Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Острый кризис, охвативший Беларусь и ряд других республик бывшего СССР, привёл ко многим экономическим проблемам, решение которых стало одной из приоритетных задач государства. Одним из таких больных вопросов стала инфляция, что породило необходимость разработки комплекса мер по антиинфляционному воздействию на экономику.

Содержание

Введение.
1) Необходимость антиинфляционной
политики, ее инструменты и направления. 3-4

2) Антиинфляционная политика
в странах с развитой рыночной экономикой. 5-14
3) Особенности антиинфляционной
политики в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

             Особенностью 1995 года явилась валютная стабилизация, позволившая приостановить процесс активной долларизации экономики Беларуси. Эти успехи были достигнуты путем  резкого уменьшения темпов роста кредитной эмиссии в 1995  году. Инфляция резко снизилась с 39,2% в январе до 2,5% в июне, обменный курс оставался неизменным на протяжении нескольких месяцев, чистые валютные резервы центрального банка разбухали на глазах; превысив 200 млн. USD. В январе-апреле 1995 г. ситуация на валютном рынке и антиинфляционные меры по ограничению рублевой кредитной эмиссии обусловили существенное изменение степени влияния названных выше причин роста денежной базы. Чистые, внутренние кредиты Национального банка увеличились за 4 месяца только на 27% (их прирост за первый квартал 1994 г. составил 134%, чистые рублевые кредиты даже сократились на 5%. Поэтому их общий прирост обусловил всего 26% прироста денежной базы. В тоже время наблюдался почти 30-кратный рост чистых иностранных активов Национального банка, вызванный, преимущественно, покупкой инвалюты с целью недопущения ревальвации обменного курса белорусского рубля и поддержки экспорта страны. МВФ готовился подписать соглашение по программе STAND-BY. Обрадованное доступностью наличной валюты, население продавало доллары в обменных пунктах и помещало рубли на срочные депозиты в стремлении немедленно разбогатеть за счет огромной разницы в процентных ставках между рублевым и долларовыми вкладами. Достаточно отметить, что за январь - июль 1995 г. срочные рублевые депозиты населения выросли в 16,8 раза, а вся рублевая денежная масса - в 2,9 раза. Заметно выросли и рублевые активы предприятий примерно в 1,9 раза. За счет привлеченных рублей банковская система аккуратно кредитовала реальный сектор экономики, невзирая на его потенциальную убыточность, так как почти не сомневалась в эффективности предстоящих рыночных реформ. В свою очередь Национальный банк, существенно увеличив свои валютные резервы, смело пошел на либерализацию валютного рынка и даже отменил с 1 июля 1995г.  обязательную продажу валютной выручки. Не отставало и правительство, регулярно повышая минимальную заработную плату и не обременяя себя проблемами сбалансированности доходов и расходов бюджета

    Первый  тревожный звонок прозвучал в  середине августа, когда спрос на валюту на бирже начал резко превышать  ее предложение. Однако правильной реакции  не последовало -  Национальный банк, подчинившись окрику главе государства, предпочел продавать валютные резервы и "держать" курс. Тем более что приближалось подписание соглашения по кредиту МВФ. И уж совсем вопреки здравому смыслу последовало очередное понижение ставки рефинансирования Национального банка до 66% годовых, а его реальная ставка снизилась в сентябре до минимального в том году значения - 3,6%. Одновременно в конце августа 1995 г. было предпринято довольно топорное административное вмешательство в банковскую систему: фактически поглощение по приказу  президента небольшим коммерческим банком  с неубедительной репутацией крупнейшего государственного банка - Сберегательного банка. Это было крайне неудачное действо, совершенно не способствующее повышению доверия к белорусской банковской системе. Как следствие приток денег в банковскую систему практически прекратился, спрос на валюту принял ажиотажный характер. Довольно быстро она исчезла в обменных пунктах, а в ноябре были введены ограничения на ее продажу на валютной бирже. С этого момента возникла пресловутая множественность обменных курсов, которая сохранялась в течение примерно 4,5 года и, с которой белорусские денежные власти достаточно безуспешно боролись административными методами. Что, впрочем, не помешало белорусскому рублю упасть за этот период примерно в 120 раз по отношению к доллару США. Затем последовала новая инфляционная волна, достигшая максимума в 1999 г., - рост потребительских цен в 3,5 раза. То есть достигнутая к середине 1995 г. относительная финансовая стабильность, в основе которой лежала попытка стабилизации рубля, оказалась крайне непрочной и не выдержала испытания легкомысленной макроэкономической политикой. При стабильном обменном курсе (за 1995 г. белорусский рубль подешевел всего лишь на 8%) и росте внутренних цен в 3,4 раза государственные предприятия страны оказались задавленными дешевым иностранным импортом у себя дома и  начали ускоренными темами терять внешние рынки. В том числе в России, от полной потери которой как потребителя белорусской продукции спас российский финансовый кризис в августе 1998 г.

    Соответственно, приток свежей валюты в страну не мог  компенсировать вынужденную работу рублевого "печатного станка", направленного на поддержание рахитичного  экономического роста и финансирование непосильных для данной политики бюджетных расходов.[21, с. 8]

    Сравнительный анализ индекса потребительских  цен и индекса фактического кредитования говорит о тесной связи инфляции с кредитными вливаниями в экономику республики, осуществленными в 1991 — 1995 гг.

    Результатом всего этого явилось то, что  экономический кризис начала 90-х годов (о системном я здесь не говорю) проявился у нас и в целом воспринялся обществом как кризис ценовой или финансовый. Инфляция (рост цен) постепенно стала главной мишенью или главным злом для белорусского правительства, Президента и ряда экономистов. Но поскольку наша инфляция в весьма значительной степени была сотворена внутри республики, путем проведения в 1991-1994 гг. денежно-кредитной политики, то и резко снизить ее в 1995 году оказалось вполне возможно соответствующими усилиями республиканских органов (Нацбанка, правительства, Минфина), направленными на сокращение темпов роста кредитной эмиссии.

          Однако экономический кризис, видимым  проявлением которого являлся рост цен, продолжился в республике прежними темпами и в 1995 г., о чем однозначно свидетельствует сохранение негативных тенденций макроэкономическими показателями.

          Всё это  теперь уже позволяет   сделать ряд важных и взаимосвязанных  выводов:

     1) инфляция в Беларуси в 1991 — 1995 гг. была порождена в основном  кредитно-денежной политикой ее  государственно-финансовых органов.  Дальнейшее сокращение кредитной эмиссии приведет к адекватному снижению в республике и инфляции. Главным условием здесь является политическая воля и желание республиканского руководства: Президента, парламента и Нацбанка;

    2) значительное снижение инфляции  в 1995 г. (в 6-ть раз по сравнению  с 1994 г.) практически не отразилось  на состоянии экономики РБ; оно  продолжало ухудшаться. Это свидетельствует о том, что в 1991-1995 гг. рост цен стал своеобразной дымовой завесой, фактически отвлекшей на себя общественное внимание. И пока дымовая завеса не рассеется, т. е. не станет измеряться однозначной цифрой (в годовом исчислении), она будет надежно скрывать или сильно искажать реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и т. д.;

    3) отложить решение этих проблем  белорусскому правительству пришлось и из-за целого ряда объективных причин, связанных со стремительным распадом СССР и начавшимся переделом власти и собственности. В таких условиях кредитная эмиссия предстала как самое простое и доступное средство поддержания экономики, точнее своих производителей и потребителей. И так было не только в Беларуси;

    4) установление денежно-кредитной  стабильности и ответственности, в рамках нынешней переходной экономики Беларуси, почти автоматически приведет к тому, что все социально-экономические проблемы предстанут перед глазами экономистов (да и всего общества) предельно обнаженными и субъектно-дифференцированными. Этого многие не хотят.

    5) предельно низкая и полностью  контролируемая инфляция станет  не мнимой, а действительной реальностью в Беларуси лишь тогда, когда республикой будут предприняты решительные шаги для коренного улучшения дел в бюджетной, внешнеторговой, финансовой, производственной, инвестиционной и платежной сферах. Главным же средством является радикальное изменение проводимой здесь прежде политики.

В 1996г. гиперинфляция была приостановлена.  Государство в течение 1996г. увеличивало  размеры денежной массы. Эта тенденция  продолжалась и в течение 1997-1998гг. (необходимо было платить заработную плату, инвестировать убыточные  предприятия). Однако следует отметить, что уменьшение инфляции в 1996г. основывалось на рестрикционных монетарных мерах, а не на пополнении рынка отечественными товарами и на развитии экспорта. Достигнутый Беларусью в 1997 г. рост ВВП был оплачен колоссальной инфляцией – примерно 6% инфляции на 1% роста ВВП. В 1996-1998гг. высокие темпы инфляции продолжают сохраняться, также сохраняется отрицательная процентная ставка по депозитам. В 1999г. произошел сильный рост инфляции: потребительские цены увеличились в 3,5 раза, этому способствовали в основном негативные внешние факторы:

    1. неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства;
    2. последствия кризиса в РФ;
    3. отсутствие внешних источников кредитования при наличии дефицита торгового баланса;
    4. рост цен на нефть (потребности республики возросли в 2,5 раза) [26, с. 8]

    Снижение  среднемесячного прироста ЧРВК до 3,6% в 2000г. по сравнению с 9,8% в1999г. существенно  изменило ситуацию в денежной сфере. Был стабилизирован рыночный курс белорусского рубля, что позволило сравнительно легко перейти на единый курс. Инфляция за 10 месяцев в 2,4 раза по производственным ценам и в 1,87 раза по потребительским ценам соразмерна суммарной рублевой денежной эмиссии (приросту денежной базы в 1,86 раза). А если учесть, что на инфляцию в 2000г. влияла значительная эмиссия в конце прошлого года, то следует констатировать, что инфляция 2000г. адекватна эмиссионной политике. С одним замечанием: рост производственных цен в этом году значительно опережает потребительские цены. Этому соответствует два объяснения:

     1. девальвация официального курса   через инфляцию издержек импортных  энергоносителей повлияла на  производственные цены;

    2. существенно повысились в 2000г.  долларовые цены на энергоносители (нефть).         [24, с.  1-5]

      В целом же, влияние денежно-кредитной политики, проводимой в 2000г., на инфляционную ситуацию можно оценить как ограничивающее.

    Важнейшими  задачами на 2001г. являлись:

  1. Единственный способ остановить инфляцию – научиться выдавать новые кредиты за счет возврата старых. Поэтому первейшая задача на 2001г. – добиться возврата ранее выданных кредитов пусть и ценой банкротств, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий.
  2. Восстановление доверия к облигациям государства. Т.к. стабильное функционирование рынка ГКО – предпосылка стабильности белорусского рубля.
  3. Консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Вместе с тем, главный стимул для акционеров – рост индекса акций того или иного банка. Нужно наладить нормальный фондовый рынок, хотя бы банковских акций.
  4. Очень важно Нацбанку объявить планируемую траекторию обменного курса и инфляции и добиться их максимального выполнения.
  5. Исследования показали, что в условиях Беларуси стабильным является только спрос на узкие деньги. Поэтому монетарное тагетирование1, применявшееся в 2000г. в отношении совокупной рублевой массы на 4% в месяц, а затем на 6,2%, представляется целесообразным.
  6. Необходима дедолларизация расчетов, по крайней мере, с Россией. Разрешение использовать российские рубли при безналичных расчетах выведет из оффшоров многие трансакции и будет способствовать прозрачности и росту операций банков.
  7. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынков.

    Если  удастся хотя бы частично решить все  перечисленные задачи, то это даст возможность превысить темп роста денежной массы по сравнению с инфляцией. Это позволит увеличить денежное предложение, что приведет к росту коэффициента монетизации, к получению бюджетом сеньоража. [23, с. 1-2] 

    Таблица 3,1 Прогнозные макроэкономические показатели на 2001г.

    Показатели     2000г., (оценка)     2001г., (прогноз)
    ВВП     8.510 млрд. BYB     15,640-16,680 млрд. BYB
    Темп  роста ВВП к предыдущему году     104%     103-104%
    Рост  ИПЦ      
    - в среднем за год     280%     160-173%
    - в среднем за месяц     7%     2,5-3,5%
    - декабрь к декабрю     228%     135-151%
 

    Индекс  роста потребительских цен был  запланирован, как видно из таблицы, на уровне 135-151% за год или по 2,5-3,5% в среднем за месяц. Для сравнения, что на 2000г. этот показатель планировался значительно более высоким – 4-5% в среднем за месяц, фактически ожидается не менее – 7%. То есть инфляционные ожидания "ул. Берсона, 14" на 2001г. значительно понизились и по абсолютной величине весьма напоминают оптимистические прогнозы на 1997-1999гг., закончившиеся, как известно полным фиаско. Прогноз на 2001г. очевидно формировался под влиянием успехов  в 2000г. Национального банка, сумевшего поставить под административный контроль обменный курс белорусского рубля и вынудить коммерческие банки занять свою нишу в планово-рыночной белорусской экономике. Поэтому Минэкономике было вполне позволено согласиться с вариантом официального понижения обменного курса рубля за весь будущий год всего лишь на 35% и привязать к нему нижнюю границу показателя ИПЦ.

    Утверждается, что для достижения предложенного показателя инфляции прирост рублевой денежной массы не должен превышать за год 52% - 339 млрд. BYB по абсолютной величине. Только при этом условии Нацбанк брал на себя обязательство девальвировать белорусский рубль не более чем на 2% в среднем за месяц по отношению к российскому рублю и на 2,5% - к доллару. Одновременно центральный банк предлагал ограничить эмиссию на 2001г. суммой 126 млрд. BYB, что без малого на четверть превышал по реальной величине плановый показатель прироста чистого внутреннего рублевого кредита на 2001г. Причем, что касается кредитования дефицита республиканского бюджета, то Нацбанк предлагал выделить на эти цели 117 млрд. USD из его резервов. При этом совершенно неясно: эти доллары входят в величину предложенной эмиссии или же пойдут  отдельно? [бр№40/2000с 7] Но уже на начало этого года прозвучали тревожные нотки. Дело было в том, что эта ситуация с ювелирной точностью повторяла события 1995г. Предпосылками этого стали:

  1. Нарастание темпов прироста рублевой денежной массы, способное вызвать уже в ближайшие месяцы очередной виток инфляции.
  2. Поспешное снижение ставки рефинансирования, вызванное финансовыми проблемами предприятий и банков при стабилизации обменного курса, и связанное с этим снижение доходности   рублевых финансовых институтов.
  3. Очевидная несбалансированность бюджетных доходов и расходов в условиях политического заказа или, лучше сказать, приказа обеспечить рост заработной платы в валютном эквиваленте.
  4. Нарастающее снижение ликвидности банковской системы.
  5. Подходит к концу внешнеэкономический эффект от резкого понижения обменного курса в 2000г., выразившийся в относительном повышении конкурентоспособности белорусской продукции на внешнем рынке. [25, с. 4]

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в республике Беларусь