Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:44, курсовая работа
Прибыль – конечный финансовый результат деятельности предприятия. Она определяется как разность между выручкой и затратами.
Целью любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, является получение максимальной прибыли, так как именно она является основой стабильного функционирования предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Сущность, значение и классификация прибыли 4
1.2 Факторный анализ прибыли 7
1.3 Анализ отчета о прибылях и убытках 12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХЛЕБОЗАВОД КАМЕНСКИЙ» 16
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Хлебозавод Каменский» 16
2.2 Факторный анализ прибыли ОАО «Хлебозавод Каменский» 20
2.3 Анализ отчета о прибылях и убытках за 2005–06 гг. 25
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ ОАО «ХЛЕБОЗАВОД КАМЕНСКИЙ» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Приложение 1 38
Приложение 2 39
Продолжение таблицы 7
5. Внереализационные расходы |
35 |
0,16 |
160 |
0,65 |
- 125 |
– 0,49 |
6. Чрезвычайные доходы |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
7. Всего доходов |
21478 |
100 |
24784 |
100 |
– 3306 |
– |
Данные табл. 7 свидетельствуют о том, что доходы ОАО «Хлебозавод Каменский» в две тысячи шестом году уменьшились по сравнению с две тысячи пятым на 3306 тыс. руб. (24784 тыс. руб. – 21478 тыс. руб.), что составляет 13,4% от доходов, полученных за предыдущий период. Доходы, главным образом, уменьшились за счет снижения выручки и внереализационных доходов.
Наибольший удельный вес в доходах организации занимает выручка от продаж (в две тысячи шестом году она составляет 99,44%, а в две тысячи пятом – 99,34%)
Используя промежуточные отчеты о прибылях и убытках, можно проанализировать внутригодовую динамику изменения прибыли.
Анализ динамики прибыли на основе отчета о прибылях и убытках за 2006–07 гг. ОАО «Хлебозавод Каменский» представлен в табл. 8.
Таблица 8 – Анализ динамики прибыли ОАО «Хлебозавод Каменский» за 2005–06 гг.
Показатель |
2005 год, тыс. руб. |
2006 год, тыс. руб. |
Отклонения | |
Абсолютное, тыс. руб. |
Относительное, % | |||
Валовая прибыль |
1839 |
2349 |
– 510 |
78 |
Прибыль от продаж |
1667 |
2151 |
– 484 |
77 |
Прибыль до налогообложения |
1439 |
1886 |
– 447 |
76 |
Чистая прибыль |
1058 |
1403 |
– 345 |
75 |
Абсолютное отклонение определяется разностью показателей за отчетный и предыдущий период.
Относительное отклонение находится отношением показателя отчетного года к показателю предыдущего года.
Исходя из данных табл. 8, можно сделать вывод о том, что в две тысячи шестом году произошло снижение чистой прибыли в абсолютном выражении на 345 тыс. руб., а относительном выражении чистая прибыль снизилась на 35% по отношению к две тысячи пятому году.
Анализ структуры прибыли проводится для определения удельного веса всех показателей прибыли по отношению к валовой прибыли.
Анализ структуры прибыли ОАО «Хлебозавод Каменский» за 2005–06гг. представлен в табл. 9.
Таблица 9 – Анализ структуры прибыли ОАО «Хлебозавод Каменский» за 2005–06 гг.
Показатель |
2005 |
206 |
Относительное отклонение, % | ||
абсолютное значение, тыс. руб. |
относительное значение, % |
абсолютное значение, тыс. руб. |
относительное значение, % | ||
Валовая прибыль |
1839 |
100 |
2349 |
100 |
– |
Прибыль от продаж |
1667 |
90,65 |
2151 |
91,57 |
– 0,92 |
Прибыль от прочей реализации |
– |
– |
– |
– |
– |
Прибыль от внереализационных операций |
– |
– |
74 |
3,15 |
– 3,15 |
Прибыль до налогообложения |
1439 |
78,25 |
1886 |
80,29 |
– 2,04 |
Чистая прибыль |
1058 |
57,53 |
1403 |
59,73 |
– 2,2 |
Исходя из данных табл. 9, можно сделать вывод о том, что за две тысячи шестой год произошло снижение удельного веса прибыли от продаж на 0,92%, снижение удельного веса прибыли до налогообложения на 2,04%, снижение удельного веса чистой прибыли в общем объеме валовой прибыли составляет 2,2%.
Таким образом, проведя факторный анализ прибыли ОАО «Хлебозавод Каменский», можно сделать следующие выводы.
За анализируемый период произошло снижение (прибыли) чистой прибыли на 345 тыс. руб. Снижение данного показателя произошло за счет следующих факторов:
– уменьшение количества реализованной продукции;
– увеличение себестоимости реализованной продукции;
– увеличение коммерческих расходов;
– снижение внереализационных доходов;
– увеличение внереализационных расходов;
– увеличение отложенных налоговых активов.
Основными факторами, оказавшими положительное влияние на рост прибыли, являются:
– изменение цены на реализованную продукцию;
– увеличение операционных доходов;
– уменьшение операционных расходов.
За 2006 год произошло уменьшение всех показателей прибыли в абсолютном и относительном выражении. Доходы предприятия снизились по сравнению с две тысячи пятым годом на 3306 тыс. руб.
Любое предприятие в процессе своей деятельности преследует основную цель – увеличение прибыли. Общие мероприятия по увеличению прибыли включают в себя:
Что касается ОАО «Хлебозавод Каменский», то необходимо отметить тенденцию снижения основных показателей прибыли, в частности, валовая прибыль снизилась на 510 тысяч рублей, прибыль от продаж снизилась на 484 тысячи рублей, прибыль до налогообложения снизилась на 447 тысяч рублей, чистая прибыль снизилась на 345 тысяч рублей.
Снижение данных показателей произошло в основном за счет уменьшения объема реализуемой продукции, за счет увеличения себестоимости, за счет увеличения коммерческих расходов, связанных с реализацией продукции, в относительном выражении, за счет увеличения отложенных налоговых активов.
Соответственно, влияние вышеперечисленных факторов необходимо свести к минимуму.
Рекомендации по увеличению
прибыли ОАО «Хлебозавод
Снижение себестоимости хлебобулочных и кондитерских изделий возможно за счет проведения следующих мероприятий:
– применение ускоренных способов тестоведения (у предприятия имеются для этого производственные установки, такие как:
– использование улучшителей при производстве хлеба;
– повышение производительности труда;
– сокращение транспортных расходов;
– правильное использование ценообразования при реализации хлебобулочных и кондитерских изделий (необходимо учитывать, что спрос на данную продукцию является эластичным);
– прочие коммерческие и производственные расходы должны основываться на их бюджетировании.
Процесс бюджетирования начинается с составления бюджета продаж, содержащего информацию о запланированном объеме продаж (для ОАО «Хлебозавод Каменский» данный объем в натуральном выражении составляет 2400000 тонн), ценах и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции (доход от реализации хлебобулочных изделий составляет 1039 тысяч рублей в год, а доход от реализации кондитерских изделий составляет 800 тысяч рублей в год). Цены каждого наименования хлебобулочных и кондитерских изделий содержатся в табл. 3 и табл. 4.
Процесс бюджетирования должен соответствовать следующим требованиям:
Одновременно в бюджетом продаж составляется бюджет коммерческих и управленческих расходов. При этом учитывается необходимость соотнесения коммерческих расходов с объемом продаж, поскольку невозможно одновременно повысить объемы продаж и снизить финансирование мероприятий по стимулированию сбыта, затраты на которые зависят от стадии жизненного цикла товара. В бюджете коммерческих расходов значительную часть составляют затраты на продвижение товара, расходы на хранение, страхование, затаривание и складирование продукции.
Увеличение коммерческих расходов, связанных со сбытом продукции, за две тысячи шестой год на 0,01% вызвало снижение чистой прибыли, полученной ОАО «Хлебозавод Каменский» на 0,21357 тысяч рублей. Соответственно, можно сделать вывод о том, что для увеличения прибыли предприятию необходимо осуществить незначительную корректировку соотношения объема продаж хлебобулочных и кондитерских изделий с коммерческими расходами, вязанными с реализацией данных изделий.
Следующей мерой, способствующей, на мой взгляд, увеличению прибыли ОАО «Хлебозавод Каменский» является улучшение качественных характеристик выпускаемых хлебобулочных и кондитерских изделий. У предприятия имеется в настоящее время экспериментальная лаборатория, в которой происходит разработка новых технологий хлебопечения, а также разработка новых видов хлебобулочных и кондитерских изделий. В частности, наиболее экономически выгодной является разработка продукции лечебного и лечебно–профилактического назначения.
Для снижения себестоимости производства ржано–пшеничного хлеба планируется применение в его производстве экструдированной муки, полученной из ячменя. Стоимость данной муки ниже, чем стоимость пшеничной и ржаной муки.
При этом экструдированная мука содержит повышенное количество аминного азота, который, несомненно, позволит улучшить качество готового продукта, которое должно привести к увеличению объема продаж выпускаемой продукции, а, следовательно, к достижению основной цели, стоящей перед предприятием – увеличению прибыли, поскольку за анализируемый период произошло нежелательное для предприятия снижение прибыли.
Учитывая тот факт, что ОАО «Хлебозавод Каменский» в тысяча девятьсот девяносто восьмом году находился на грани банкротства (два года подряд оно работало с убытками), свидетельствуют о необходимости тщательного анализа отчета о прибылях и убытках. Проведенный анализ содержит основную и наметившуюся тенденцию снижения величины прибыли, а потому разработка рекомендаций и мероприятий по увеличению прибыли является в настоящий момент приоритетным направлением.