Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Острый кризис, охвативший Беларусь и ряд других республик бывшего СССР, привёл ко многим экономическим проблемам, решение которых стало одной из приоритетных задач государства. Одним из таких больных вопросов стала инфляция, что породило необходимость разработки комплекса мер по антиинфляционному воздействию на экономику.

Содержание

Введение.
1) Необходимость антиинфляционной
политики, ее инструменты и направления. 3-4

2) Антиинфляционная политика
в странах с развитой рыночной экономикой. 5-14
3) Особенности антиинфляционной
политики в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: Антиинфляционная политика и  особенности ее реализации в республике Беларусь.  
 
 
 
 
 

Выполнил

студент УЭФ,

2 курс, гр. УВЭД                                                  В.В.Иванов 
 
 

Руководитель                                                       Н.Н.Петрова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2002 

План. 

Введение. 

1) Необходимость антиинфляционной

политики, ее инструменты и направления.                                       3-4                                             

 

2) Антиинфляционная  политика 

в странах с развитой рыночной экономикой.                                    5-14 

3) Особенности  антиинфляционной

 политики  в Республике Беларусь.  

Заключение. 

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

ВВЕДЕНИЕ

    Острый  кризис, охвативший Беларусь и ряд  других республик бывшего СССР, привёл ко многим экономическим проблемам, решение которых стало одной из приоритетных задач государства. Одним  из таких больных вопросов стала инфляция, что породило необходимость разработки комплекса мер по антиинфляционному воздействию на экономику.

    В наше время, кажется, нельзя прожить  и дня, не услышав этого коварного и интригующего слова. О ней говорят, с ней борются, ее боятся. Наше общество уже привыкло, что цены растут, курс зарубежных валют возрастает. Именно потому, что тема эта столь популярна в наши дни, я остановился на ней как на предмете своего скромного исследования. Мне хотелось бы уяснить, что это за феномен; каковы его корни; столь ли он опасен для экономики, как это говорят, и если да, то почему; и как с ним борется государство.           Для меня интерес данной темы заключается в том, что проблема инфляции, и сдерживания её на приемлемом уровне, характерна для всех стран мира, что позволяет говорить об универсальности этого вопроса и, особенно, о его актуальности в нашей республике, подтверждённой многими реалиями жизни. Целью данной работы служит именно раскрытие конкретных направлений и средств антиинфляционного регулирования, а также анализа ключевого момента антиинфляционной политики.

           Так как любые практические меры основываются на теории, то первым пунктом моей работы является раскрытие теоретических методов, основывающихся на количественной теории денег в её монетаристской и кейнсианской интерпретации. Конечно, теоретически изложенные направления и меры борьбы с инфляцией в чистом виде практически применяются крайне редко. В реальной действительности почти всегда имеет место синтез различных подходов и комплексное применение самых разных антиинфляционных мер. Поэтому во второй главе я привел примеры применения некоторых методов борьбы с инфляцией в странах, наиболее приближенных к Беларуси в экономическом, географическом и социальном плане, а именно России и Польши.

            В третьем разделе данной работы  я сделал попытку раскрыть  основные направления и средства  антиинфляционного регулирования  экономики Беларуси, а также провести анализ ключевого элемента антиинфляционной политики. Особенно интересны меры в рамках бюджетной, внешнеторговой, финансовой, производственной, инвестиционной политики и, конечно, политики финансового оздоровления предприятий.  А так как мало просто перечислить какой-то комплекс мероприятий по антиинфляционному регулированию, то я ещё перечислил некоторые причины, т. е. что именно могло привести к такому состоянию, когда стали обязательно необходимыми данные меры. 
 

1.Необходимость антиинфляционной политики, ее инструменты и направления.

   Антиинфляционная  политика означает комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. [4, C. 62]

    Поскольку инфляция, как и безработица, относится  к разряду макроэкономических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства. Однако к антиинфляционным нельзя относить те действия государства, которые касаются не причин, а последствий инфляции (индексация доходов населения, выплаты социальных пособий, административный контроль над ценами и т. п.). Эти и подобные 
меры не решают проблему инфляции, а откладывают, часто усугубляя, 
ее на потом. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная не поддается лечению, поскольку ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую, и лишь после этого вырабатывать меры борьбы с ней.

Бороться  с инфляцией — это значит ограничивать ее, удерживать на 
стабильном уровне цены, но не устранить полностью. Инфляцию нельзя 
ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер развития рыночной экономики. [9, С. 144-145]

    Антиинфляционная  политика подразделяется на активную и адаптивную политику.

    Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Иначе такую политику называют «шоковая терапия».[7, С. 147] Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются. Издержки шоковой терапии связаны с резким сокращением объема производства и занятости. Постепенное снижение темпа роста денежной массы может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией.  [1, С. 312]

    Правительство имеет в своем распоряжении целый  набор прямых монетарных рычагов, способствующих прекращению и сдерживанию инфляции. К ним среди прочих следует отнести:

  • контроль за денежной эмиссией;
  • недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;
  • осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке;
  •   пресечение обращения денежных суррогатов;
  • проведение денежной реформы конфискационного типа.

    Ограничение денежной массы как важнейший элемент денежной политики является ключевой идеей ортодоксального монетаристского подхода. Это ограничение наиболее выпукло проявляется в лимитировании ежегодного прироста денежной массы:

      êMi = êYcp + êPcp  

где:

êMi - лимит ежегодного прироста денежной массы;                                                                                        êYср. - среднегодовой темп роста реального производства;                               ê Рср.   - уровень роста цен (уровень инфляции), который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать.

           Введение режима денежных ограничений  обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Центрального банка.

          Первая из них - регулирование ставки межбанковского кредита. Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки межбанковского кредита всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, что не только ограничивает рост денежной массы, но и стимулирует сворачивание производства и способно породить волну банкротств.

Сказанное означает, что примечание названного метода требует тщательного учета конкретной ситуации и возможно только в комплексе с иными методами, в первую очередь институционального порядка. Положительный эффект, в качестве компенсирующей меры, дает снижение налогового пресса.

           Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней, как известно, рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

        Центральный банк также проводит операции на финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, покупая — увеличивает. Отметим, что первые два регулятора, используемые центральным банком (ставка процента и норма резервирования) задают всей банковской системе не инфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственного влияет на состояние денежного обращения.

        Рост доходов государства достигается в основном через налоговую систему, а также путем заимствования и денежной эмиссии. Усиление налогового пресса может дать лишь сиюминутный антидефицитный результат. В перспективе же жесткая налоговая политика оборачивается подрывом стимулов к производству, бизнесу и инвестированию, замедлением экономического развития и сокращением поступлений в государственный бюджет. Тем более что высокие налоговые ставки сами являются инфляционным фактором. Интересам антиинфляционной стратегии отвечает политика постепенного снижения налогового пресса. Помимо налоговых источников государственных доходов иногда предлагается задействовать и такие - увеличение цен на продукцию и услуги предприятий госсектора.

      Снижение государственных расходов часто является единственным способом достижения бездефицитности бюджета. Однако, проведение такой политики требует постепенности и осмотрительности.

     Политика повышения эффективности  государственных расходов   подразумевает   и   стимулирование   научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики и селективную адресность бюджетных финансовых потоков. Методы финансирования структурных преобразований и научно-технического прогресса в итоге воздействуют на фактор предложения в выравнивании инфляционного неравновесия.

     К числу монетаристских антиинфляционных мер относятся и либерализация налоговой системы. Суть ее состоит в том, что понижается уровень налогообложения. Тем самым стимулируются сбережения и инвестиции, что благоприятно сказывается на динамике предложения и общем равновесии рынков.

    Эффективность перечисленных методов может  быть обеспечена лишь в целях сдерживания  или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещенной с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.

    Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу (новых) денег по сложившемуся уровню реальных доходов вместо того, чтобы, как это происходит при простой либерализации цен, выравнивать уровень реальных доходов по сложившемуся объему денежной массы. [7, С. 148]

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в республике Беларусь