Анализ рентабельности на предприятии

Автор: Саня Беликов, 28 Октября 2010 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Ключевые слова: рентабельность, прибыль, анализ, планирование, управление, максимизация

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Рентабельность торговой организации и методы ее измерения (курсовая - экономика торговли).doc

— 383.50 Кб (Скачать)

    Номенклатура  продукции есть принятый в планировании и учете систематизированный перечень групп продукции в натуральном виде.

    Ассортимент продукции – это количественное соотношение отдельных видов  продукции по меркам, сортам, профилям, размерам, артикулам и т.д.

    Правильное  определение в плане выпуска  продаж ассортимента, пользующегося спросом, обеспечивает устойчивое положение предприятия на рынке и получение максимальной прибыли.

    Рассчитаем  объём валового дохода и розничного товарооборота с учётом потребности  в прибыли и повышении уровня рентабельности. Основные данные для расчёта приведены в таблице 3.1. 

Таблица 3.1. Плановые данные для расчёта розничного товарооборота.

Показатель План на 2006 год
Целевая прибыль, тыс. руб. 268076,9
Расходы на реализацию, тыс. руб. 1332979
Налог на недвижимость, тыс. руб. 16000
Уровень валового дохода, % 16,5
 

     Примечание. Источник: собственная разработка

     1).   Найдём сумму чистой прибыли с транспортным сбором по формуле: 

     ЧП + тр. сбор =                                               (10) 

     где ЧП – чистая прибыль;

             тр. сбор. – транспортный сбор. 

ЧП + тр. сбор = 268076,9/0,96 = 279246,8  (тыс. руб.).

     2).     Рассчитаем сумму балансовой  прибыли:

        

     БП = + Nнедв.,                                      (11)

     где БП – балансовая прибыль,

     Nнедв. – налог на недвижимость. 

     БП. = 279246,8/0,76 +16000 = 383430 (тыс. руб.)

     3).     Определим валовой доход –  нетто:

               

     ВД-нетто = БП –РР,                                             (12) 

     где ВД-нетто –валовой доход нетто;

     РР – расходы на реализацию.

     ВД-нетто  = 383430+1332979 = 1676409 (тыс. руб.) 

     4).   Рассчитаем валовой доход –  брутто (5% налог на продажу): 

     ВД  =

;                                                (13) 

     ВД  = 1696409*100/95 =  1785694  (тыс. руб.). 

     5).   Определим размер товарооборота, исходя из планового уровня валового дохода: 

     ТО = 1785694*100/16,5 = 10822388  (тыс. руб.). 

     Определим критические (предельные) характеристики предприятия, обеспечивающие безубыточную работу (точку безубыточности, критическую величину валового дохода, запас финансовой прочности)

     

,                                  (14) 

     где КТ критическая точка продаж;

            РРпост – постоянные расходы на реализацию;

            УВД – уровень валового дохода;

            Уррпер – уровень переменных расходов на реализацию. 

     Таким образом, критическая точка продаж будет равна: 

     

94444 (тыс. руб.) 

     В то же время необходимо помнить, что  при прогнозировании мы не учитывали  индекс цен. Специалистами предприятия  рост потребительских цен  прогнозируется в размере 115%. В связи с ежегодным превышением прогноза социально-экономического развития РБ роста потребительских  цен, будем придерживаться мнения специалистов.  Таким образом, скорректированная на индекс цен, критическая точка продаж будет равна: 94444*1,15 = 108610,6 (тыс. руб.).

     Исходя  из данной поправки, рассчитаем запас  финансовой прочности: 

     

,                                        (15) 

     где ЗФП – запас финансовой прочности;

            ТО' – рассчитанный товарооборот;

            ТОК – товарооборот в критической точке (ТК). 

     Запас финансовой прочности равен:  

     ЗПФ = (10822388-108610,6)*100/10822388 = 99(%). 

     Следовательно, снижение товарооборота более чем  на 99 % от  прогнозируемого объёма будет означать для предприятия снижение платёжеспособности.

     Таким образом, планирование прибыли и  определение точки безубыточности позволяет торговому предприятию своевременно принимать правильные решения и повышать свою рентабельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Основываясь     на     итогах     проведенного     исследования    можно    сделать     следующие     выводы    и     предложения:

     Конечным  финансовым результатом работы предприятия  является, как правило, прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

     Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:

     -  в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

     -  используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;

     -  выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

     При всей значимости прибыли ее величина не полностью характеризует эффективность деятельности предприятия. Таким показателем является рентабельность, определяемая на основе прибыли.

       Показатель рентабельности  свидетельствует   о прибыльности  хозяйственной деятельности  предприятия в  прошедшем периоде  и  о возможностях  его дальнейшего  функционирования.

       Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации  продукции покрывают издержки  обращения (производства) и, кроме  того,  образуют сумму прибыли,  достаточную для нормального функционирования предприятия.

     Этот  показатель является обобщающим. Однако, признать его показателем, характеризующим эффективность хозяйственной деятельности, можно лишь с известной долей условности, так как и в числителе, и в знаменателе оценочные конечные показатели (прибыль – качественный, товарооборот – количественный).

     Одним из основных факторов рентабельности является соответственно прибыль, поскольку  чтобы не стояло в знаменателе, в  числителе всегда будет прибыль, и именно она будет определять рентабельность того, что находится в знаменателе.

     Анализ  деловой активности и рентабельности свидетельствует  о    снижении   рентабельности  и деловой  активности ТЧУП “Дальневосточный Флагман”. Общие       выводы    по  анализу финансового состояния торгового предприятия    таковы:

     - по  результатам проведенной оценки  финансового  состояния   можно     предположить,   что  перед   предприятием   стоит   проблема  выжить;

     - финансовая политика торгового предприятия решает кратковременные задачи,  дающие только сиюминутные положительные результаты с возможным отрицательным эффектом  в будущем, что во  многом обуславливается    недостаточностью  проработки  стратегии  предприятия.

     ТЧУП  “Дальневосточный Флагман” для получения необходимой суммы прибыли и повышения рентабельности нужно     одновременно  проводить мероприятия  по увеличению товарооборота,      изменению  торговых     надбавок (ценовая    политика),      уменьшению     издержек      обращения,     рассчитывать     прогнозируемый     уровень       рентабельности     и     исходя  из    этого,     принимать     наиболее      эффективные      управленческие     решения. 

     Для увеличения размеров прибыли и рентабельности необходимо разработать ряд мероприятий по снижению себестоимости продукции, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции,   активизировать   службу   сбыта,   осваивать   новые   рынки,   пересмотреть ассортимент выпускаемого товара. Соответственно важнейшими факторами роста прибыли должен стать рост объема реализации продукции с одновременной оптимизацией его структуры, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции, а также финансовый контроль за формированием, распределением и использованием денежных средств предприятия. В ТЧУП “Дальневосточный Флагман” целесообразно осуществлять планирование прибыли и рентабельности на основе безубыточности, хотя ТЧУП “Дальневосточный Флагман” итак  имеет достаточно хороший финансовый запас, но не стоит останавливаться на достигнутом, а постоянно планировать свою деятельность и наращивать объемы продаж, увеличивая тем самым получаемую прибыль.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
     
  1.   Артеменко  В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие.- М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 1997.-128 с.
  2. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб.-практ. пособие. – М.: Дело и сервис, 1998.– 256с.
  3.   Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 279с.                        
  4.   Баканов М.И.   Анализ        хозяйственной        деятельности   в     торговле. -  М.: Финансы и статистика, 1990. – 295c.
  5. Бланк И. А. Управление прибылью. – Киев.: Ника-Центр, 1988. – 355 с.
  6. Бланк И.А. Торговый менеджмент.- Киев: Украинско-Финский ин-т менеджмента и бизнеса, 1997. - 405с.
  7. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта.- М.: Финансы и статистика, 1999. – 208с.
  8.   Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. – Санкт-Петербург: Экономическая школа, 1997. – т1. – 497 с.
  9. Валевич Р. П, Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб.пособ.для студ.спец."Коммерческая деят. на рынке товаров и услуг" вузов. - Мн.: Выш. шк., 1996.-367с
  10.   Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М: Изд-во МИК, 1998. – 201 с.
  11.   Донцова Л.В., Никифорова Л.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Дело и Сервис, 1999. – 304 с.
  12.   Ефимова О.В. Финансовый анализ. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1998. – 320с.
  13. Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» от 22 декабря 1991г. №1330-ХII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1992г., №4, ст.77)
  14.        Законодательство о налогах и сборах в Республике Беларусь / серия: «Настольная книга бухгалтера».  - Мн.: Право и экономика, 2001. -192с.
  15. Инструкция по учету розничного товарооборота и товарных запасов в торговле.- Мн.:Информпресс,1999. - 10с
  16. Ковалев А.Н., Привалов В.П. Анализ финансового  состояния предприятия. 3-е изд., перераб.  и доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.– 216с.
  17.   Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для вузов. – Мн.: Выш. шк., 2000. – 430с.
  18. Лебедева С.Н. и др. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие по спец. "Мир.экон.и междунар. экон. отн." для вузов/ С.Н.Лебедева, Н.А.Казиначикова, А.В.Гавриков; Подред.С.Н.Лебедевой.-2-е изд. - Мн.: Новое знание,2002.-240с.
  19.   Прогнозирование и планирование экономики / Под обш ред. Борисевича В.И., Кандауровой Г.А. – Мн.: 2000.-432с.
  20. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. – Мн.: ИСЗ, 1996. – 288 с.
  21. Скамай Л. Прибыль и методы её анализа // Риск. -2001. №4. с.72-80.
  22.   Соловьева Н.А. Анализ результатов хозяйственной деятельности организации и ее финансового состояния / КГТЭИ. Кафедра экономического анализа и статистики. – Красноярск, 1998. – 288с.
  23.   Соловьева Н.А., Коркина Н.И. Анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации и ее финансового состояния: Учебное пособие по курсу «Экономический анализ». Изд. 2-е, перераб. и доп. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. - 112с.
  24. Торгово - закупочная деятельность. Ч.1: Подборка законод .и норм. актов / Сост. Г.И.Коротаева. -  Мн.: Издатель Коротаева Г.И., 1998. - 106с
  25. Торговое дело: экономика и организация: Учебник/ Под общ.ред.: Л.А.Брагина и др. - М.:ИНФРА М, 1997. - 255с
  26. Учет и финансовый анализ: Инструменты эффективного управления / Д.А. Панков, К.А. Шиманский, Т.Вержбицки и др; Под общ.ред. Д.А.Панкова. – Мн.: Технология, Изд-во БГЭУ,1997. – 186с.
  27. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2000. – 656 с.
  28.   Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Г.Б. Полякова. - М, ФИНАНСЫ, ЮНИТИ, 1997. – 518 с.
  29. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Теория финансового анализа.–  М.:ИНФРА-М, 2000. – 208с. 
  30.   Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 176 с.
  31.   Экономика предприятия : Учебник / Под ред. Проф. О.И. Волкова –М.:ИНФРА-М,1997. – 416 с.
  32.   Экономика предприятия: Учебник/ Под.ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 - 742 с.
  33. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. П. Грузинова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 701 с.
  34. Экономика торгового предприятия: Учебник  для торг. Вузов / А.И.Гребнев, Ю.К.Баженов, О.А.Габриэляни др.; Под общ. ред. А.И.Гребнева. - М.:Экономика,1997. - 238с.
  35. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие для уч-ся проф. лицеев и училищ /Авт. сост. М.Н.Греховодова. - Ростов н / Д. : Феникс, 2001. - 190с

Информация о работе Анализ рентабельности на предприятии