Анализ рентабельности на предприятии

Автор: Саня Беликов, 28 Октября 2010 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Ключевые слова: рентабельность, прибыль, анализ, планирование, управление, максимизация

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Рентабельность торговой организации и методы ее измерения (курсовая - экономика торговли).doc

— 383.50 Кб (Скачать)

    Рост  прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера.

    В условиях рынка прибыль  является основой самофинансирования всех видов производственно-коммерческой деятельности предприятия и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли является определяющей конечной целью стратегического, тактического и текущего внутрипроизводственного планирования.

    Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работника торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного работниками других отраслей народного хозяйства и направляемого в торговлю через механизм цен на товары. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может оказаться и убыток, возникший, к примеру, из-за чрезмерно высоких затрат или недополучения  доходов от реализации товаров, снижением покупательного спроса.

          Основным источником получения прибыли от реализации торговым предприятием является валовой доход от реализации продукции.

          Валовой доход от реализации товаров представляет собой сумму выручки от реализации товаров, работ, услуг, определяемую как сумма реализованных торговых надбавок, разница между продажной и покупной стоимостью товаров.

    В упрощенном виде прибыль – это  разность между валовым доходом  и издержками предприятия. Такую  прибыль принято называть валовой, она отражает финансовый результат  конкретной деятельности предприятия (рисунок. 1.1).4

      

    

    

    

      

    Рисунок   1.1.    Схема формирования прибыли от реализации товаров

    Прибыль отчетного года включает финансовые результаты от реализации и других  видов  деятельности,  доходы  и  расходы от  внереализационных операций5.

    Так, прибыль или убыток представляет собой алгебраическую сумму полученных результатов от финансово-хозяйственной деятельности и прочих внереализационных операций.

    Формализованный расчет прибыли отчетного года может быть представлен следующим образом: 

    Пб = Рф ± Рво,                                                  (1) 

    где Пб – прибыль отчетного года или убыток;

            Рф – результат (прибыль или убыток) от финансово-хозяйственной деятельности;

            Рво – сальдо операционных доходов и расходов и от прочих внереализационных операций6.

    Прибыль (убыток) от финансово – хозяйственной деятельности представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, продукции, работ и услуг, процентов к получению (уплате), доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и расходов.

    Результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется  как  разница между  выручкой от реализации (без учета  налога на добавленную стоимость, акцизов  и налога с продаж) и затратами  на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и представляется следующим расчетом: 

    Рр = В – С – К – У,                                           (2) 

    где  В – выручка  (нетто) от  реализации  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей),

           С – себестоимость от реализации товаров, продукции, работ, услуг,

           К – коммерческие расходы,

           У – управленческие расходы7.

    К основным видам операций, формирующих  прибыль отчетного года, относятся:

     - реализация продукции, работ, услуг и товаров, в том числе по видам реализованной продукции;

     - реализация прочих активов, в том числе материальных ценностей оборотного характера, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей;

     - прибыль от участия в других организациях, дивиденды от акций и проценты по облигациям и займам;

     - внереализационные нехарактерные доходы и прибыли, в том числе по видам;

     - внереализационные нехарактерные потери и убытки, в том числе по видам.

    Таким образом, прибыль отчетного года включает финансовые результаты от реализации и других видов деятельности,  доходы  и расходы от  внереализационных операций

    Налогооблагаемая  прибыль  представляет собой разность между прибылью отчетного года и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом по специальным ставкам, в соответствии с законодательством.

          Чистой  называют прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов.

          Главное препятствие, с которым сталкивается предприятие  на пути максимизации прибыли –  это рост расходов, связанных с  увеличением налоговых отчислений в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды.

          Налогооблагаемая  прибыль – это часть прибыли, подлежащей налогообложению. При исчислении налогооблагаемой прибыли из прибыли исключаются:

     - доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

     - дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим торговому предприятию;

     - доходы, подлежащие налогообложению по особым ставкам (доходы от аренды, прокат видео-, аудиокассет и записи на них);

     - прибыль от  посреднических операций и сделок (комиссионная торговля относится к посреднической деятельности).8

    Указанные суммы исключаются из валовой  прибыли потому, что такие доходы облагаются налогом по установленным  ставкам у источника их выплаты.

    Наиболее сложная проблема, которую решает предприятие при определении размера налога на прибыль, - это определение для целей налогообложения доходов и расходов, полученных и произведенных по всем видам деятельности.

    Таким образом, прибыли принадлежит главенствующая роль в системе внутренних источников формирования финансовых ресурсов торгового предприятия.

    Чем больше прибыли остается в распоряжении предприятия, тем меньше его потребность в инвестировании, тем выше его уровень самофинансирования и финансовой устойчивости.

    В настоящее время значение данной функции возрастает, поскольку предприятие самостоятельно определяет направление использования частой прибыли. Капитализация части получаемой предприятием прибыли способствует увеличению капитала, вложенного в него.

    Чем больше получаемая предприятием масса прибыли, чем большая ее часть направляется на его производственное развитие, тем больше стоимость активов предприятия, сформированных за счет собственных средств, тем выше в целом рыночная стоимость предприятия, определяемая при его продаже.

     Таким образом, прибыль имеет следующее  значение в деятельности предприятий:

     -   в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

     -    используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;

     -    выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия. 

    При всей значимости прибыли ее величина не полностью характеризует эффективность деятельности предприятия. Таким показателем является рентабельность, определяемая на основе прибыли.

    Экономическая сущность понятия «рентабельность» может быть раскрыта только через характеристику системы показателей рентабельности. Их экономический смысл – сколько получено прибыли на каждый рубль вложенных средств. И поскольку это относительные показатели, они практически не подвержены влиянию инфляции9.

     Для расчета уровня доходности предприятия  все показатели рентабельности могут  быть объединены в следующие группы:

     1. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

     2. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат - себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.

     Наиболее  распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:

     -  рентабельность продукции – отражает соотношение прибыли от ее реализации и текущих затрат на производство и реализацию продукции, выступающих в форме полной себестоимости;

     -  рентабельность продаж – определяет процентное соотношение прибыли от реализации продукции и выручки от реализации продукции (работ и услуг) в ценах без косвенных налогов;

     -  рентабельность производства определяется по всему его объему, отражает отдачу авансированных в него средств и исчисляется как процентное отношение прибыли к сумме основного и оборотного капитала.

     Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.

     Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле: 

     Рпр =       ___Пп×100%_____

                            (ОПФ+НОС)                                     (3) 

     где Пп - прибыль предприятия, руб.;

     ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

     НОС - нормируемые оборотные средства, руб.

     Рентабельность  продукции (Рп) определяется по формуле: 

     Рп  =  ___Пр.×100%__

                                 С                                                  (4) 

     где Пр – прибыль от реализации продукции

     С – полная себестоимость, руб.

     Рентабельность  продаж (Рр) определяется по формуле: 

     Рр = ___Пр×100%___

                        В                                                    (5) 

       где В — выручка от реализации продукции (работ, услуг) в ценах без косвенных налогов, руб.

     Рентабельность  текущих активов (Рт.а) определяется по формуле: 

Информация о работе Анализ рентабельности на предприятии