Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа
Острый кризис, охвативший Беларусь и ряд других республик бывшего СССР, привёл ко многим экономическим проблемам, решение которых стало одной из приоритетных задач государства. Одним из таких больных вопросов стала инфляция, что породило необходимость разработки комплекса мер по антиинфляционному воздействию на экономику.
Введение.
1) Необходимость антиинфляционной
политики, ее инструменты и направления. 3-4
2) Антиинфляционная политика
в странах с развитой рыночной экономикой. 5-14
3) Особенности антиинфляционной
политики в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.
Вышедший из-под контроля во второй половине 1992 г. денежный рынок продолжал свое стихийное развитие в следующем году. Денежные власти не владели еще инструментами его регулирования. Вплоть до 1994 г. ставка рефинансирования (цена денег Центрального банка для коммерческих банков) была ниже номинальной межбанковской процентной ставки, а реальная ставка процента на межбанковском рынке была отрицательной. В результате коммерческие банки получали хорошие прибыли на денежном и валютном рынках, Спекуляция на валюте стала самой доходной финансовой операцией в ущерб вложениям в реальный капитал.
1993 год
для экономики России в целом
и ее финансовой системы в
частности был самым
Однако за первые два года экономических преобразований денежные власти России приобрели полезный опыт и обогатили свой арсенал инструментов регулирования денежного рынка. В течение всего года Центральный банк неуклонно повышал ставку рефинансирования с 50 до 210 % годовых. Вслед за ставкой рефинансирования вверх пошли все другие цены денежного рынка. В результате с ноября реальная межбанковская ставка впервые стала положительной.
В мае 1993 г. на денежном рынке России появился новый инструмент — государственные краткосрочные облигации (ГКО), который был призван отвлечь средства с валютного рынка и постепенно заменить прямое финансирование Центральным банком дефицита федерального бюджета заимствованием государства на денежном рынке. В этом же году завершилось обособление российской национальной валюты от валют стран СНГ (лишь в Таджикистане рубль обращался вплоть до 1995 г.).
Большой вклад в достижение финансовой стабилизации России в последующие годы внесла принятая в 1993 г. Конституция РФ. Она затруднила принятие законодателями популистских бюджетных решений. Решения, касающиеся бюджета, могли приниматься Государственной думой только при наличии заключения правительства. Конституция провозгласила Центральный банк независимым от законодателей органом.
При составлении своей Программы на 1994 год денежные власти России были более осторожны, чем в предшествующие годы. Они взяли на себя достаточно скромные задания по снижению инфляции. В результате фактический темп роста цен оказался намного ниже запланированного (рис. 2).
Это привело
к тому, что поступления в
К 1995г.
российские денежные власти пришли уже
во всеоружии. Денежная программа на 1996
год предусматривала отказ от использования
прямых кредитов Центрального банка РФ
для финансирования дефицита федерального
бюджета. Дефицит бюджета в рублевой части
предполагалось в основном покрывать
за счет государственных ценных бумаг.
Был расширен круг инструментов регулирования
денежного рынка. Завершилось создание
современной системы обязательного резервирования
в Центральном банке вкладов населения
в коммерческих банках. До 1995 г. эта система
существовала в сильно урезанном виде.
Этот инструмент стал активно использоваться
для регулирования денежного обращения
в стране. Особенно удачным оказалось
введение нормы резервирования депозитов
в иностранной валюте. Норма резерва по
валютным счетам действовала как встроенный
стабилизатор. Она делала невыгодным для
коммерческих банков чрезмерный рост
валютных средств и игру на повышение
курса доллара, так как отчисления в резерв
ведутся по рублевому эквиваленту.
Из-за недостатка
отечественных денег
Еще одним важным достижением в регулировании денежного рынка стал «валютный коридор», введенный с 06.06.1995 сначала на 3 месяца и продленный с изменениями в дальнейшем (рис. 4).
Валютный коридор стабилизировал обстановку на валютном рынке, которая после событий 1994г. была очень напряженной. Так, в мае 1995г. при текущем обменном курсе 5060 р./дол. фьютчерные сделки на декабрь заключались по 7000 р./дол. (фактически курс оказался равным 4622 р./дол.). После введения валютного коридора на правительство ослабло давление, оказываемое в противоположных направлениях лоббистами экспортеров и импортеров.
На протяжении
зимы и весны 1995 г. в стране сохранялись
высокие инфляционные ожидания. Поэтому
введением валютного коридора правительство
стремилось также обеспечить доверие
населения и бизнеса к мероприятиям антиинфляционной
политики, что является необходимым условием
достижения ее конечной цели. Дело в том,
что из двух основных инструментов антиинфляционной
политики — регулирование количества
находящихся в обращении денег и поддержание
фиксированного обменного курса национальной
валюты к устойчивой иностранной валюте
— второй представляется публике более
доступным для контроля за действиями
денежных властей: колебания обменного
курса — более популярный показатель,
чем изменения денежной базы или норм
минимального резервного покрытия. Однако
при определенных условиях названные
инструменты оказываются в отношении
субституции, что и проявилось на практике
в конце 1997 г., когда отток иностранного
капитала из России, вызванный кризисом
на Гонконгской фондовой бирже, вынуждал
Центральный банк России продавать иностранную
валюту для поддержания обменного курса
рубля в коридоре, сокращая тем самым количество
находящихся в обращении денег, а для снижения
чрезмерно высокой в то время ставки процента
на денежном рынке требовалось увеличить
их предложение.
Поскольку валютный коридор сначала был установлен лишь на 3 месяца, то коммерческие банки стали придерживать валюту, ожидая, что осенью, по завершении срока действия коридора, курс доллара резко возрастет. Недостаток предложения на валютном рынке пришлось пополнить Центральному банку. Это наряду с вышеперечисленными мерами по сдерживанию роста денежной массы привело к сокращению денег в обращении. По мере приближения конца срока действия валютного коридора спрос на рынке межбанковского кредита все больше превышал предложение, а 24 августа 1995 г., в «черный четверг», предложения денег вообще не оказалось, несмотря на то, что по однодневным кредитам предлагали 2000 % годовых.
О том, что в 1995 г. ситуация на финансовом рынке России развивалась благоприятно, свидетельствует (рис. 5).
Если, как уже отмечалось, в начале года валютные запасы Центрального банка были минимальны, то к концу года они составляли 13 млрд. дол., что равнялось 2-месячному импорту страны.
1996 год — год президентских выборов. Напряженная борьба за президентский пост сопровождалась интенсивной денежной эмиссией и утечкой капиталов за границу (легальной и нелегальной). В реальном секторе усилился спад экономической активности. На одной из первых после завершения выборов Президента пресс-конференции тогдашний министр экономики признался: «Если говорить откровенно, то мы не ожидали такого влияния избирательной кампании на экономику». Если добавить к этому тяжелую болезнь Президента сразу после выборов, то станет ясно, что в политическом отношении 1996 год был очень неблагоприятным".
Тем не менее, денежные власти, обогащенные опытом и инструментами регулирования денежного рынка, успешно реализовали свою программу на этот год (см. таблицу).
Удалось также выполнить одну из важнейших финансовых задач года — снизить доходность ГКО за счет сокращения заимствования Министерства финансов и допуска нерезидентов на этот сектор финансового рынка. В результате возросла сравнительная выгода инвестиций в реальный капитал и сократились расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга.
Специфика
конъюнктуры денежного рынка
России и 1996 и 1997 гг. состоит в том, что
в полном соответствии с экономической
теорией после затухания инфляции увеличивается
спрос населения на деньги (замедляется
скорость обращения денег). Поэтому темп
роста предложения денег значительно
опережает темп инфляции при практически
неизменном курсе доллара и устойчивом
затухании инфляции (рис. 6).
рис.6 Выполнение денежной программы на 1996г.
Таким
образом, к 1997 г. инфляция в России была
подавлена: среднемесячный прирост ИГЩ
в 1997 г. равнялся 0.875 %. Это было достигнуто
в основном за счет жесткого контроля
за количеством находящихся в обращении
денег, т. е. средствами кредитно-денежной
политики. С исчезновением инфляции федеральный
бюджет лишился инфляционного налога.
Поскольку к тому времени экономика России
еще не перешла от падения к росту, а собираемость
налогов по прежнему оставалась низкой,
то Министерство финансов было вынуждено
увеличивать заимствование на внутреннем
и внешнем кредитных рынках. Разрешившийся
в августе 1908 г. долговой кризис России
вызнал новый всплеск инфляции.
ГЛАВА
3
Не секрет, что после распада СССР все страны, входившие в него столкнулись, с множеством экономических и других проблем. Не исключение и наша республика. Сутью кризиса явился непрекращающийся спад экономической активности и продолжающееся и ныне резкое (обвальное) падение объемов производства и сбыта большинства товаров и услуг, производимых в Беларуси.
Следствием этого явилась гиперинфляция. Основные причины и условия белорусской инфляции лежат в монетарной сфере и проявляются в следующем:
Но чтобы верно оценить роль и значение инфляции в этих событиях необходимо провести краткий анализ финансовой политики руководства РБ в 90-х годов.
Ощущая свалившуюся на них (в 1990—1992 годах) ответственность за судьбу белорусской экономики и пытаясь поддержать национальных производителей, т. е. предотвратить их банкротство, Правительство РБ и Национальный банк все последние годы активно осуществляли соответствующую денежно- кредитную политику. Она фактически свелась сначала к непосредственному, а затем к всё более опосредуемому коммерческими банками интенсивному кредитованию отраслей народного хозяйства и населения РБ. Прямое валютное кредитование экономики Беларуси в 1991 — 1992 годах было незначительно.
С 1992г. экономика республики характеризовалась высокими темпами инфляции (см. рис. 3.1).
С 1993 года в экономической жизни Беларуси очень резко возросли значение и роль иностранной валюты и иностранных кредитов.
Если учесть, что производство валового внутреннего продукта (в фактически действовавших ценах) составило в 1993 году 9775,8 млрд. рублей, то валютная составляющая кредитной эмиссии (на конец 1993 года) составила: 5279 млрд. руб. В целом кредитная эмиссия (валютная и рублевая) составила в РБ в 1993 году 7408,02 млрд. руб. А относительно 1992 года она возросла, как это легко подсчитать, в 19,53 раза.
В 1994 году основные параметры денежно-кредитной политики предыдущего года были сохранены, что и позволило банковской системе республики увеличить "рублевые и инвалютные кредиты экономике и населению — в 20,5 раза".
Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в республике Беларусь