Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение соответствия спроса и предложения на рынке социально-культурных услуг, обеспечение их взаимосвязи.
Цель работы предопределила постановку и решение задач:
- дать характеристику услугам культурной сферы как разновидности товара;
- определить понятия спроса, предложения, рынка услуг;
- изучить и проанализировать вопросы товарной политики в учреждениях социокультурной сферы;
- исследовать маркетинговые технологии в социально-культурной сфере, раскрыть роль маркетинга в деятельности учреждений культуры;
- выполнить прогноз спроса на услуги культуры и сбалансировать его с предложением.
Введение 3
Глава 1. Характеристика спроса и предложения на рынке социально-культурных услуг 6
1.1.Определение понятий спрос, предложение, рынок услуг 6
1.2. Услуга как разновидность товара 9
Глава 2. Товарная политика в учреждениях социально-культурной сферы 12
2.1. Разработка ассортиментной политики 12
2.2 Характеристика жизненного цикла товара 17
2.3. Соотношение цены, спроса и предложения 19
Глава 3. Маркетинговые технологии реализации культурных услуг на примере театра МХАТ 23
3.1. Исследование рынка сбыта театральных билетов 23
3.2. Изучение потребительского спроса и формирование ценовой политики 27
Заключение. 32
Список литературы. 34
Это границы предельных цен
- средние для всех групп.
Особый интерес представляет
сравнение данных о фактически
уплаченных зрителями ценах за
билеты и их представлением
о возможной предельной цене,
превышение которой вынудило
бы их отказаться от посещения
спектакля (таблица 5).
Таблица
5. Индекс предельных
и фактических цен на
билеты на отдельные
спектакли.
Наименование спектакля | Отношение предельной цены к фактической цене (%) | ||||
100 | 101-120 | 121-150 | 151-120 | 251-400 | |
"№ 13" | 21,3 | 20,7 | 28,8 | 3.5 | 3,5 |
"Кабала святош" | 14,3 | 28,9 | 27,3 | 5,8 | 5,7 |
"Амадей" | 9,9 | 19,2 | 35,4 | 9,0 | 11,4 |
"Три сестры" | 4,8 | 7,3 | 27,6 | 10,7 | 32,9 |
Итак, каждый пятый зритель посчитал, что он заплатил за посещение спектакля «№ 13» максимально возможную для него цену, а 70,9% зрителей не отказались бы от посещения спектакля, если бы пришлось заплатить за это в 1,2-4 раза больше. Максимально возможная цена на спектакль «Кабала святош» совпала с фактической для каждого седьмого зрителя, при этом каждый десятый заплатил бы за билет в 1,5-4 раза больше. Каждый десятый зритель спектакля «Амадей» отметил совпадение фактической и предельной цены, и каждый пятый подтвердил возможность заплатить за билет в 1,5—4 раза больше. Наиболее ярко просчеты театра в ценах на билеты проявились на спектакле «Три сестры». Здесь только каждый пятый зритель указал на совпадение фактической и предельной цены, а 27,6% готовы заплатить за билет больше в 1,2-1,5 раза, 10,7% - в 1,5-2,5 раза и 32,9% в 2,5-4 раза.
Теперь сравним действующие в
театре расценки мест по поясам
с соотношением предельных цен по итогам
исследования для лиц с низким, средним
и высоким доходом.
Индекс предельных и фактических цен на билеты на отдельные спектакли.
|
Диапазон цен (%) | |||||||
50 и ниже | 51-100 | 101-200 | 201-350 | 351-700 | 701-1000 | Более 1000 | ||
Душевой доход | ||||||||
Низкий | 3,1 | 16,4 | 32,9 | 19,9 | 17,5 | 5,6 | 3,8 | |
Средний | 0,7 | 5,1 | 17,8 | 23,8 | 35,8 | 11,2 | 5,6 | |
Высокий | 0,9 | 3,7 | 9,2 | 11,0 | 29,4 | 16,5 | 29,4 | |
Спектакли | ||||||||
"Три сестры", "Дядя Ваня" | 66,2 | 27,3 | 6,5 | - | - | - | - | |
"Сирано де Бержерак" | 39,5 | 42,4 | 14,6 | 3,5 | - | - | - | |
"Амадей", "Священный огонь", "Вечность и еще один день" |
10,2 | 23,7 | 22,7 | 20,3 | 23,1 | - | - | |
"Кабала святош" | 6,2 | 7,7 | 23,3 | 22,0 | 32,9 | 6,1 | - | |
"№ 13" | - | - | 23,0 | 24,1 | 20,2 | 20,5 | 12,2 |
Конечно, вся работа по совершенствованию
ценообразования должна проводиться осмотрительно.
При ее проведении нельзя допускать массового
и одномоментного пересмотра цен на все
спектакли. Субъективные волевые решения
при назначении цен, при отсутствии информации,
которая может
быть получена в результате специальных
исследований, далеко не всегда оптимальны
и приводят к существенной потере доходов.
Для проведения исследований настоятельно
необходимо создать в театре
постоянно действующую службу маркетинга
и возложить на нее, в частности, мониторинг
театральной публики.
Резюме. Можно предложить следующие
рекомендации. Минимальная цена
на билеты может быть
1.
Максимальную цену на билеты
следовало бы устанавливать в
пределах от 1000 до 3500 рублей. Однако
назначаться такие цены должны
только на спектакли
2.
Для спектаклей повышенного
3.
Следовало бы уточнить число
поясов, мест в каждом поясе
основного зала. Вряд ли чем-нибудь
оправдано, что количество сейчас в зависимости
от названия спектакля и уровня успеха
колеблется от 6
на «Сирано де Бержерак» до 12 на «№ 13».
По нашему мнению, количество видов распоясовок
может быть ограничено двумя. При этом
число мест в каждом поясе должно быть
постоянным и зависеть от
геометрии зала, акустики и других технических
параметров, а качество спектакля, его
успешность, спрос, объем рынка, длительность
нахождения в афише должны определять
уровень цен в каждом поясе. Целесообразность
такого подхода подтверждается многолетней
театральной практикой. При его реализации
достигается экономия средств на изготовление
билетов, облегчается труд билетных кассиров
и ведение билетного хозяйства.
4.
Обоснованное назначение цен
на билеты - это не только механизм
максимизации доходов, но и средство влияния
на состав и структуру аудитории театра,
адресности его творчества. Грамотное
регулирование цен может способствовать
повышению доли публики МХАТа и театральной
публики за счет сокращения доли массового
зрителя (а это ведь непременное условие
продолжительности художественного успеха
театра), привести к положительным сдвигам
в возрастном, образовательном, половом
со-
ставе аудитории и получению в связи с
этим дополнительных доходов.
Остается
пожелать, чтобы информация, имеющаяся
в отчете, активно использовалась театром
при прогнозировании цен на спектакли
нового и текущего репертуара.
В современном обществе учреждения культуры выработали стратегию пополнения финансов за счет платных видов деятельности; провели сокращение непрофессионально работающих сотрудников, высвобождающиеся средства направили на повышение зарплаты оставшимся специалистам; взяли под контроль экономию электричества, тепла, пробег и горючее для транспорта; изучили окружающую социально-культурную среду, своих конкурентов; очистили планы мероприятий от малозначительных, неэффективных и недоходных проектов.
Приблизили работу учреждений культуры к потребителю, улучшили формы и методы индивидуальной работы, создали более комфортные и сервисные условия для зрителей, участников художественного творчества. Приняты и другие меры по упорядочению деятельности учреждений, улучшению содержания и качества проводимой работы.
Другими словами, учреждения культуры основное внимание уделяют форме, содержанию, т.е. качеству своих продуктов и услуг. И в то же время стремятся к тому, чтобы они (продукты и услуги) соответствовали интересам и потребностям населения.
На рынке социально-культурных услуг спросом является не всякая потребность, а только такая, которая обеспечена наличием духовных или платежных средств у потребителя. Так различают «спрос» и «потребность». С понятием «спроса» связана другая категория - «предложение». Предложением в данном случае можно назвать совокупность услуг, предоставляемых на рынок социально-культурной деятельности.
Для учреждений культуры
Тем не менее, внедрение в практику деятельности социокультурных учреждений современного маркетинга в совокупности с рыночными отношениями обостряет многие аспекты социальных, культурных, экономических и хозяйственных отношений и в этой сфере. Прежде всего - стали считать деньги и расходовать их экономно, создавая и реализуя лишь самые необходимые и эффективные, с точки зрения общественной полезности, культурные проекты.
Рыночные изменения в социально-культурной деятельности означают переход от директивного хозяйственно - экономического механизма управления к равновесной системе свободного взаимодействия спроса и предложения на продукты социокультурной сферы.
При формировании репертуарной
и экономической политики
Постоянный мониторинг
Театр такого масштаба и
Информация о работе Анализ спроса и предложения на услуги учреждений культуры