Анализ рентабельности на предприятии

Автор: Саня Беликов, 28 Октября 2010 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Ключевые слова: рентабельность, прибыль, анализ, планирование, управление, максимизация

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Рентабельность торговой организации и методы ее измерения (курсовая - экономика торговли).doc

— 383.50 Кб (Скачать)
 

   Примечание. Источник: [17,c.262]

     Товарооборот  предприятия по итогам работы за 2005 год составил 9.031.024 тыс. рублей, валовой  доход получен в размере 1.481.222 тыс.рублей, уровень которого составил 16,4% по отношению к товарообороту предприятия. Расходы на реализацию за соответствующий период составили 1.454.237 тыс.рублей и сложились на уровне 16,1% по отношению к розничному товарообороту, что ниже валовых доходов на 0,3%. Прибыль от основной деятельности получена в размере 26.985 тыс.рублей. При этом как видно из таблицы наблюдается снижение прибыли не только по годам, но и в течении 2005 года.

     На  основании таблицы 2.3. оценим зависимость  прибыли от величины товарооборота.

     Для этого с помощью корреляционно-регрессионного анализа необходимо: рассчитать коэффициент корреляции; определить влияние фактора (х) на результативный показатель (у) и выразить зависимость в виде уравнения регрессии;  рассчитать коэффициент детерминации; определить  форму зависимости между изучаемыми показателями.

     Для удобства и быстроты работы будем  использовать MS Excel. 

  Таблица 2.4. Корреляционно-регрессивный анализ прибыли 

у х х-хср у –уср (х-хср)( у –уср) (х-хср)^2 (у –уср)^2 ху
1 9537 2470811 213055 2790,75 594583241,3 45392433025 7788285,6 23564124507
2 12620 1765954 -491802 5873,75 -2888721998 241869207204 34500939,1 22286339480
3 -2146 2065630 -192126 -8892,25 1708432424 36912399876 79072110,1 -4432841980
4 6974 2728629 470873 227,75 107241325,8 221721382129 51870,1 19029458646
Итого 26985 9031024 0 0 -478465007 545895422234 121413204,8 60447080653
 

 Примечание. Источник: собственная разработка 

  Хср = ∑Х/п =2257756

  Уср = ∑У/п = 6746,25 

  

                                         (9)

        Используя выше приведенные формулы  получим:

     XУ/п = 15111770163

     Qy = 369424

     Qx = 5509

     Rху = 0,9, то есть, корреляция прямая, а связь сильная.

     Dxy =  (Rху)2 = -0,059,

     Таким образом, величина прибыли в меньшей  степени  зависит от величины товарооборота, а обусловлена в первую очередь изменением уровня валового дохода и расходов на реализацию в товарообороте.

2.3. Расчет и оценка рентабельности организации и

  факторов, влияющих на нее

 

     Прибыль в процентах к товарообороту  принято называть уровнем рентабельности. Он увязывает конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности с объемом товарооборота и обычно определяется по прибыли от реализации товаров.

     Его размер находится в прямой зависимости  от изменения уровня валовых доходов и в обратной – от повышения или снижения уровня расходов на реализацию.

     Рентабельность  реализации рассчитаем как прибыль  отчетного года, деленную на товарооборот, умноженную на 100%. Так по данным 2002 года рентабельность составила – 1,5%, по данным 2003 года – 1,4%, по данным 2004 года – 0,75%, по данным 2005 года – 0,46%. То есть наблюдается постоянное снижение рентабельности (см.таблица 2.3)

     Для анализа показателя рентабельности по торговому предприятию следует составить таблицу 2.5. 

Таблица 2.5. Изменение показателей рентабельности товарооборота 

  Показатели   2004г.   2005г.   Отклонение   в % к прошлому году
  1. Прибыль (отчетного года) по  всем отраслям  деятельности, тыс.руб   47102   42630 -4472 90,51
  2. Розничный товарооборот, тыс.руб   6203527   9031024 2827497 145,58
  3. Уровень рентабельности товарооборота, %   0,75   0,46 -0,29 61,33
 

  Примечание. Источник: [17,c.263]

     На  основании таблицы 2.5. наблюдается более высокий рост товарооборота (145,6%) по сравнению с ростом прибыли (90,5%), что и повлияло на снижение рентабельности.

     Как известно, размер прибыли, в свою очередь, зависит от ряда факторов (изменения объема товарооборота, уровня валовых доходов, среднего уровня расходов на реализацию и т.д.), влияние которых можно измерить при помощи способа долевого участия.

     Поэтому необходимо определить долевое участие  каждого фактора в сумме отклонения прибыли от прошлого года и полученные результаты умножить на размер влияния прибыли, на уровень общей рентабельности (см.таблицу 2.6). 
 
 
 
 

 Таблица 2.6. Расчет влияния отдельных факторов (в части изменения суммы      прибыли) на уровень рентабельности 

 
  Факторы
  2005 г. по сравнению  с 2004 г.
  изменение суммы прибыли по фактору   изменение  уровня рентабельности, % по фактору
  Изменение объема товарооборота, тыс.руб   15551,23   15551,23*100/6203527=

  0,25

  Изменение объема валового дохода, тыс.руб - 63217,16   - 63217,16*100/6203527=

  -1,01

  Изменение сальдо внереализационных доходов и расходов, тыс.руб   2750   2750*100/6203527=

  0,04

  Изменение объема расходов на реализацию, тыс.руб.   117403,31   117403,31*100/6203527=

  1,89

  Баланс  факторов  
   
  -0,29
 

 Примечание. Источник: [17, c.284]

    Из  таблицы 2.6. следует, что на рентабельность положительное влияние оказал рост товарооборота и сальдо внереализационных доходов и расходов, отрицательное влияние оказали расходы на реализацию и валовый доход, что в сумме дало снижение уровню рентабельности на 0,29% к товарообороту.

    При этом на основании данных баланса коэффициент рентабельности всего вложенного капитала (всех активов) составил 1,8 % (42630 /2336383*100). Рентабельность собственного капитала –  5,38 % (42630/792448*100), заемного капитала – 3 % (42630/1418343*100).

    Соответственно  эффект финансового рычага соответственно составит:

    ЭФР = (1,8-30)*(1-0,24)*418343/792448 = -11,31%

    То  есть дополнительные заемные средства снижают прибыль.

    То  есть на основании проведенного анализа  прибыли и рентабельности, можно  сделать вывод об их снижении, причем данной снижение характерно и для отчетного года, поэтому необходимо разработать мероприятия по повышению товарооборота и уровня валового дохода в нем, и снижения уровня расходов на реализацию.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ПУТИ  ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТЧУП «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЛАГМАН»

     В целях активизации и стимулирования продаж необходимо использовать рекламу, выставки-продажи, дегустации продукции производства местной промышленности,  реализацию товаров населению в кредит, периодическое предоставление кредита на льготных условиях, связи с общественностью и другие методы. Продажа товаров по прогрессивным формам торговли привлекает в магазины постоянный поток покупателей, которые приобретают товары хорошего качества, получая при этом квалифицированную консультацию по их назначению и уходу за ними. При проведении рекламных кампаний будут использоваться в основном не дорогостоящие источники информации, а объявления, устные консультации, реклама в прессе. 

    Как известно, основными источниками  резервов увеличения суммы прибыли и соответственно повышения рентабельности является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта  за счет эффективной работы службы маркетинга.(рис.3.1).

    

  Рисунок 3.1. Блок-схема подсчета резервов увеличения прибыли от

   реализации продукции

  Примечание. Источник: [5,c.74]

    Резервом  увеличения объемов продажи продукции  является более эффективное использование  имеющихся у предприятия трудовых и материальных резервов.

    Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности торговли.

    В настоящее время в связи с  переходом страны на рыночную экономику, где в результате недавно возникшего кризиса, все предприятия, организации, предприниматели, а также простые граждане должны разбираться в маркетинге. Ведь не только крупные компании, как в нашей стране, так и за рубежом должны проводить маркетинговые исследования. Поэтому, чтобы удержаться на рынке многие частные фирмы и организации создают специальные отделы маркетинга. Отдел маркетинга существует для того, чтобы фирма продвигала свою продукцию. Служба маркетинга – это система различных видов деятельности предприятия, связанных между собой и охватывающих планирование, ценообразование, продажу, доставку товаров и оказание услуг, в которых существует потребность у реальных и потенциальных покупателей. Эта служба относится к компетенции менеджера – предпринимателя особого типа, деятельность которого ориентирована на потребителя.

    Процесс маркетинга многогранен: он начинается с воплощения желаний потребителя в конкретной продукции и организации ее производства, по завершении которого необходимо так «ввести» продукцию на рынок, чтобы привлечь устойчивое внимание к ней потребителя, для чего необходима гарантия хорошего сервиса и послепродажного обслуживания.

    ТЧУП  «Дальневосточный флагман» должно вести маркетинговое исследование в двух направлениях: поиск сегмента рынка для определенного к продажи товара и оценка возможности его продажи.

    Ориентирование  на рыночный спрос предполагает решение следующих вопросов:

  • Ассортимент товаров, которыми интересуются клиенты,
  • Ассортимент товаров, которые предприятие может произвести и реализовать  с прибылью,
  • Конкретные ситуации при реализации товара,
  • Объем потребности рынка в тех или иных товарах,
  • Объем ресурсов, необходимый для продажи соответствующего товара.

    Номенклатура  и ассортимент продукции являются одними из основных показателей производственной программы предприятия.

Информация о работе Анализ рентабельности на предприятии