Анализ рентабельности на предприятии

Автор: Саня Беликов, 28 Октября 2010 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Ключевые слова: рентабельность, прибыль, анализ, планирование, управление, максимизация

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Рентабельность торговой организации и методы ее измерения (курсовая - экономика торговли).doc

— 383.50 Кб (Скачать)

      РЕФЕРАТ 

    Объем работы: 40 страниц, 7 таб., 3 рис., 35 источников, 3 приложений. 

    Ключевые  слова: рентабельность, прибыль, анализ, планирование, управление, максимизация 

    Объектом  исследования работы является рентабельность торгового предприятия ТЧУП «Дальневосточный флагман»

    Предметом исследования работы является  комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с анализом рентабельности на ТЧУП «Дальневосточный флагман».

    Целью работы является разработка рекомендаций по повышению рентабельности торгового предприятия на основе теоретических исследований и анализа действующей практики.

    В процессе подготовки работы использовался  системный подход, применялся факторный и корреляционный анализ.

    Практическая  значимость работы заключается в  том, что основные выводы и разработки могут быть использованы для повышения эффективности осуществления анализа и планирования прибыли и рентабельности на торговых предприятиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

     Введение

 

     Важнейшими  показателями, характеризующими деятельность торговой организации в условиях рыночных отношений, являются прибыль и рентабельность.

     Прибыль характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности организации и является источником финансирования его дальнейшего развития. Установленную часть прибыли организация отчисляет в бюджет на государственные и муниципальные нужды, что во многом определяет возможность развития экономики государства и регионов. В бухгалтерском учете отражается вся прибыль предприятия, ее использование и связанные с ней расчеты. Для оценки торгово-хозяйственной деятельности предприятия помимо показателя прибыли в абсолютной сумме используются и относительные показатели, т.е. рентабельность.

     Прибыль – один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

     Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль в определённой отражает результат производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета.

     Она является не только источником обеспечения  внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

     Многоаспектное  значение прибыли усиливается с  переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

     Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. Существенно растет и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг.

     Грамотное, эффективное управление формированием  прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.

     Прибыль и рентабельность торгового предприятия формируются под влиянием множества факторов. Главными из них являются объем товарооборота, который в свою очередь зависит от спроса на товары, и издержки обращения. Поэтому планирование прибыли должно осуществляться в сочетании с прогнозированием спроса, объема продаж и издержек предприятия. Актуальность проблемы, недостаточная ее изученность и предопределили выбор темы работы.

     Целью работы является разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности торгового предприятия на основе теоретических исследований и анализа действующей практики.

     Для достижения поставленной цели предусмотрено  решить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы рентабельности торгового предприятия;
  • проанализировать динамику рентабельности предприятия;
  • разработать рекомендации по повышению рентабельности.

     Объектом  исследования является рентабельность торгового предприятия ООО «ТИМФойл».

     Предмет исследования – комплекс теоретических  и практических вопросов, связанных с анализом рентабельности на ООО «ТИМФойл».

     При написании данной работы широко использовался материал по таким предметам как «Анализ хозяйственной деятельности», «Экономика торговли», «Экономика предприятий», нормативные правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме, а также данные о хозяйственной деятельности  ООО «ТИМФойл». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности.

 

    Как известно, конечным финансовым результатом  работы предприятия является, как  правило, прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Так, согласно основным положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия – прибыль отчетного года или убыток – представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции, работ,  услуг, товаров, основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученных от внереализационных операций. Наибольший удельный вес в прибыли отчетного года, как правило, принадлежит прибыли от реализации, которая определяется как разница между выручкой от  реализации в отпускных ценах (валовым доходом) и издержками производства (обращения) реализованной продукции, работ, услуг, товаров. Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:

    -    в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

    -    используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;

    -    выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия1.

    Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

    Во-первых, прибыль характеризует экономический  эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности используется система показателей2.

    Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем, на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые  материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В некоторой степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

    Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

    Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

    В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования  совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

    В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.3

    В отечественной практике, в отличие от зарубежной, сложилось тенденция не показывать убытки во внешней отчетности, так как, по мнению налоговых органов,  убытки вызваны сокрытием прибыли и уходом от налога на прибыль, работой предприятия в теневой экономике. В реальном положении убытки могут быть вызваны не компетенцией руководства предприятия, отсутствием объемов работ, порчей продукции (в торговле), системой неплатежей, сложившейся в последние годы в Беларуси и т.д.

    Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажает формирование прибыли как чистого дохода, приводит к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов.  Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

    Развитие  рыночных отношений повышает ответственность  и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. Общим финансовым результатом является валовая прибыль. Значение прибыли обусловлено тем, что она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как является основным источником производственного и социального развития предприятия, а с другой стороны – она служит важнейшим источником  формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.

Информация о работе Анализ рентабельности на предприятии