Анализ основных направлений стратегии развития Ивановской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является переосмысление уже существующей стратегии развития Ивановской области, изыскание приоритетных предложений в различных сферах жизни региона.
Задачами данной работы являются:
1. Изучение теоретико-методологического аспекта разработки стратегии на уровне региона
2. Изучение и анализ стратегии развития Ивановской области до 2020 года
3. Выявление и анализ проблем региона на основе статистических данных
4. Анализ значимых мероприятий стратегии Ивановской области

Содержание

Введение 2
1. Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития региона 4
1.1 Сущность, содержание, специфика стратегии развития региона 4
1.2 Основные этапы разработки региональной стратегии развития 8
1.3 Методика разработки стратегического плана развития на региональном уровне 10
2. Стратегия развития Ивановской области. Анализ основных направлений и мероприятий. 17
2.1. Анализ основных проблем развития Ивановской области 17
2.2. Стратегические альтернативы развития Ивановской области 28
2.3. Анализ важнейших стратегических решений Правительства Ивановской области 32
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение 51

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 166.13 Кб (Скачать)

Второй вариант - стратегический - подразумевает более стабильное развитие в 2013-2020 годах (при успешной реализации мероприятий настоящей  Стратегии, существующих и проектируемых  целевых программ и национальных проектов в сфере сельского хозяйства). [22]

Направления развития. 
          

1. Развитие приоритетных подотраслей в растениеводстве: 
     - вовлечение в оборот неиспользуемой пашни;     

- значительное увеличение посевных  площадей под посевами рапса,  кормовых культур, овощей, льна-долгунца, стабилизация посевной площади  под картофелем и зерновыми  культурами;     

- развитие кормовой базы сельхозпредприятий  на основе выращивания культур,  обеспечивающих животноводство  белком, что позволит существенно  увеличить производство продукции  животноводства и птицеводства, совершенствование структуры посевных  площадей, занятых кормовыми культурами;

     - повышение качества заготовки и хранения грубых и сочных кормов, строительство новых объектов для их хранения;     

- обновление парка сельскохозяйственных  машин через замену техники,  морально и физически устаревшей, на новую ресурсосберегающую  отечественного и иностранного  производства;     

- реконструкция и строительство  зернохранилищ, овощехранилищ, сенохранилищ, силосно-сенажных сооружений;     

- восстановление, эффективное использование  и развитие орошаемых и осушаемых  земель, проведение противоэрозионных  мероприятий, применение агротехнических  и биологических приемов сохранения  и повышения плодородия почв;     

- повышение урожайности сельскохозяйственных  культур; 
     - поддержание необходимых сортовых ресурсов растений, постоянное селекционно-семеноводческое совершенствование сортов и семян;     

- внедрение новых технологий  возделывания сельскохозяйственных  растений (ресурсосберегающих технологий, сокращение технологических операций); внедрение технологий, оборудования  и помещений, направленных на  сокращение потерь при уборке, транспортировке и хранении продукции;      

- увеличение объемов государственной  поддержки в части субсидирования  из бюджетов всех уровней затрат  сельхозтоваропроизводителям на приобретение средств химизации, энергоресурсов, сельскохозяйственной техники и оборудования, а также на развитие семеноводства и страхование посевов.      

2. Развитие животноводства:     

- ввод крупнотоварных свинокомплексов (развитие промышленного производства свинины с замкнутым циклом производства от выработки кормов до убоя свиней и реализации продукции), животноводческих ферм; 
     - совершенствование племенных и продуктивных качеств животных, сокращение падежа скота;

     - обеспечение откормочным молодняком КФХ и ЛПХ; 
     - повышение инвестиционной привлекательности свиноводческой отрасли для крупного, среднего и малого бизнеса;

     - развитие новых направлений в птицеводстве, расширение выпускаемой продукции, реконструкция и ввод птицефабрик с учетом экологических требований; 
     - модернизация действующих и создание новых предприятий по производству сбалансированных по питательным веществам комбикормов в требуемых для развития животноводства объемах;

     - увеличение объемов государственной поддержки в части субсидирования из бюджетов всех уровней затрат сельхозтоваропроизводителям на приобретение энергоресурсов, сельскохозяйственной техники и оборудования, развитие племенного животноводства, а также выравнивание цен на произведенную и реализованную продукцию животноводства.    

 

  1. Совершенствование переработки и сбыта продукции:

 

     - совершенствование  взаимосвязей между производством  продукции животноводства, ее переработкой  и продажей за счет создания  агрохолдингов; 
     - увеличение доли на рынке продовольствия, произведенного внутри Ивановской области;      

- сглаживание сезонных колебаний  в поставках отдельных видов  продукции; 
     - создание рынков сельскохозяйственной продукции с полным инфраструктурным обеспечением;     

- увеличение объема выпуска  пищевых продуктов; 
     - увеличение ассортимента и качества продукции, выход на межрегиональный уровень;      

- развитие сферы торговли. [22]   

 

  1. Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, далее КФХ и ЛПХ.

 

     Требуется активизировать государственную поддержку крестьянско-фермерских хозяйств в целях содействия их дальнейшему  развитию, особенно в районах, отнесенных к группе недостаточно перспективных  для развития сельскохозяйственного  производства в сельхозорганизациях. Основные мероприятия:     

- финансовое участие государства  и оказание стартовой помощи  в создании кредитных кооперативов;      

- субсидирование элитного семеноводства,  племенного животноводства, молочного  животноводства, возвращение части  затрат КФХ по покупке семян  в специализированных хозяйствах  Ивановской области, субсидирование  части затрат на приобретение  минеральных удобрений, средств  защиты растений;     

- развитие поставок техники  и племенного скота на основе  лизинга фермерским хозяйствам;     

- субсидирование процентных ставок  по краткосрочным и инвестиционным  банковским кредитам;

     - организация закупок сельскохозяйственной продукции; 
     - обустройство КФХ (строительство дорог, линий электропередач, газоснабжение, водоснабжение);

     - компенсация части затрат КФХ на мелиоративные, осушительные и восстановительные работы;     

- оказание информационной и  консультационной помощи КФХ  (консультации по продаже семян,  горюче-смазочных материалов и  т.д., по налогообложению и прочее);      

- проведение обучения глав КФХ  по различным направлениям финансово-хозяйственной  и производственно-технологической  деятельности. 
          

5. Развитие социальной сферы,  модернизация дорожной, жилищной  и иной инфраструктурной сети  в сельской местности: 
    - доведение уровня обеспеченности населения учреждениями образования, здравоохранения, физической культуры и спорта до социальных нормативов;     

- внедрение современных технологий  социально-бытового обслуживания, максимально  приближенных к месту жительства; 
     - повышение уровня благоустройства жилых домов, в первую очередь оснащение их канализацией и водопроводом; 
    - активизация жилищного строительства в сельской местности; увеличение размера субсидий на жилищное строительство для жителей отдаленных территорий;

       - повышение обеспеченности населения услугами связи и телевидения; 
        - газификация сельской местности. [22]

 

План мероприятий в агропромышленном комплексе проработан достаточно хорошо. Однако остаются вопросы, связанные  с мотивацией КФХ и ЛПХ в  части государственных закупок  сельхоз товаров. Вопрос стоит в  том, откуда будут браться средства бюджета.  А так же важным остается вопрос о рамках этих государственных  закупок. Так же стоит отметить экстенсивность развития сельского хозяйства на начальных этапах. Правда, никто не говорит, когда он заканчивается и начинается второй этап, где в полной мере реализована стратегия интенсивного роста. Освоение новых земель, возможно потребует больших затрат, чем совершенствование процесса на уже освоенных территориях. В свете возможно вступления России в ВТО открытым остается вопрос о сбыте сельскохозяйственной продукции. Другими словами будет ли Ивановский покупатель выбирать именно эту продукцию. Во-вторых, прогнозируется достаточно серьезный рост производства сельхоз продукции в регионе при естественной убыли населения. Найдут ли своего покупателя Ивановские продукты? В связи с этим, думаю, необходимо проработать стратегию по поиску рынков сбыта сельхоз продукции и вне Ивановской области.

 

Инвестиции.

Стратегическая цель развития инвестиционной инфраструктуры - привлечение инвестиций путем создания благоприятных экономических  и имиджевых условий в Ивановской области и обеспечение конкурентоспособности среди регионов ЦФО.

Основные принципы инвестиционной политики:

- снижение процентных ставок  по кредитам, привлекаемым на  инвестиционные цели;

- осуществление процесса реформирования  предприятий с целью повышения  их инвестиционной привлекательности;

- формирование организационно-правовых  предпосылок снижения инвестиционных  рисков с целью стимулирования  сбережений населения, прямых  инвестиций внутренних и внешних  инвесторов;

- повышение эффективности использования  бюджетных инвестиционных ресурсов  на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных  проектов, представления государственных  гарантий по частным инвестициям  и усиления государственного  контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Для кардинального улучшения инвестиционной привлекательности необходимо осуществить  комплекс мер по совершенствованию  нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность. 
         Наряду с этим необходимо предпринять ряд организационных мер, направленных на:

- развитие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей поддержку инвестиционного  процесса (инвестиционный и стратегический  консалтинг, финансовые услуги, инжиниринг и т.д.);

- введение процедуры экспертизы  и отбора инвестиционных проектов, реализуемых в форме государственно-частного партнерства;

- установление единых стандартов  для разработки стратегически  важных для региона проектов  с учетом рекомендаций министерств  и ведомств Российской Федерации;

- осуществление системной информационной  работы, направленной на улучшение  инвестиционного имиджа региона;

- активизация работы по отбору  и подготовке инвестиционных  площадок для потенциальных инвесторов;

- создание эффективной организационной  структуры в органах власти, обеспечивающей  инвестиционный процесс в регионе.

Исходя из существующих тенденций  и опыта развития промышленности, предполагается применение методов  создания узлов ускоренного развития и освоения инвестиций на территории субъектов Российской Федерации. Из данных предпосылок, а также с  учетом мирового и российского опыта  целесообразным является создание обособленных территориальных образований (промышленных округов) для обеспечения благоприятных  условий по освоению капитальных  вложений, внедрению и использованию  современных технологий. Данное направление  целесообразно развивать в долгосрочной перспективе (период 2015-2020 годов). [22]

Нестабильная ситуация с притоком иностранных инвестиций настоятельно требует разработки долгосрочной поддерживаемой Правительством области Стратегии, направленной на привлечение производственных технологий, управленческих кадров и  финансовых вливаний из-за рубежа.

 

Заключение

В современных  политико-экономических условиях задачей  управления регионом становится обеспечение  условий для концентрации имеющихся  ресурсов на направлениях, дающих возможность  субъектам РФ выйти на лидирующие позиции, сохранить их и создать предпосылки для экономического роста. Каждый регион сегодня должен обосновать перспективы своего развития, что невозможно без использования методов стратегического планирования и управления.

В результате данного исследования были решены поставленные задачи:

  • рассмотрен теоретический аспект разработки стратегии на уровне региона;
  • дана характеристика этапам разработки стратегического плана развития региона;

Анализируя  наработки по составлению стратегий  социально-экономического развития различных  субъектов РФ, становится очевидно, что единой методики определения стратегических планов региона в настоящее время нет. В результате каждый субъект РФ решает этот вопрос по-своему, формируя свои критерии выбора экономической стратегии.

 

  • на основе статистических данных выявлены и описаны проблемы развития Ивановской области;

К первоочередным проблемам можно  отнести следующие:

  1. Межрегиональная дифференциация
  2. Демографические проблемы
  3. Доходы населения
  4. Инвестиционное развитие
  5. Проблемы в промышленности
  6. Проблемы в сельском хозяйстве

Решение данных вопросов является первоочередным. От их решения зависит судьба региона  и его населения.

  • Проанализированы наиболее значимые положения стратегии развития Ивановской области

Анализ показал, что в целом по основным положениям стратегия является адекватной, хотя и с завышенными показателями. Не смотря на детальную проработку, тем не менее, остались пробелы в плане действий Правительства, а так же не всегда расписано, какими методами и мероприятиями будет достигнуто то или иное значение.

Подводя итоги  по данному курсовому проекту, можно  сказать, что стратегия развития региона представляет собой систему  обоснованных целей, направлений, путей  и способов долгосрочного развития региона, которые  позволяют преобразовать  видение перспектив развития региона  в набор реально достижимых и  поддающихся измерению целей, которые  понятны и разделяются обществом.

Информация о работе Анализ основных направлений стратегии развития Ивановской области