Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение соответствия спроса и предложения на рынке социально-культурных услуг, обеспечение их взаимосвязи.
Цель работы предопределила постановку и решение задач:
- дать характеристику услугам культурной сферы как разновидности товара;
- определить понятия спроса, предложения, рынка услуг;
- изучить и проанализировать вопросы товарной политики в учреждениях социокультурной сферы;
- исследовать маркетинговые технологии в социально-культурной сфере, раскрыть роль маркетинга в деятельности учреждений культуры;
- выполнить прогноз спроса на услуги культуры и сбалансировать его с предложением.
Введение 3
Глава 1. Характеристика спроса и предложения на рынке социально-культурных услуг 6
1.1.Определение понятий спрос, предложение, рынок услуг 6
1.2. Услуга как разновидность товара 9
Глава 2. Товарная политика в учреждениях социально-культурной сферы 12
2.1. Разработка ассортиментной политики 12
2.2 Характеристика жизненного цикла товара 17
2.3. Соотношение цены, спроса и предложения 19
Глава 3. Маркетинговые технологии реализации культурных услуг на примере театра МХАТ 23
3.1. Исследование рынка сбыта театральных билетов 23
3.2. Изучение потребительского спроса и формирование ценовой политики 27
Заключение. 32
Список литературы. 34
Различные по типу организации социокультурной
сферы оказывают в наши дни самые разнообразные
услуги населению, в том числе и те, которые
можно объединить в восемь удобных для
формального учета групп:
Признаки классификации | Виды услуг социально-культурной сферы |
По содержанию работ | Информационно-просветительные Зрелищные. Оздоровительные. Развивающие. Прокатные. Прикладные. |
По характеру услуг | Коммерческие. Бесплатные. |
По месту потребления | Стационарные. Выездные. Гастрольные. |
По назначению | Основные (профильные). Сопутствующие. Дополнительные. |
По качественному уровню | Профессиональные.
Любительские.
Смешанные. |
По
степени участия самих |
Услуги персонала. С привлечением волонтеров. С участием потребителей. |
По составу потребителей | Индивидуальные.
Групповые. Коллективные.
Семейные. Массовые. Эксклюзивные. |
По времени потребления | Эпизодические. Цикловые. Периодические. Систематические. |
Перед учреждениями культуры
открываются сегодня поистине
безграничные возможности для
работы на формирующихся рынках,
поскольку в руках профессионалов социально-культурной
деятельности оказывается не только широкий
арсенал форм работы, связанных с производством
и реализацией собственно услуг, но и возможность
вступать в развёрнутый комплекс работ
по реализации самых разнообразных товаров,
в том числе товаров-изделий,
товаров-идей, товаров-мест
и др. Сдача в аренду помещений, приобретение
и реализация музыкальных инструментов,
прокат оборудования и инвентаря, продажа
сувениров, произведений прикладного
творчества, «раскрутка» творчески одарённых
людей в различных видах и жанрах художественного
творчества, организация физкультурно-спортивной
и экскурсионной работы - это лишь
незначительная часть того нового, что
входит в повседневную социально-культурную
практику. И это только начало. Рынок не
терпит остановок, его закон - движение,
динамика, развитие. Есть все основания
полагать, что работники социально-культурной
сферы адаптируются к новым условиям хозяйствования
и сумеют извлечь для себя, своих организаций
и своих потенциальных и реальных потребителей
максимальную пользу. (13)
Ассортиментная политика –
Действительно, если осуществляет стратегическое перемещение, то прежде всего нужно ясное понимание того набора товаров, который реализует это перемещение (с чего начинаем, что и как осваиваем, какие этапы, к каким уровням показателей в новых рынках стремимся и т. д.). Но даже если осуществляется чисто тактический прием увеличения доли рынка, контролируемой организацией, за счет отрыва от конкурентов в обновлении продукции, то это лишь прием ассортиментной политики. Отсюда вывод - ассортиментная политика есть инструмент реализации стратегических и тактических целей фирмы посредством изменения производимого ассортимента и количества товаров (услуг) в соответствии с сущностью и этапами осуществления этих целей. (1)
Из чего состоит
После того как выделены
Разработка ассортиментной программы - трудоемкое и кропотливое дело. Возглавляет разработку такой программы специальный руководитель программы (менеджер программы).
Ассортиментная политика
Гибкость ассортиментной
Ассортиментная политика в любой фирме начинается с разработки и производства новых товаров. Для начала уточним, что следует вообще понимать под новым товаром. (1)
Во-первых, это качественно совершенно новый товар, аналогов которому на рынке нет и не было. В реальной жизни таких товаров встречается не так уж много, они рождаются, как правило, в результате технологических прорывов. В последние годы такие товары появляются благодаря развитию компьютерных технологий, электроники, голографии, лазерной техники, атомной энергетики. Их появлению предшествуют значительные по объему вложения в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, на производство таких товаров тратятся значительные суммы. Примерами здесь могут быть современные средства связи, космическая техника, компьютеры нового поколения, аудио-видеотехника и т.д. В социально-культурной сфере не только успешно применяется многое из перечисленного, но с каждым годом становится все больше и специфических товаров. Так, из товаров-изделий можно назвать современную сценическую технику, используемую в шоу-представлениях и гала-концертах. Из товаров-услуг - пользование ресурсами сетей ИНТЕРНЕТ.
Из товаров-организаций уместно назвать ставшие доступными, благодаря широкому международному культурному обмену, зарубежные театральные труппы, благотворительные фонды, крупнейшие музеи и картинные галереи мира На сценических подмостках российской периферии и даже сельской глубинки, в особенности в ходе предвыборных баталий, выступают теперь видные мастера искусств Москвы, Санкт-Петербурга, многих зарубежных стран. А это уже - товары-личности. (10)
Во-вторых, это товары, несущие в себе значительные, иногда коренные изменения и усовершенствования. Так, на смену морально устаревшим грампластинкам пришли компактные лазерные диски, громоздкие киносъемочные агрегаты заменены удобными и легкими видеокамерами.
Привычные для населения места проведения культурных акций все чаще заменяются благоустроенными сценическими площадками в парках на и улицах городов, а творческие коллективы театров отправляются на гастроли в самые отдаленные районы страны.
В-третьих, товар, уже обращающийся на рынке, но с некоторыми улучшениями, не изменяющими, однако его коренных характеристик. Так, в 60-х годах на смену обычной акустической гитаре пришли электрические, простенький баян «Лира» постепенно вытесняется электробаяном, стоимость которого приблизилась к стоимости «иномарки», на смену обычному кино пришло кино панорамное, стерео, широкоформатное. А как изменилась за последние годы звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура! К примеру, как удобно стало солистам выступать теперь с радиомикрофоном, освободившись от вечно путавшихся проводов.
В-четвертых, товары рыночной новизны. Для старых рынков этот товар- старый, т.е. привычный; для новых рынков или их сегментов он – новый. Фактически это любой товар, еще незнакомый конкретному сегменту рынка: не демонстрировавшийся прежде киношедевр, впервые увиденный кем-то спектакль и т.д. Все это в известном смысле - товары рыночной новизны.
В-пятых, это товар новой сферы применения, Мегафон - атрибут милицейской службы, что может с успехом использоваться при проведении массового праздника на стадионе. Диктофон одинаково необходим журналисту и администратору учреждения культуры. Новое применение находят в социально-культурной сфере краски и ткани, пластмассы и кровельное железо, транспортные средства, декорированные под космические корабли и диковинных доисторических животных. (1)
Новые изделия (театральная и офисная мебель, аудиовизуальная аппаратура), новые услуги (аэробика, шейпинг, восточные единоборства, фольклорное пение), новые места (малая сцена, парковая эстрада, новые туристские маршруты), новые организации (клубы по интересам, досуговые объединения, группы содействия, объединения волонтеров и меценатов, попечительский совет), новые идеи (безалкогольное кафе, ярмарка солидарности, аукцион идей), новые лица (ветераны войн, выдающиеся ученые, депутаты Государственной Думы, новые специалисты в штате организаций культуры, приглашенные для постановок зарубежные мастера сцены) - все это в той или иной мере способно стабилизировать пошатнувшийся почему-либо сбыт, принести ощутимые доходы в казну театра или цирка, библиотеки или культурно-досугового центра, снизить риск и зависимость филармонии от непомерно амбициозной эстрадной звезды, вызвать желание расширить сферу влияния, обойти кокурентов, завоевать добрую репутацию в глазах реальных и потенциальных покупателей.
У каждого клуба и парка, школы искусств и планетария, мюзик-холла балета на льду, хора русской песни и туристического бюро должна быть своя инновационная политика. Выстраивать ее можно двумя способам
1. Заимствовать
или копировать что-то у партнеров, коллег,
смежников,
конкурентов — путь
подражания и репродуцирования.
2. Заниматься
собственными технологическими и методическими
исследованиями и разработками — путь
поиска и экспериментов.
Второй
путь и достойнее первого и
перспективнее для любой
Процесс разработки и внедрения новых товаров в организации социально-культурной сферы может быть представлен в виде нескольких следующих друг за другом этапов:
- Формирование идей;
- Оценка идей и их отбор;
- Экспертная оценка концепции товара;
- Разработка товара;
- Рыночные испытания;
- Развертывание коммерческого производства.
На практике разработкой новых
товаров в социально-
Всякий товар, будь то изделие или услуга, личность или идея, имеет свой период присутствия на рынке, свой жизненный цикл. В зависимости от типа товара продолжительность его жизни на рынке может измеряться часами и десятилетиями. Все товары рано или поздно устаревают, выходят из обращения, заменяются новыми.
Произведенный продукт, после того, как часть его оставлена для личного пользования, предлагается рынку для обмена (на какой-либо иной продукт или на деньги), реализации, продажи. С этого момента он становится товаром. На этом этапе важны такие моменты, как отношение к товару тех, для кого он предназначался, заинтересованность посредников в успехе предприятия, назначенная на товар цена, место и объемы предполагаемой продажи, поведение узнавших о товаре конкурентов и др. (13)
Информация о работе Анализ спроса и предложения на услуги учреждений культуры