Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Острый кризис, охвативший Беларусь и ряд других республик бывшего СССР, привёл ко многим экономическим проблемам, решение которых стало одной из приоритетных задач государства. Одним из таких больных вопросов стала инфляция, что породило необходимость разработки комплекса мер по антиинфляционному воздействию на экономику.

Содержание

Введение.
1) Необходимость антиинфляционной
политики, ее инструменты и направления. 3-4

2) Антиинфляционная политика
в странах с развитой рыночной экономикой. 5-14
3) Особенности антиинфляционной
политики в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

    Однако  следует иметь в виду, что такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте лишь при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения.[1, С. 314.]

    Что касается методов борьбы с гиперинфляцией, то следует отметить, что если бы количественная теория денег была полностью справедлива, и номинальная ставка процента не оказывала влияния на спрос и деньги, то задача обуздания гиперинфляции решалась бы просто: центральному банку достаточно было бы просто прекратить печатание денег.

    Но  если спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента, то обуздание  гиперинфляции становится более сложной задачей. Снижение темпа инфляции приведет к снижению издержек хранения денег на руках и, таким образом, к увеличению реальных запасов денег. Если центральный банк просто прекращает печатание денег, то из увеличения реальных запасов денег необходимо следует снижение цен. Таким образом, решение достаточно простой задачи обуздания гиперинфляции при несоблюдении центральным банком определенной осторожности может привести к снижению уровня цен. В этом случае центральный банк не достигает цели стабильности цен.

    Поэтому возникает вопрос: какую денежную политику должен проводить центральный банк для достижения стабильности цен? Или другими словами, какой должна быть динамика предложения денег, чтобы покончить с инфляцией, не вызывая дефляции? Отвечая на этот вопрос, начнем с конца. Начнем с задачи стабилизации цен и наметим соответствующую динамику предложения денег.

    

     P

    

     π

    

     i

    

    

     M/P

    

        M

Время

        конец

         инфляции 

      На рисунке отражены пять этапов  нахождения соответствующих темпов роста денежной массы.

1. Желаемая  траектория изменения цен Р изображена в самой верхней части рисунка. Во время гиперинфляции уровень цен повышается. После этого вступает в силу новая денежная политика, и уровень цен стабилизируется.

2 Следующий  график - темп инфляции π, отражающий рост уровня цен. Он высок, пока не начался период стабильности цен, при котором он снижается до нуля.

3. Номинальная  ставка процента i изменяется в точном соответствии с изменением темпа инфляции. Это следует из эффекта Фишера. Таким образом, номинальная ставка процента также высока до начала стабилизации цен, а затем падает до более низкого уровня.

4. Снижение  номинальной ставки процента  приведет к скачкообразному росту  денежных запасов в реальном  выражении, так как при этом сокращаются издержки хранения денег на руках.

5. Поскольку  теперь нам известны траектории  графиков уровня цен Р и реальных запасов денег М/Р, мы можем определить желаемую траекторию графика предложения денег М. В момент окончания гиперинфляции предложение денег должно резко возрасти одновременно с увеличением количества реальных денег в обращении. После этого скачка оно должно оставаться неизменным, чтобы обеспечивалась стабильность цен.

    В данном анализе не принимается во внимание проблема доверия центральному банку. Чтобы снизились ожидаемый темп инфляции и номинальная ставка процента, люди должны быть уверены в том, что центральный банк действительно прекратит печатать деньги в прежнем объеме. В разгар гиперинфляции такое доверие завоевать трудно. И действительно, если центральный банк пойдет на резкое увеличение предложения денег, ему трудно будет заставить население поверить в окончание гиперинфляции. Вместе с тем, если центральному банку не удастся добиться доверия, то не произойдет и снижения ожидаемого темпа инфляции и снижения номинальной ставки процента: запасы денег в реальном выражении в экономике не увеличатся, а резкий рост предложения денег приведет к ускорению инфляции.

    На  практике центральный банк добивается доверия, устраняя главную причину гиперинфляции: необходимость сеньоража. Чаще всего гиперинфляция начинается, когда государство печатает деньги для оплаты своих расходов. Пока существует потребность в сеньораже, население скорее всего не поверит заявлениям центрального банка о стабилизации цен. По этой причине окончание гиперинфляции, как правило, сопряжено с реформами бюджетной сферы - сокращением государственных расходов и увеличением налогов, что уменьшает потребность в сеньораже. Таким образом, хотя инфляция всегда и везде является явлением денежной сферы, окончание гиперинфляции зачастую затрагивает одновременно и сферу бюджетного регулирования.

     Возникает другой вопрос: Как  остановить инфляцию, когда спрос на деньги зависит  от номинальной ставки процента?

      На основе ожидаемой динамики основных показателей денежной реформы можно вывести динамику предложения денег, соответствующую задаче прекращения инфляции.

1. В  верхней части рисунка - требуемый  уровень цен Р 

2. Следующий  график - темп инфляции π, который высок до стабилизации цен и снижается до нуля после начала этого периода.

3. Номинальная  ставка процента i изменяется так же, как и инфляция.

4. Снижение  номинальной   ставки процента  ведет к скачкообразному росту запасов реальных денег М/Р

5. Таким  образов, динамика предложения денег М зависит от динамики уровня цен и количество обращающихся    денег    в    реальном выражения М/Р

    Теория  предсказывает, что при окончании  гиперинфляции происходит увеличение денежных запасов в реальном выражении. [2, С. 263-265]

    Активные  антиинфляционные меры также классифицируются в зависимости того, на борьбу с  каким видом инфляции они направлены.

  • Меры, направленные против инфляции спроса:
  • уменьшение госрасходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение дефицита госбюджета;
  • переход к жесткой кредитно-денежной политике;
  • стабилизация валютного курса путем его фиксирования.

    Меры, направленные против инфляции спроса, в конечном итоге сводятся к сдерживанию  совокупного спроса, косвенному воздействию на денежную массу путем повышения нормы сбережений и уменьшения уровня их ликвидности.

    Средством увеличения сбережений за счет спроса является рост ставки процента по вкладам. Минимальной границей уровня депозитной ставки является темп инфляции и уровень адаптивных ожиданий:

            где:

Р -- сумма денег, предназначенная для сбережений путем вложения либо в товар, либо в депозит;

êР --темп роста цен (доходность вложений в товар);

êР' -- уровень адаптивных ожиданий;

êRd -- ставка процента по кладам.

          Очевидно, что возможности антиинфляционной процентной политики не беспредельны. Быстрое повышение процентов по вкладам чревато незамедлительным удорожанием кредита, что оказывает депрессивное влияние на объёмы инвестиций и производства.

          Меры понижения уровня ликвидности сбережений достаточно разнообразны - от формирования изощрённой системы повышенных процентов по срочным вкладам и иных хитростей, ориентированных на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе, до вульгарного замораживания вкладов до востребования.

    Данные  изменения экономика, имеющая высокий  уровень инфляции, переживает весьма болезненно: сокращение совокупного   спроса сопровождается спадом и ростом безработицы. Однако стабилизация экономики  создает хорошие предпосылки  для эффективного развития.

    Еще одной из действенных мер в  рамках сокращения спроса является стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Данная мера не однозначна и несет в себе много отрицательных моментов (например, возникновение теневого валютного рынка). Однако нельзя игнорировать многие положительные последствия указанной меры, особенно для экономики, во многом зависящей от внешней торговли.

    Данная  мера является средством борьбы не только с инфляцией спроса, но и  с инфляцией издержек в случае, если экономика в значительной  степени зависит от импорта. Следует отметить, что меры борьбы  с инфляцией издержек достаточно многообразны.

  • Меры, направленные против инфляции издержек:
    • сдерживание роста факторных доходов и цен;
    • борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных

      институтов;

    • стимулирование производства в рамках «экономики предприятия».

Политика, направленная против роста факторных  доходов и одновременно роста цен, — так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована различными средствами: замораживанием  цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста.

    Жесткое сдерживание цен и доходов  дает однозначно видимые плоды за достаточно короткий срок. Однако цена такой дефляции достаточно высока, так как одновременно «сдерживаются» и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания.

Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения «государство — предприниматели — профсоюзы», либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен.

    Наконец, следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокупного предложения, то есть увеличению уровня естественного выпуска. Тогда краткосрочная кривая AS естественным образом сместится вправо без движения вверх.

К основным элементам политики экономики предложения  следует отнести:

•   снижение налогов (для бизнеса и  подоходного). Снижение налогов на бизнес создаст дополнительные стимулы  для активизации предпринимательства;

•   развитие конкуренции в инфраструктурном секторе;

•   усиление трудовых мотиваций населения  путем изменения социальной политики;

•   денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.

    Адаптивная  политика:

       •   индексация;

       •   соглашения с предпринимателями  и профсоюзами о темпах роста  цен и зарплаты.

    Индексация, то есть изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции только по той причине, что распространяется на получателей фиксированных доходов, то есть тех, кто больше всех теряет от инфляции. Кроме того, если индексация достаточно тесно увязана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее давление на инфляционные ожидания. К отрицательным моментам индексации следует отнести ее влияние на сдерживание корректировки относительных цен, и если инфляция вызвана изменениями в структуре предложения, то индексация может стать причиной инфляционной спирали.[3, С. 149]

    Адаптивная  политика совсем по-иному влияет на инфляционные ожидания экономических субъектов. В этом случае возникает инерция инфляции: экономические субъекты привыкают к постоянному росту цен и заключают контракты с учетом продолжения инфляции, тем самым поддерживая ее. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле инициирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. В целом, как свидетельствует опыт, политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20—30 % в годовом исчислении. Примеров успешного проведения этой политики, когда инфляция достигает нескольких сотен или тысяч процентов в год, нет.

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в республике Беларусь