Анализ рентабельности на предприятии

Автор: Саня Беликов, 28 Октября 2010 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Ключевые слова: рентабельность, прибыль, анализ, планирование, управление, максимизация

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Рентабельность торговой организации и методы ее измерения (курсовая - экономика торговли).doc

— 383.50 Кб (Скачать)
  • продовольственный магазин по пр. Партизанский, 37

           с торговой площадью 170 м2;

  • продовольственный магазин по ул. Д. Мартинкевича, 2/1

           с торговой площадью 238 м2.

     Что же касается организационной структуры  предприятия  и его подразделений, то она утверждается директором. Директором производится назначение и освобождение от должности заместителей директора и руководителей структурных подразделений.

     Среднесписочная численность работников на 01.04.06 г. составила 344 чел.

    ТЧУП  “Дальневосточный Флагман” осуществляет свою деятельность на основе полного  хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2004- 2005 год представлены в таблице 2.1.  
 

 Таблица 2.1.  Основные показатели финансово-хозяйственной

деятельности, тыс.руб.

Показатель 2004 г. 2005 г. Отклонение Темп

 роста, %

Товарооборот  без 5 %. 6203527 9031024 2827497 145,5
Валовой доход  926291 1527567 601276 164,9
Валовой доход  в % к товарообороту 14,8 14,1 -0,7 95,3
Налоги  и др.пл. за счет валового дохода 21211 28216 7005 133
Налоги  и др.платежи за счет валового дохода в % к товарообороту 0,34 0,26 -0,08 76,5
Расходы на реализацию 862778 1351808 489030 156,7
Уровень расходов в % к товарообороту 13,8 12,5 - 1,3 90,6
Прибыль от реализации товаров 34 210 26 985 - 7225 78,9
Уровень прибыли от реализации товаров в % к товарообороту 0,55 0,25 0,3 45,5
Внереализационные доходы 12 892 15 645 2753 121,4
Уровень внереализационных доходов в % к  товарообороту 0,21 0,17 -0,03 83,36
Прибыль отчетного года 47102 42 630 - 4472 90,5
Уровень прибыли отчетного года в % к товарообороту 0,42 0,16 -0,26 38,24
Чистая  прибыль 25891 14414 -11477 55,7
Уровень чистой прибыли в % к товарообороту 0,23 0,05 -0,18 23,43
 
 

 Примечание. Источник:[17, c.262]

     На  основании данной таблицы наблюдается  снижение прибыли от реализации на 7225 тыс.руб. (21,1%).

     Кроме того, по итогам данных вышеуказанной  таблицы видно, что отрицательное влияние на рост прибыли оказали изменение уровня валового дохода и положительное влияние оказало снижение уровня расходов на реализацию.

     При этом прибыль уменьшилась на 4472 тыс.р., то есть на 9,5% к прошлому году.

     На  рост  прибыли положительное влияние  оказал рост прибыли от реализации и рост внереализационных доходов.

     Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

     Основным  стимулирующим фактором эффективного труда работников  ТЧУП “Дальневосточный Флагман” является текущая премия за основные результаты хозяйственной деятельности. В соответствии с Положением о премировании, разработанном на предприятии, условием премирования для всех категорий работников является обеспечение рентабельной работы. Ежемесячно проводимые заседания комиссии определяют конкретный размер премии. Размер премии в течение года утверждается в соответствии с Положением о премировании для всех секций и служб предприятия.

     Повышающие коэффициенты позволяют увеличить сумму премии до 25%. В то же время, приводится целый перечень  показателей, в соответствии с которыми премия за основные результаты хозяйственной деятельности уменьшается на 20-100%. Размер премии снижается в случае обнаружения недостатков и упущений в работе (нарушение трудовой и производственной дисциплины, не обеспечение высокой культуры обслуживания, отсутствие ассортимента товаров, некачественное выполнение должностных обязанностей и др.)

     На  предприятии  действует непрерывный процесс повышения  мастерства работников. В учебных группах, непосредственно на рабочих местах и в учебном классе специалисты предприятия, Института повышения квалификации проводят  с продавцами и другими категориями  работников занятия по правилам торговли, защите прав потребителей, свойствам товаров, культуре обслуживания, психологии общения и многим другим темам.

     Основными посетителями ТЧУП “Дальневосточный Флагман” являются жители Фрунзенского района, работники близлежащих организаций  и предприятий.

     Основная  задача, которую ставят перед собой  работники ТЧУП “Дальневосточный Флагман”,– улучшить торговое обслуживание населения, проявить заботу о людях, путём создания максимума удобств для них. Это достигается  за счёт совершенствования  материально-технической  базы, расширения ассортимента товаров, развития прогрессивных форм продаж.

       Совершенствуется  внешний облик  всех магазинов:  обновляется  фасад зданий. Проводятся работы  по совершенствованию и внутреннего  облика магазинов. Меняются компьютерные сети, электрокабель, электропроводка, подвесные потолки. Вместо устаревших светильников устанавливаются новые, более экономичные, в результате чего  освещённость помещений улучшилась. Устанавливаются также современные модели торгового оборудования с использованием  новейших охранных систем и сигнализаций. В магазинах вводятся современные прогрессивные формы обслуживания: расширяются расчёты за покупку с  применением карточек через платёжные терминалы, установлены банкоматы. Одновременно меняется технология продажи товаров  с установкой нового современного оборудования. Причём все работы по ремонту и повышению технической  оснащённости магазинов ведутся без остановки торгового процесса, не снижая уровня торгового обслуживания покупателей. Стоит отметить, что реконструкция ведётся за счёт самофинансирования. 

2.2. Анализ прибыли  организации и   оценка факторов,

  влияющих на нее

 

   Анализ прибыли является первым в структуре анализа всей хозяйственной деятельности. Так как прибыль является результирующим, наиболее очевидным показателем, но далеко не единственным. От анализа прибыли логично переходить к анализу ее составляющих: затрат и выручки, которые в свою очередь зависят от различных факторов первого, второго порядка и еще более мелких, но от этого не обязательно менее значимых. Основными аналитическими и управленческими задачами анализа прибыли являются:

  1. Оценка прибыльности производственной и коммерческой деятельности предприятия, поскольку прибыль является основным показателем хозяйственной деятельности;
  2. Оценка деятельности предприятия в динамике, что достигается путем сопоставления данных предыдущего и отчетного периодов;
  3. Оценка выполнения плана, реализуется при сравнивании плановых показателей с фактическими;
  4. Выявление и количественное измерение влияния факторов формирования показателей прибыли и оценка ее качества;
  5. Изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;
  6. Планирование прибыли на предстоящий период;
  7. Выявление резервов роста прибыли;
  8. Разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.

       Основной же задачей, как и  при анализе других показателей,  является реальное отражение  хозяйственного процесса на предприятии  для принятия правильных управленческих решений.

    Анализ  должен показать также влияние на прибыль нарушений договорной, технологической и финансовой дисциплины.

     Источники информации: формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли, «Расчетный баланс доходов и расходов» (финансовый план); формы бухгалтерской отчетности № 1 «Баланс предприятия», № 2 «Отчет о прибылях и убытках», № 5-Ф «Краткий отчет о финансовых результатах», данные текущего бухгалтерского учета по счету 80 «Прибыли и убытки» и др.

     По  данным 2002 года прибыль от реализации составила 20111 тыс.руб., прибыль отчетного года – 22927, по данным 2003 года соответственно – 39574 и 46377 тыс.руб., по данным 2004 года – 34210 и 47102 тыс.руб., по данным  2005 года 26985 и 42630 тыс.руб., то есть постепенное снижение прибыли от реализации привело к тому, что в 2005 году прибыль отчетного года также снизилась, данная тенденция прослеживается и в течении 2005 года. Рассмотрим динамику прибыли за 2002-2005 гг. для чего построим график.(см.рисунок 2.1.)

     

     Рис. 2.1. Динамика прибыли от реализации и прибыли отчетного года

     Примечание. Источник: собственная разработка 

     На  основе фактических данных за  2004- 2005гг. по ТЧУП “Дальневосточный Флагман” проанализируем динамику прибыли, а так же проведем анализ влияния факторов. Для изучения влияния факторов на прибыль отчетного года составим таблицу 2.2.    

Таблица 2.2.  Анализ влияния факторов на динамику прибыли, тыс.руб.  

Факторы Влияние на динамику прибыли
Расчет Сумма
Изменение объема товарооборота в действующих ценах 2827497*0,55/100 15551,23
В т.ч. за счет роста розничных цен  на товары (9031024-8695520)*0,55/100 1845,27
Изменения ср. уровня валового дохода в % к товарообороту 9031024*(-0,7)/100 - 63217,16
Изменения уровня налогов и др. платежей за счет валового дохода в % к товарообороту 9031024*(+0,08)/100 7224,81
Изменения уровня расходов на реализацию в % к  товарообороту 9031024*(+1,3)/100 117403,31
Изменения суммы внереализационных доходов   2 750
Всего   -4472
 

    Примечание. Источник:[17,c.265]

     Из  данных таблиц видно, что наибольшее положительный эффект влияния относится к изменению уровня расходов в действующих ценах (117403,31), а наибольший отрицательный эффект приходится на изменение среднего уровня валового дохода (-63217,16). Для снижения отрицательного влияния этого фактора предприятию необходимо увеличивать долю в общем объеме продаж тех товаров, валовой доход по которым выше среднего по предприятию.

     При этом результаты     финансово-хозяйственной     деятельности     предприятия     за    2005 г. характеризуются следующими показателями. (см.таблица 2.3.) 

 Таблица 2.3. Показатели финансово-хозяйственной     деятельности    

 предприятия     за    2005г. (тыс.руб.) 

Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Итого
Товарооборот (выручка от реализации продукции за минусом НДС и т.д.), тыс.руб. 2470811 1765954 2065630 2728629 9031024
Валовые доходы, тыс.руб. 349388 356379 345414 430041 1481222
Уровень валовых доходов к объему товарооборота, % 14,1% 20,2% 16,7% 15,8% 16,4%
Расходы на реализацию, тыс.руб. 339851 343759 347560 423067 1454237
Уровень расходов на реализацию к объему товарооборота, % 13,6% 19,5% 16,8% 15,5% 16,1%
Прибыль (-убыток) от основной деятельности, тыс.руб. 9537 12620 -2146 6974 26985
Уровень прибыли (убытка) к объему товарооборота, % 0,39 0,71 -0,10 0,26 0,30

Информация о работе Анализ рентабельности на предприятии