Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Острый кризис, охвативший Беларусь и ряд других республик бывшего СССР, привёл ко многим экономическим проблемам, решение которых стало одной из приоритетных задач государства. Одним из таких больных вопросов стала инфляция, что породило необходимость разработки комплекса мер по антиинфляционному воздействию на экономику.

Содержание

Введение.
1) Необходимость антиинфляционной
политики, ее инструменты и направления. 3-4

2) Антиинфляционная политика
в странах с развитой рыночной экономикой. 5-14
3) Особенности антиинфляционной
политики в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

      К преимуществам постепенной  политики относится в первую  очередь сохранение относительной социальной стабильности: медленный рост  безработицы дает надежду на успешное проведение программ переквалификации, незначительный спад оставляет надежду программам структурной перестройки и перепрофилирования производств. Часто эти надежды оказываются иллюзиями, но многие социальные группы заинтересованы в их реализации. К недостаткам следует отнести, во-первых, неопределенность экономической политики. Во-вторых, такая политика сохраняет достаточно сильные инфляционные ожидания.

    К преимуществам молниеносной политики, если она проводится в условиях высокого общественного доверия к правительству, относится резкое снижение не только собственно инфляции, но и инфляционных ожиданий, что создает условия для устойчивого безинфляционного развития.

    Иногда  в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую «политику цен и доходов». Ее суть в том, что правительство в директивном порядке либо замораживает цены и номинальные доходы (вариант шоковой терапии), либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен — ростом расходов на оплату труда (вариант градуирования). Аргументы сторонников «политики цен и доходов» сводятся к тому, что, во-первых, контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционные ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, и, во-вторых, он подрывает способность монополий повышать цены, а профсоюзов — заработную плату.

    Оппоненты наоборот указывают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, напротив, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут, не дождутся отмены контроля, и в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может принести к редкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Значит, говорят критики, «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченный срок. [3, С. 149-152]

    Дилемма шоковая терапия—градуирование  стимулирует разработку моделей «оптимальной» антиинфляционной политики.

    На  выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут в основном на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и безвозмездным дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Поэтому правительство испытывает постоянное давление «групп интересов» и в случае своей слабости может оказаться вообще не способным к выбору и последовательному осуществлению своего политического курса.

    Поэтому следует, что  предотвращению инфляции лучше всего способствуют скоординированные  действия правительства и частного сектора. Правительству следует  в ходе: а) фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения; б) денежной политики стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны (национального дохода, полной занятости); в) валютной политики не допускать импорта инфляции. В то же время предпринимателям и домашним хозяйствам при определении политики заработной платы следует придерживаться равенства темпов роста ставки заработной платы темпам роста производительности труда. [2, С. 315-316] 
 

    Адаптивная политика (градуирование) представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий, постепенное снижение темпов роста денежной массы.[7, С. 147]

Основные  рычаги управления инфляционными процессами находятся в руках у государства, так как именно государство ответственно за денежное предложение и, соответственно, величину денежной массы. Однако сокращение находящихся в обращении денег создает лишь условия для прекращения инфляции (за исключением тех редких случаев, когда инфляция имеет чисто монетарную природу, например, явилась следствием непреднамеренных ошибок политики Центрального Банка).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 
 

 Теоретически  изложенные направления и меры 6орьбы с инфляцией в чистом  виде практически применялись  крайне редко. В реальной действительности  почти всегда имел место синтез  различных подходов и комплексное применение самых разных антиинфляционных мер. Это в одинаковой степени относится к разным странам.

I) Высокоразвитым индустриальным, которые активно боролись с инфляцией в 70-е и 80-е годы;

II) развивающимся,  большинство из которых, в той  или иной степени до сих  пор страдают от нее;

III) постсоциалистическим государством Восточной Европы, которые в целом сумели справиться с высокой инфляцией начала 90-х годов;

IV) государствам, попавшим в экстраординарные экономические условия в результате национальных катастроф.

Рассмотрим  реальные примеры успешного проведения антиинфляционной стабилизационной политики в некоторых странах, которые наиболее похожи по развитию на Беларусиь.

Среди восточноевропейских постсоциалистических стран заметных успехов как в  борьбе инфляцией, так и в осуществлении перехода своей экономики на рыночные принципы функционирования добилась Польша. Обе эти проблемы представляются взаимосвязанными, причем значительная (по международным меркам) инфляция начала 90-х годов являлась во многом прямым следствием происходящей трансформации польской экономики. Сам же процесс экономической трансформации и стабилизации находится в сильной зависимости от таких факторов как президентские и парламентские выборы, кадровые перемещения в правительстве и руководстве основных финансово-экономических ведомства и т.д. Поэтому экономические успехи или неудачи, особенно в условиях перехода от одной общественно-экономической системы к другой, во многом зависят от общественного климата и политической стабильности в стране.   Но, указав здесь на этот специфический аспект,   важный для любой переходной экономики, я не стану дальше его анализировать и рассматривать, т.к. это далеко выходит за рамки моего исследования. Экономическая же реформа в Польше включала три oсновных направления:

 а)  макроэкономическую стабилизацию  (через бюджетную,  денежно-кредитную  и валютную политику);

 б)  институциональную перестройку  (т.е. новую приватизационную, законодательную  и налоговую   политику);     

в)   общесистемную   либерализацию (политику отмены ограничений во всех областях: ценовой, валютной, производственной, внешнеэкономической, торговой  и т.д.).

Какой-то отдельной или специальной антиинфляционной программы в стране принято не было, но в рамках общей экономической  политики, т.е. по всех трех  указанных  направлениях,  постоянно реализовывались различные действия и меры прямо и косвенно тормозящие инфляцию. Рассмотрим их подробнее.  Жесткая бюджетная и денежная политика, проводимая в жизнь классическим способом, начала осуществляться в Польше с 1990 года. И уже в конце 1990 г. дефицит бюджета сменился положительным сальдо.  Платежный баланс по текущим операциям также вскоре стал положительным.  Этому сильно помогло и списание кредиторами части внешней задолженности,  что значительно облегчило Польше обслуживание оставшегося долга.  И хотя в конце 1993 г. ситуация с бюджетом и платежным балансом вновь ухудшилась, но общее оживление экономики (к этому времени) уже наметилось,     а инфляционные процессы и тенденции твердо контролировались   правительством. К  тому  же   предприятия   уже больше не полагались на щедрые бюджетные источники и более или менее приспособились к политике "дорогих денег",   проводимой банковской сферой.   Именно эта политика сыграла важную роль в общеэкономической стабилизации и в подавлении инфляции. Дорогой  кредит очень  высокие нормы резервирования, превосходящие в 3-4 раза действующие в западных странах, позволили быстро и эффективно ограничить спрос предприятий на финансовые ресурсы. К середине 1992 г. банковская ставка процента стала положительной и накопление населением долларов постепенно прекратилось. Усилился интерес всех экономических субъектов к национальной валюте. Фактически инфляционные напряжения частично снимались и девальвациями, целенаправленно осуществлявшимся несколько  раз. Однако в целом Польша старалась проводить в жизнь политику завышенного валютного курса, соответствующую интересам импортеров. Это было связано с необходимостью импорта в страну современного оборудования и технологий.  Существенную роль в подавлении инфляции и восстановлении финансовой стабильности сыграла деятельность государства, направленная на оказание эффективной помощи предприятиям и банкам в решении проблемы массовых неплатежей. Для этого применялся широкий набор различных мер, таких как, например, обмен кредитных требований на акции предприятий, развитие вексельного обращения, использование части доходов от приватизации одних предприятий для кредитования других, выступление определенных структур в роли гарантов, передача некоторых кредитных требований специальным государственным финансовым органам и т.п. Важным звеном институциональной перестройки в Польше стало изменение формы собственности в процессе приватизации государственных предприятий. По мере осуществления этого процесса происходило адекватное уменьшение расходов государственного бюджета и снижение инфляционного давления на него. Этому же способствовала послеприватизационная отмена налоговых и прочих льгот, имевшихся у многих государственных предприятий, производств и отраслей однако быстро провести приватизацию (особенно крупных предприятий), как об этом заявлялось в 1990-1991 гг., не удалось. Полностью уйти государству от руководства экономикой также оказалось, чрезвычайно трудно и в 1993 г.   министерство промышленности и торговли  подготовило экономическую программу, рассчитанную на  десятилетний срок.     Она называлась "Основные направления промышленной политики" и предусматривала развитие конкуренции, преодоление монополизма,  стимулирование малых и средних  предприятий, поощрение инноваций и инвестиций, всемерное наращивание экспорта, ограничение и сокращение энергоемких производств и т.д. Важной частью институциональной перестройки, способствовавшей общей экономической и финансовой стабилизации, явилось динамичное развитие чаcтного сектора.  Он постоянно и неуклонно,  начиная с 1990 года, наращивал объем производства и число занятых, в то время как государственный сектор перестраивался относительно медленно,  почти перманентно находясь в кризисном состоянии.   Причем этот сектор не только занял господствующее положение в сфере торговли и услуг (около 90%),    но и активно ведет себя в сфере производства (в 1994 г.   он дал около 40%   промышленной продукции )

Именно  в этом секторе уже в 1992-1993 гг. произошла определенная стабилизация цен (оптовых и розничных) и  наметилась тенденция к их снижению по некоторым товарам и слугам. Роль частного сектора могла быть еще более значительной, если бы общесистемная либерализация сопровождалась большей продуманностью и стабильностью налогового законодательства; своевременным пересмотром ряда статей хозяйственного права; введением в действие повышенных (ускоренных) норм амортизации; переходом от нынешней ежемесячной системы взимания налогов к ежеквартальной, а затем и ежегодной; снижением числа тех видов предпринимательской деятельности, которые нуждаются в предварительном разрешении или лицензировании органами государственной власти и т.д. При этом отметим, что динамичное развитие частного сектора в Польше носило безинфляционный характер и происходило при жесткой ограниченности заемных финансовых ресурсов. Фактически главным источником средств доля новых инвестиций явилась выручка предпринимателей от реализации своей продукции на рынке.

Государственная инвестиционная политика также имела явную антиинфляционную направленность.

В целом  экономическая политика рыночных реформ, проводимая в Польше с 1990 г., принесла к 1995г. такие положительные результаты как рост ВНП, улучшение финансового  положения многих предприятий, определенное оживление инвестиционной активности. Правительству постепенно удалось обуздать инфляцию, т.е. удерживать ее на относительно низком уровне (от 25% до 35% в год), резко сократить бюджетный дефицит, стабилизировать курс национальной валюты. Но за эти успехи пришлось заплатить самым высоким (среди стран Восточной Европы) уровнем безработицы, снижением реальной зарплаты (доходов) значительной части населения, отрицательным сальдо во внешнеторговом обороте и значительной внешней задолженностью (около 50 млрд. долл.). Тем не менее к настоящему времени в Польше уже ясно наметилось экономическое оживление, а перспектива скорого выхода страны из экономического кризиса переходных лет и общего социально-экономического подъема почти не вызывает сомнений у польских и иностранных экономистов и экспертов.  [5, С. 80-85] 

Антиинфляционная  политика России.

До 1992 г. вследствие централизованного планирования цен России, как и другим республикам  бывшего СССР, в основном была присуща  подавленная инфляция. Тем не менее  за 1991 г. ИПЦ в России возрос в 2,6 раза. Чисто открытую форму инфляция в России приобрела с момента либерализации цен в январе 1992 г. С этого же момента начала проводиться антиинфляционная политика правительства в присущей рыночной экономике форме.

Либерализация цен позволила узнать, чего действительно стоили рубли, находившиеся тогда в обращении. Поскольку их объем в то время превышал номинальную величину годового ВВП (коэффициент монетизации -  М2/Py в 1991 г. был больше единицы), то естественно, что в такой ситуации цены быстро пошли вверх. В январе они возросли в 2.5 раза.

Так как  возникшая инфляция была инфляцией  спроса, то подавить ее денежные власти (Министерство финансов и Центральный  банк РФ) намеревались за счет сокращения в 1.5 раза государственных расходов в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом и замедления темпов роста денежной массы. В первой половине года экономическая ситуация развивалась по плану: после всплеска в январе индекс потребительских цен (ИПЦ) монотонно снижался до 12 % в мае (рис. 1: dM2/M2; dP/P; de/e — соответственно темпы месячного прироста денежного агрегата М2, ИПЦ и обменного курса рубля к доллару в процентах).

Однако  против жесткой денежной политики дружно выступили руководители предприятий, столкнувшиеся с недостатком оборотных средств. Этим предприятия стали оправдывать стремительный рост взаимной задолженности. Ко второму полугодию общий размер неплатежей достиг 3.2 трлн р., превысив на 62 % величину денежной массы М/2 на тот же момент. Взаимная задолженность между российскими предприятиями выросла за первое полугодие в 67 раз, составив 2.3 трлн р. На правительство стало оказываться давление, и после того как Президент РФ поддержал директорский корпус, правительство отступило.

Второе  обстоятельство, не позволившее провести жесткую денежную политику, — это самостоятельность центральных банков стран СНГ, на территории которых еще использовался российский рубль. В то время Россия контролировала эмиссию только наличных рублей. Безналичную рублевую эмиссию до лета 1992 г. осуществляло множество эмиссионных центров бывшего СССР. Более того, на территории ряда из них стали вводиться собственные денежные суррогаты: купоны, «зайчики». Все это способствовало росту денежной массы в России, следствием чего явился рост цен на блага и иностранную валюту (см. рис. 1). За год ИПЦ возрос в 26.1 раза. Кредитная эмиссия лета 1992 г. не пошла на пользу отечественной промышленности. Дополнительные деньги, в которых якобы так нуждались предприятия, быстро перетекли на валютный рынок. Практика подтвердила, что недостаток денег у большинства российских предприятий был связан не  с чрезмерно жесткой денежной политикой, а с их неэффективной работой — производством никому не нужной продукции. С другой стороны, эффективно работающие предприятия вкладывали прибыль не в расширение производства, а в операции на валютном рынке. Для населения основной формой сбережений тоже была иностранная валюта. В результате курс доллара возрос с 123 р./дол. в мае до 484 р./дол. к концу года.

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в республике Беларусь