Анализ основных направлений стратегии развития Ивановской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является переосмысление уже существующей стратегии развития Ивановской области, изыскание приоритетных предложений в различных сферах жизни региона.
Задачами данной работы являются:
1. Изучение теоретико-методологического аспекта разработки стратегии на уровне региона
2. Изучение и анализ стратегии развития Ивановской области до 2020 года
3. Выявление и анализ проблем региона на основе статистических данных
4. Анализ значимых мероприятий стратегии Ивановской области

Содержание

Введение 2
1. Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития региона 4
1.1 Сущность, содержание, специфика стратегии развития региона 4
1.2 Основные этапы разработки региональной стратегии развития 8
1.3 Методика разработки стратегического плана развития на региональном уровне 10
2. Стратегия развития Ивановской области. Анализ основных направлений и мероприятий. 17
2.1. Анализ основных проблем развития Ивановской области 17
2.2. Стратегические альтернативы развития Ивановской области 28
2.3. Анализ важнейших стратегических решений Правительства Ивановской области 32
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение 51

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 166.13 Кб (Скачать)

В то же время  можно сделать вывод, что при  реализации данного сценария не снимается  с повестки дня угроза постепенной  потери рынков продукции, производимой на территории Ивановской области. Связано  это с тем, что удержание и  расширение рынков, особенно внешних, требует активной переговорной и  лоббистской политики, часто на уровне руководства субъекта, направленной на формирование, поддержку и защиту региональных брендов, а также на помощь в интеграции продукции, производимой на территории области в страновые и мировые цепочки. К тому же в рамках данного сценария затруднен переход от "конкуренции по цене" к "конкуренции по качеству". [22] 

Из рассмотренных  выше сценариев социально-экономического развития Ивановской области наиболее весомый вклад в повышение  уровня развития Ивановской области  приносит сценарий интенсивного развития, но он является самым затратным.

2.3. Анализ важнейших стратегических решений Правительства Ивановской области

Для анализа  я решил взять сферы, которые, на мой взгляд, наиболее весомы в  экономике и приоритетны для Ивановской области:

  1. Производство
  2. Сельское хозяйство
  3. Инвестиции

Производство.

В данной сфере выделяется три наиважнейших направления:

  • Развитие текстильно-промышленного кластера
  • Развитие машиностроительного производственного комплекса
  • Развитие научно-технического и инновационного комплекса

 

Целесообразность развития текстильно-промышленного кластера в Ивановской области обусловлена необходимостью устойчивого развития и повышения производственного потенциала промышленного регионально-отраслевого комплекса, отвечающего экономическим, экологическим и социальным нуждам региона и учитывающего интересы будущих поколений. 
          Задачами проекта являются:     

- сохранение и развитие отечественной текстильной промышленности за счет модернизации и технического перевооружения существующих и создания новых производств;

      - развитие внутрирегиональной и межрегиональной научно-технической и производственной кооперации;       

  - внедрение передовых технологий и освоение выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции;         

  - привлечение стратегических партнеров и инвесторов, а также повышение инвестиционной привлекательности Ивановской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе.  

Стратегическая программа реализации проекта текстильно-промышленного  кластера в Ивановской области предполагает достижение поставленных целей в 2 этапа:

Первый этап предполагает начало процесса модернизации и технического перевооружения действующих производств текстильной  промышленности Ивановской области  с ориентацией на выпуск продукции  специального назначения (специальная  и рабочая одежда) и домашнего  текстиля. 
          Ключевые направления модернизации текстильного комплекса региона: 
          

1) модернизация оборудования для  производства хлопчатобумажных  тканей; 
      2) модернизация суконного производства; 
      3) модернизация производства льняных изделий; 
      4) модернизация оборудования текстильных предприятий для производства продукции гигиенического назначения. 
         
     В рамках второго этапа предполагается:      

- продолжение модернизации и  технического перевооружения действующих  производств текстильной промышленности  Ивановской области; 
      - развитие инновационной инфраструктуры на основе создания регионального координационного центра развития текстильно-промышленного кластера и технопарка высоких технологий в сфере текстильной и легкой промышленности, ориентированного на оказание научно-исследовательских, маркетинговых, консультационных услуг, услуг по подготовке специалистов необходимой квалификации и т.д.; 
       - привлечение отечественных и зарубежных инвесторов для реализации проектов инвестиционной программы текстильно-промышленного кластера в целях освоения нового ассортимента текстильной продукции с использованием химических волокон и нитей.

Развитие текстильного кластера в  Ивановской области представляется мне важной стратегической задачей. Ее решение позволит улучшить инвестиционный климат региона, увеличить количество рабочих и как следствие пополнение бюджета Ивановской области благодаря  налоговым отчислениям.

Планы правительства по реализации данного направления вполне понятны  и закономерны. Ивановская область  до сих пор славится своим текстилем, поэтому созданный имидж должен обеспечить устойчивый спрос на производимую продукцию. Стоит отметить, что в регионе создана материально-техническая база, а так же наличие инновационной и кадровой инфраструктуры отвечает потребностям текстильной отрасли. Приоритетной задачей правительства должна стать интеграция текстильного производства с видами экономической деятельности, технологически связанными с деятельностью предприятий текстильной промышленности, в том числе по направлениям: 
          - машиностроение для текстильной промышленности; 
          - проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях обеспечения инновационной базы развития текстильной промышленности; 
          - развитие объектов инфраструктуры.

Реализация первого этапа стратегической программы проекта текстильно-промышленного кластера характеризуется следующими конечными результатами:    

- увеличение доли продукции  текстильно-промышленного кластера  в структуре обрабатывающих производств  области до 35-40%; 
   - создание 1319 новых рабочих мест; 
    - суммарная величина налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составит 9,5 млрд. рублей. [22]

Стратегической целью развития машиностроительного комплекса  Ивановской области является создание высокоэффективного наукоемкого производственного  комплекса, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, а  также повышение на этой основе уровня жизни и занятости населения.

Достижение стратегической цели в  среднесрочном периоде будет  обеспечено за счет активной промышленной политики в отношении видов экономической  деятельности обрабатывающих производств ("производство машин и оборудования", "металлургическое производство и  производство готовых металлических изделий", "производство транспортных средств и оборудования", "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования"), относящихся к машиностроительному "протокластеру", направленной на увеличение темпов роста производства одновременно с увеличением доли продукции с высокой добавленной стоимостью. На этом этапе предполагается расширение существующего рынка сбыта промышленной продукции машиностроительных предприятий области. Это будет сопровождаться увеличением вложений в обновление основных фондов, повышением общего уровня качества продукции и управления производства. В этом периоде предполагается создание базы для дальнейшего качественного развития машиностроительного комплекса. [22]

Скорей всего ожидать быстрого освоения этого направления не приходится. На мой взгляд, Ивановское машиностроение требует большего времени на восстановление, чем указано правительством, так как в данной сфере высок износ оборудования, большая часть техники устарела не только физически, но и морально, что бьет по конкурентоспособности Ивановский предприятий.  Реализация данного направления должна проходить в более долгосрочной перспективе и основываться на удовлетворении потребностей текстильного производства. Дальнейшее развитие машиностроения возможно уже по моделям, разработанным Правительством Ивановской области.

 

 

 Стратегической  целью развития научно-технической  и инновационной сферы является сбалансированное развитие высокоэффективного инновационного производственного  комплекса, обеспечивающего создание, коммерциализацию результатов научно-технической  деятельности, а также технологическую  модернизацию промышленности и экономики  в целом. 
          Научно-технический потенциал региона достаточен для полномасштабного развития научно-технического и инновационного сектора. Наличие нескольких крупнейших точек роста создает условия, которые необходимо реализовывать, создавая высокотехнологичные наукоемкие промышленные производства, повышая уровень развития сектора прикладных разработок, поддерживая организации, которые обеспечивают наиболее высокий эффект роста производства и занятости. Развитие научно-технического и инновационного комплекса осуществляется на основе следующих основных принципов:

- признания научно-технической  и инновационной сферы экономически  и социально значимой отраслью, определяющей уровень развития  производительных сил региона,  а также формирования экономики  инновационного типа;

- стимулирования создания эффективного  функционирования и развития  рыночной инфраструктуры научно-технической  и инновационной деятельности  в регионе;

- стимулирования межрегионального  и международного научно-технического  сотрудничества;

- единства образовательного, научного  и производственного процессов  и их направленности на экономическое,  социальное и духовное развитие; 
          - исследования и разработки, внедрения нововведений и технологий, связанных со структурными крупномасштабными изменениями промышленной системы, способными повысить конкурентоспособность Ивановской области, обеспечить переход к новому технологическому укладу. [22] 
          Для достижения стратегической цели органам государственной власти следует осуществить комплекс взаимообусловленных задач по переводу социально-хозяйственного комплекса региона на инновационный путь развития, повышению его конкурентоспособности в межрегиональном и международном сотрудничестве и:

- создать научно-техническую и  инновационную инфраструктуры, обеспечивающие  как разработку и исследование, так и доведение новых наукоемких  технологий до предприятий и  организаций реального сектора  экономики, а также обратную связь - информацию о спросе производителя и инвестора к интересным для рынка и потенциально коммерциализуемым научным исследованиям и разработкам;

- создать условия для внедрения  государственно-частного партнерства  в сфере развития сектора исследований  и разработок и технологической  модернизации отраслей экономики;

- содействовать всем предприятиям, организациям, учреждениям, вузам  области в проведении инвентаризации  и оценки принадлежащей им  интеллектуальной собственности.  Провести аудит и составить  каталог "Приоритетные направления  в научной и научно-технической  деятельности в Ивановской области";

- содействовать созданию инфраструктуры  информационного обеспечения данной  сферы, системы государственной  экспертизы научно-технических и  инновационных проектов, системы  сертификации инновационной продукции,  системы подготовки и переподготовки  кадров для инновационной деятельности;

- сформировать законодательные  механизмы долевого финансирования  региональных научно-технических  программ и инновационных проектов, использовать механизмы финансово-промышленных  групп и венчурного финансирования;

- создать механизм эффективного  взаимодействия региональных органов  власти с федеральными органами  с целью поддержки научных  исследований в регионе;

- содействовать реализации научного  потенциала государственных вузов,  укреплению прямых связей между  предприятиями, вузами и научно-исследовательскими  институтами, а также стимулировать  создание интегрированных производственных  структур и творческих групп  с целью увеличения числа и  объемов контрактов по внедрению  технологий; 
          - разработать меры экономического стимулирования и финансирования научной и инновационной деятельности, например, установить льготы по налогу на имущество и землю научных учреждений; 
          - способствовать созданию фондов поддержки научной и инновационной деятельности.

 

Сельское хозяйство.

Стратегическая цель в сельском хозяйстве - развитие эффективного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции и обеспечение динамичного социального развития сельских территорий.    

Основные задачи:

- формирование эффективного конкурентоспособного  сельскохозяйственного производства, обеспечивающего удовлетворение  внутренних потребностей Ивановской  области в производимой продукции; 
          - создание современной индустриальной базы агропромышленного производства, совершенствование вертикально-горизонтальной производственной кооперации и интеграции в агропромышленном комплексе (АПК) Ивановской области;

- повышение инвестиционной привлекательности  агропромышленного комплекса;

- совершенствование системы государственной  поддержки сельскохозяйственных  товаропроизводителей;

- развитие кадрового потенциала  агропромышленного комплекса Ивановской  области;

- развитие социальной сферы  села, активизация жилищного строительства  и повышение уровня благоустроенности  жилья.

Стратегия Ивановской области предполагает два варианта развития сельского  хозяйства:

Инерционный вариант развития на период 2013-2020 годов учитывает неблагоприятные  периоды для развития сельского  хозяйства в 2013-2020 годах (неурожайные годы, мировые экономические кризисы, последствия вступления страны в ВТО и другие).

Информация о работе Анализ основных направлений стратегии развития Ивановской области