Анализ спроса и предложения на услуги учреждений культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение соответствия спроса и предложения на рынке социально-культурных услуг, обеспечение их взаимосвязи.
Цель работы предопределила постановку и решение задач:
- дать характеристику услугам культурной сферы как разновидности товара;
- определить понятия спроса, предложения, рынка услуг;
- изучить и проанализировать вопросы товарной политики в учреждениях социокультурной сферы;
- исследовать маркетинговые технологии в социально-культурной сфере, раскрыть роль маркетинга в деятельности учреждений культуры;
- выполнить прогноз спроса на услуги культуры и сбалансировать его с предложением.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика спроса и предложения на рынке социально-культурных услуг 6
1.1.Определение понятий спрос, предложение, рынок услуг 6
1.2. Услуга как разновидность товара 9
Глава 2. Товарная политика в учреждениях социально-культурной сферы 12
2.1. Разработка ассортиментной политики 12
2.2 Характеристика жизненного цикла товара 17
2.3. Соотношение цены, спроса и предложения 19
Глава 3. Маркетинговые технологии реализации культурных услуг на примере театра МХАТ 23
3.1. Исследование рынка сбыта театральных билетов 23
3.2. Изучение потребительского спроса и формирование ценовой политики 27
Заключение. 32
Список литературы. 34

Работа содержит 1 файл

Спрос.doc

— 253.50 Кб (Скачать)
 
 
 

АНАЛИЗ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  НА УСЛУГИ  

УЧРЕЖДЕНИЙ  КУЛЬТУРЫ 
 
 
 

 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  

      Качество жизни, в том числе  качество культуры, становится целью  развития мирового сообщества. Важнейшим  индикатором качества жизни выступает  качество культуры. Любые экономические преобразования неэффективны без полноценного удовлетворения культурных потребностей населения. Сами преобразования невозможны без достаточного культурного уровня осуществляющих их людей.

     Социально-культурная деятельность составляет важную область общественной жизни, является частью системы социального воспитания, организации жизнедеятельности людей в соответствии с их потребностями. Основным товаром в сфере культуры являются услуги, а последние получили свое повсеместное распространение на платной основе только с развитием рыночных методов хозяйствования.

   Отличительными  особенностями социально-культурной деятельности являются следующие признаки:

- она  осуществляется в рамках свободного (досугового) времени;

- отражает  свободу выбора людьми тех или иных форм досуга на основе принципа добровольности;

   - выражает широкий спектр индивидуальных  и коллективных потребностей и запросов;

-  обусловлена   традициями и региональными особенностями;

- может  осуществляться в рамках специальных государственных и негосударственных институтов (учреждений культуры) и вне их.

 Актуальность  исследования

 Сегодня, с цель. Продвижения услуг социально-культурной сферы на потребительский рынок  очень важно проводить грамотную  маркетинговую политику, изучать спрос на услуги культуры, придерживаться оптимального соотношения спроса и предложения на услуги культуры.

 Система разработанности  темы. За последнее десятилетие появилось достаточно работ как зарубежных, так и отечественных авторов, посвященных вопросам маркетинга. В работе «Основы маркетинга» Ф.Котлера, автор подчеркивает, что принцип маркетинговой деятельности имеет отношение не только к производству и сбыту товаров в их материальном воплощении. В перечень объектов он включает практически все, что может удовлетворять потребности человека – услуги, места организации, личности, виды деятельности. Особое внимание в книге отводится проблемам управления маркетингом, а также системам маркетинговых исследований и маркетинговой информации.

    Среди зарубежных авторов проблемы применения маркетинга в сфере услуг были рассмотрены Пуллом, Джиллионом, Дж. Б. Берманом и др.

    Маркетинговая деятельность с  учетом специфики социально-культурной  сферы рассмотрена отечественными  учеными, такими как В.Е. Новаторовым, Г.Л. Тульчинским, Е.Н. Вороновой. Проблемы применения маркетинга в социально-культурной сфере рассмотрены в трудах Ю.А. Помпеева, Г.Г. Гольцова, Г.М. Галуцкого и др. Вопросы особенностей удовлетворения спроса на услуги сферы культуры освещались в периодической печати Е. Щековой, старшим преподавателем университета культуры и искусства г. Санкт-Петербурга.

     В исследованиях Е.В. Новаторова  и Г.Л. Тульчинского маркетинг  рассматривается как комплексная  система рыночной деятельности  организаций социокультурной сферы. Большой интерес представляют собой разделы, раскрывающие особенности и содержание  маркетинга в отдельных областях социально-культурной деятельности6 клубная и парковая работа, библиотечно-информационное обслуживание, туризм, музейное дело и др

          Целью данного исследования является изучение соответствия спроса и предложения на рынке социально-культурных услуг, обеспечение их взаимосвязи.

     Цель работы предопределила постановку  и решение задач:

- дать  характеристику услугам культурной  сферы как разновидности товара;

- определить  понятия спроса, предложения, рынка  услуг;

- изучить  и проанализировать вопросы товарной  политики в учреждениях социокультурной  сферы;

- исследовать  маркетинговые технологии в социально-культурной  сфере, раскрыть роль маркетинга в деятельности учреждений культуры;

- выполнить  прогноз спроса на услуги культуры  и сбалансировать его с предложением.

    Объект исследования – услуги учреждений культуры как разновидность товара.

    Предмет исследования предложение и спрос на услуги культуры на потребительском рынке, факторы, определяющие динамику этих параметров.

   Методологическая база исследования

    Основой для написания работы  явились труды специалистов сферы  культуры: Вороновой Е.Н., Галуцкого  Г.М., Гольцова Г.Г., Новаторова В.Е., Помпеева Ю.А., Сусловой И.М., Тульчинского Г.Л., Щековой Е.Л., а также законодательные и нормативные акты  в сфере культуры такие как: Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 09.10.92г., Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, Закон РФ «О некоммерческих организациях».

   Гипотеза – успешная реализация культурных услуг может быть обеспечена при оптимальном соотношении спроса и предложений на рынке.

 Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и  приложений. 
 
 
 
 

Глава 1. Характеристика спроса и предложения  на рынке социально-культурных услуг

1.1.Определение  понятий спрос,  предложение, рынок  услуг

 

      Многим из нас знакомо состояние, порождаемое отсутствием чего-нибудь необходимого для нормальной жизни. Чем важнее для человека эта «нехватка чего-либо», именуемая в просторечии нуждой, тем быстрее и глубже «погружается»  человек в состояние дискомфорта.

     Осознание человеком причин ощущаемого дискомфорта приводит к появлению потребности. Иначе говоря, потребность — это осознанная нужда. Чем выше уровень развития общества, тем более многочисленны и разнообразны потребности его граждан. Это объективно обусловлено тем, что человек, одновременно выступает частичкой какой-либо социальной группы или общественной системы, а кроме того взаимодействует с внешней средой - живой и неживой природой. Средства и способы благополучного существования человека в определенном обществе задаются господствующими в обществе законами, моральными нормами, традициями и обычаями, менталитетом и модой. Нетрудно заключить: потребности формируются и развиваются, на том или ином историческом этапе, под влиянием господствующей политической системы, социально-экономических условий, уровня материального благосостояния и культурного развития нации в целом. Не последнюю роль в этом формировании играют и такие факторы, как уровень развития производства, исторически сложившиеся привычки, условия жизни, быта и труда, национальные особенности, климатические условия и т.п.

     Потребности принято разделять  на первичные (жизненные, физиологические) и вторичные (социальные, духовные, культурные). Если первые носят ограниченный характер (продолжительность сна, объем потребляемых продуктов, утоленная жажда), то вторые и более разнообразны, и более динамичны, по мере удовлетворения одной потребности возникают вторая, третья и т.д. При этом, как правило, наблюдается возвышение потребностей, то есть их качественный рост.

     Предложение - совокупность товаров (услуг), находящихся на рынке и представленными к продаже по соответствующей цене. (13)

   Желание иметь в своем распоряжении  определенное изделие или получить  какую-либо услугу, должно быть  обеспечено возможностью каким-то  образом за это заплатить. Если это условие обеспечено, мы имеем дело со спросом. Другими словами, одна сторона, желающая что-то предложить (продать, обменять, сдать в аренду) другой стороне, непременно должна знать, во-первых, о потребности нуждающейся стороны, во-вторых, о желаемом уровне удовлетворения имеющейся потребности, и, в-третьих, о готовности приобретающей стороны дать за предложение другой стороны достойную цену.

     В противном случае предложенные  одной стороной блага (средства  удовлетворения потребности) окажутся невостребованными, а проще говоря, - не обменянными на деньги или какие-то иные блага (изделия, услуги и т.д.). Так что путь от нужды до покупки может быть и далеким и долгим, все зависит от готовности сторон совершить акт обмена.

    Процесс удовлетворения потребности можно представить так: 

 

    Товарно-денежные отношения положили  начало бесчисленному числу сделок между субъектами рынка, что в свою очередь привело к появлению особой сферы обменов - рынка.

     Рынок – совокупность существующих и потенциальных продавцов и покупателей каких-либо товаров. Именно на рынке продукт становится товаром, а затраченные на его производство ресурсы оборачиваются пользой для потребителя, вызывают определенное их отношение к товару, характеризуют степень удовлетворения тех или иных нужд, потребностей и желаний. (13)

     Под сбалансированностью спроса и предложения понимается полноценное функционирование рынка. Это касается не только количества поступающих на рынок товаров, но и их качества, а также структуры спроса и предложения.

    Люди готовы платить за услуги  репетитора, за обучение игре  на фортепиано, за предоставление  на время  предметы культурного  обихода, за пользование компьютером и т.п. Возникает рынок услуг.

      
 
 
 
 
 

 

1.2. Услуга  как разновидность  товара

     Основной продукт социально-культурной  деятельности - услуга. Постановлением  Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС  от 25 января 1989 года был утверждён  «Примерный перечень   платных   услуг,   оказываемых   населению   культурно-просветительными, внешкольными    учреждениями и спортивными сооружениями». Он включает в общей сложности более ста различных услуг, сгруппированных в шесть плохо дифференцированных по характеру деятельности групп.

     К первой группе отнесены платные занятия в кружках, коллективах, студиях, школах, секциях художественного и технического творчества. Подобные занятия могут носить также физкультурно-спортивный характер, быть связанными с декоративно-прикладным творчеством. Сюда же относятся занятия в музыкальных студиях, классах, а также обучение иностранным языкам, скорочтению, стенографии и т. д.

     Ко второй группе отнесены лекции и консультации по различным отраслям знаний, тематические праздники и представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки, карнавалы, концерты и спектакли, аукционы, ярмарки, лотереи, детские утренники, новогодние представления, семейные праздники, обряды, ритуалы, торжественные поздравления.

     К третьей группе отнесены услуги, имеющие обслуживающий характер: пошив одежды, костюмов, ремонт, настройка и наладка радиоаппаратуры и музыкальных инструментов, а также прокат сценических костюмов, культурно-спортивного и туристского инвентаря, обуви и реквизитов. Музыкальных инструментов, магнитофонных и видеокассет и т. д.

     К четвёртой группе отнесены: видеообслуживание, кинопоказ, пользование аттракционами и персональными компьютерами, спортивными тренажёрами, продажа билетов на культмассовые и спортивные мероприятия.

    К пятой группе отнесены все виды библиотечных услуг: фото - и ксерокопирование, составление библиографических справок, подбор литературы, обслуживание личных библиотек, переплётные работы и т. д.

    В шестую группу вошли различные мероприятия по культурному обслуживанию граждан и коллективов, семейных торжеств. Сюда же отнесены оформительские работы. (17)

     Что-то предлагалось населению  и раньше. Но полулегально, бессистемно,  с малым доходом. Предпринимательство  во всех его формах и видах  не укладывалось в рамки традиционных  идеологических догм. А поскольку государство настойчиво придерживалось «остаточного принципа» финансирования культуры, последняя либо влачила жалкое существование, либо вынуждена была зарабатывать полулегально, развивая различные формы коммерческой деятельности.

Информация о работе Анализ спроса и предложения на услуги учреждений культуры