всего на конец года составит 400-450 млрд. BYB, без чистой покупки иностранной валюты. То есть прирост не менее 195%.

    Запланированный на 2002 г. прирост ВВП на 4-5% в белорусских реалиях может быть достигнут только в одном единственном случае: если индекс годовой инфляции составит не менее 160-180%.

    Поразительный энтузиазм, с которым депутаты-аграрии  Палаты представителей Национального  собрания РБ в декабре закончившегося года пытались увеличить расходную часть бюджета на финансирование АПК, соглашаясь даже либо на увеличение налога, либо на еще больший дефицит бюджета, не мог не вызвать восхищения. Не с точки зрения количественного лоббирования своих ведомственных или региональных интересов, поскольку это нормальная практика для любого парламентария, но, прежде всего со стороны демонстрации абсолютно о качественного непонимания азов экономики.

    Никому  даже не пришло в голову посмотреть на реалистичность представленного на 2002 г. макроэкономического прогноза, сопоставить его с аналогичными планами на предыдущий годи конечными показателями. Хотя бы за 11 месяцев. А также прикинуть, что произойдет с реальным сектором экономики, если правительство продолжит текущую практику финансовой стабилизации при сохранении "белорусской модели" управлении рыночной экономикой,

    Ведь  ни для кого не является секретом, что  даже по официальной статистике, не учитывающей "маленькие хитрости" управленцев социалистической школы, около 40% отечественных предприятий  в 2001 г. являлись убыточными. Сколько  таковых окажется в 2002г.? Какими налоговыми платежами они порадуют разработчиков бюджета на 2002 год?

    При ожидаемом независимыми экспертами действительном росте цен в 60-80%любое  ответственное исчисление реального  ВВП практически невозможно, и  Минстат может назвать совершенно любой дефлятор для текущего валового продукта и, соответственно, назвать прирост в сопоставимых ценах. [21, с. 16]

    По  данным Министерства статистики и анализа, потребительские цены 8 марта выросли  на 2,6% против 3,6% в феврале. Нацбанк  рассчитывает, что в апреле инфляция не превысит 3%. А это означает сохранение высоких темпов роста цен (выше запланированных среднегодовых), поэтому ставка рефинансирования снижена всего на 5 процентных пунктов.

    В целом же, по данным Министерства статистики и анализа в Беларуси, в первом квартале нынешнего года потребительские цены увеличились на 12,7% (в январе - на 6,1%, в феврале – на 3,5%, в марте на 2,6%). Это примерно половина всего запланированного нa 2002 г. роста, который, по прогнозам Совета министров и Национального бачка, должен составить 20-27%. Шансов удержать цены в намеченных рамках у правительства РБ немного, хотя возможность не допустить скачка инфляции имеется. В прошедшем году цены падали до сентября, после чего начался их резкий рост, вызванный увеличением заработной платы - предвыборным "подарком" президента. В текущем году выборов не будет, а значит, не будет и форс-мажорных обстоятельств на финансовом рынке. Более того, в результате заключения соглашений с Россией, Беларусь, возможно, начнет получать газ по более низким ценам. Но существует другая опасность. Поближе к завершению года, скорее всего, выяснится, что темпы экономического роста у нас намного ниже запланированных. Это может побудить правительство в очередной раз пожертвовать ценами и влить в страдающую недофинансированием экономику много денег, что опять приведет к скачку инфляции. Но и без этого Беларусь продолжает удерживать первое место среди стран СНГ по темпам роста цен. Так, в марте текущего года потребительские цены в России выросли на 1,1 %, а за первый квартал на 5,4% (в бюджете РФ заложено 15-16% за год).

                                                        2001г.                                                 2002г. 

 Поэтому  чтобы остановить рост цен  и дальнейшее возрастание инфляции необходимо:

1. Восстановить  доверие к национальной валюте, как в нутрии страны,  так  и за ее пределами путем  неограниченной, а затем полной  конвертации.

2. Стабилизировать  белорусский рубль посредством: 

 полной  и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;

снятия  административных ценовых ограничений  на товарных рынках, рынках труда и  капитала на основе антимонопольной  государственной политики и конкуренции, а также либерализации  внешнего  рынка.

проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно  только при его независимой политике, как этого требует закон.

3. Законодально  запретить использования кредитно-денежной  эмиссии для финансирования дефицита  бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного и особенно долгосрочного кредитования народного хозяйства;

4. Проводить  политику "дорогих денег" путем  активизации рынка ценных бумаг,  включения купли-продажи земли  и осуществления других  мер  в целях замедления скорости обращения рубля;

5. Ограничить  бюджетный дефицит до 2% от ВВП  и осуществлять его покрытие  без увеличения денежной массы;  ограничить налоговые льготы  и дотации особенно для крупных  предприятий выпускающую устаревшую  продукцию 

6. Либерализировать денежно-кредитный и валютный рынок,  отказавшись от системы множественности валютных курсов,  а также практики изъятия части валютной выручки у предприятий по фиксированному официальному курсу

7. Ввести  валютный и внешнеторговый режим,  а также  обеспечить беспрепятственную конвертируемость национальной валюты по единому обменному курсу  для текущих внешнеэкономических операций всем субъектам хозяйствования

8. Практически  применять процедуры санации  и банкротств предприятий для  оздоровления экономики и повышения     уровня их конкурентоспособности    

9. Разработать  систему мер гарантирующих внутренним  и внешним инвесторам сохранность  их вкладов и возможность беспрепятственного  получения и вывоза прибыли  из Белоруссии

10. Провести  реструктуризацию задолженностей предприятий государству и друг другу, а также вытеснить систему бартера  из взаиморасчетов  субъектов хозяйствования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     147-е место по надежности инвестирования  капитала (данные международного  журнала Evromoney) – это говорит о многом. Главные причины этого, и это отмечали эксперты МВФ, МБР, Евросоюза, - это отсутствие политической стабильности, медленное  реформирование экономики с чрезмерным вмешательством в нее государства, постоянные изменения налогообложения и, наконец, высокий уровень инфляции.

      Поэтому, подводя итог своей  работы, я хочу показать некоторые  общие причины, результаты, сделать  выводы и, может быть, дать некоторые  советы.

    Республика  Беларусь вступила в переходный период смены социально-экономических систем. Комплексный, системный анализ рассмотренной проблемы позволяет сформулировать комплекс мер, которые применять в ближайшие годы.

           Возможные направления и меры  антиинфляционного воздействия на экономику, как это и было показано выше, могут существенно различаться между собой. Однако   существуют   некоторые   общие   политико-экономические условия как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий. Временному или первоначальному  успеху антиинфляционных мер, я думаю,  будут способствовать, и помогать следующие условия:

    1) Приход к власти в стране  нового руководства, которое не связано с прежним экономическим курсом ни инфляционными (популистскими) обещаниями обществу, ни своим собственным материальным благополучием;

    2) Потенциальная способность независимой,  сильной и самостоятельной исполнительной власти решительно подавить сопротивление любых социально-экономических или лоббистских групп как жирующих на инфляции, так и не желающих идти на экономические жертвы во имя ее подавления;

    3) Относительно равномерное распределение среди всех общественных слоев социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой;

    4) Доверие большинства населения  к правительству и готовность поддерживать его антиинфляционные меры или (по крайней мере) им активно не противодействовать;

    5) Обеспечение частичной компенсации  потерь наиболее низкооплачиваемым  и экономически активным слоям  населения, дабы не допустить  крупных социально-политических потрясений и протестов (но такая компенсация должна быть очень выборочной и адресной);

            6) Использование набора конкретных  антиинфляционных мер в такой  последовательности, чтобы не ущемить  интересы    слишком    многих    важных    социально-профессиональных групп одновременно;

    7) Умение исполнительной власти "договориться" со всеми наиболее влиятельными силами в стране.

        Если такой перелом еще не  наступил и большинство экономических  субъектов и граждан готово мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно. Как преждевременно начинать ее и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной после инфляционной стабилизационной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами. Ибо в этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с последующим нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком инфляции.

       Экономическим условиями, не только  закрепляющими победу над инфляцией, но и гарантирующими длительное, стабильное и поступательное развитие всей национальной экономики является следующее:

  1. Антиинфляционная политика должна оставаться приоритетом № 1. Любая попытка в нынешних белорусских условиях увеличить денежную массу приведет к падению курса и новому витку инфляции. Запланированные параметры по курсу должны быть выполнены. При нынешней ситуации в реальном секторе и при растущем отрицательном сальдо эластичность курса и инфляции от эмиссии будет значительной. Вместе с тем рублевая денежная масса по отношению к ВВП столь мала, что без оборота нарастить экспорт проблематично.
  2. Постоянное поддержание не достаточно высоком уровне массы и нормы накопления.   Это позволит активизировать в стране инвестиционный процесс и включить в него, помимо госбюджета, широкие слои населения, национального капитала, иностранных инвесторов.
  3. Отсюда вытекает, что от дискуссии по поводу эмиссионных центров в союзном государстве следует перейти к реальным шагам по более широкому использованию российских рублей в денежном обороте. Введению евро предшествовали европейские директивы № I и № 2 по трансграничным банковским услугам, по интеграции платежных систем и платежных инструментов, по взаимному открытию отделений банков друг у друга. Над этими проблемами и нужно сконцентрироваться межгосударственному совету. Более свободные действия российских банков и частичное использование российских рублей экспортерами во внутреннем обороте отнюдь не означает ускорение перехода на единую валюту. В подобных экспериментах ввод единой валюты должен быть тщательно подготовлен, а различные элементы единого платежного пространства отработаны.
  4. Достаточно жесткая денежная политика при существующих приоритетах кредитования важных для государства (а не для бизнеса) субъектов хозяйствования ослабляет банковскую систему, поэтому очень важно наладить эффективную систему раннего предупреждения банкротств и анализа процессов во всех сегментах денежных отношений. Полагаем, что по примеру Финляндии и Казахстана функции надзора за всеми субъектами денежных рынков (банки, страховые компании, фондовый рынок) должны быть сконцентрированы в Национальном банке. Обсуждаемая идея создания Национального ведомства по надзору, на наш взгляд, менее эффективна, так как приведет к дублированию функций. Национальный банк не может полностью отказаться от функций надзора, иначе он не сможет выполнять в полном объеме другие функции центрального банка.
  5. Поставленные задачи по привлечению инвестиции не реализуемы без активизации фондового рынка и создания его современной инфраструктуры. Эта задача должна иметь самый высокий приоритет сегодня. Ровно как и создание нормативной базы для выпуска белорусскими предприятиями корпоративных ценных бумаг.

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в республике Беларусь