Анализ основных направлений стратегии развития Ивановской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является переосмысление уже существующей стратегии развития Ивановской области, изыскание приоритетных предложений в различных сферах жизни региона.
Задачами данной работы являются:
1. Изучение теоретико-методологического аспекта разработки стратегии на уровне региона
2. Изучение и анализ стратегии развития Ивановской области до 2020 года
3. Выявление и анализ проблем региона на основе статистических данных
4. Анализ значимых мероприятий стратегии Ивановской области

Содержание

Введение 2
1. Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития региона 4
1.1 Сущность, содержание, специфика стратегии развития региона 4
1.2 Основные этапы разработки региональной стратегии развития 8
1.3 Методика разработки стратегического плана развития на региональном уровне 10
2. Стратегия развития Ивановской области. Анализ основных направлений и мероприятий. 17
2.1. Анализ основных проблем развития Ивановской области 17
2.2. Стратегические альтернативы развития Ивановской области 28
2.3. Анализ важнейших стратегических решений Правительства Ивановской области 32
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение 51

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 166.13 Кб (Скачать)
 

Всего

Сельское хозяйство

Производство и Строительство

Оптовая и розничная торговля

Российская Федерация

9 151 410,5

306 091,7

3 945 979,9

301 044,3

Центральный федеральный округ

1 471 730,4

64 527,3

546 698,6

92 162,0

Белгородская область

65 104,1

17 299,9

25 795,3

1 093,7

Брянская область

31 983,4

2 902,0

6 000,0

316,5

Владимирская область

31 919,8

2 691,3

10 628,5

709,8

Воронежская область

90 430,4

5 604,9

54 602,6

1 602,1

Ивановская область

18 537,9

503,4

5 739,0

655,5

Калужская область

47 260,1

2 618,0

28 487,5

862,1

Костромская область

9 941,4

291,9

3 865,0

332,3

Курская область

31 469,7

5 736,1

15 462,6

1 314,5

Липецкая область

66 681,6

3 860,1

42 456,8

1 459,7

Московская область

263 988,9

7 499,2

102 016,2

11 810,3

Орловская область

12 618,5

2 271,4

2 688,8

1 513,1

Рязанская область

28 280,3

2 473,3

15 478,0

678,8

Смоленская область

33 179,4

2 086,9

14 245,5

567,8

Тамбовская область

27 464,9

2 155,0

11 628,2

1 002,2

Тверская область

60 530,7

2 806,7

38 857,3

929,0

Тульская область

53 538,1

1 697,6

30 782,7

1 009,1

Ярославская область

55 021,7

2 004,2

19 624,8

1 524,7

г. Москва

543 779,3

25,4

118 339,7

64 780,7


 

 Это приводит в целом к  недостаточному объему и динамике  инвестиций и, как следствие,  к низкому коэффициенту обновления  основных фондов и недостаточным  темпам обновления технологического  потенциала на современной основе.      

 

 

     5. Промышленность.

Как и вся экономика региона, промышленность испытывает значительную нехватку инвестиций в обновление станков  и оборудования. Низкая конкурентоспособность  произведенной продукции приводит к отсутствию достаточно стабильного  спроса на производимую продукцию. Ситуация усугубляется высокими импортными пошлинами  и налогами на импортируемые компоненты производства, высокими и растущими  тарифами на электрическую энергию, коммунальные услуги. Кроме того, существенной проблемой, особенно для роста производства, является дефицит кадров, недостаточный  уровень квалификации персонала  всех уровней, в том числе связанный  с низким уровнем заработной платы. Все это обуславливает: 
          - недостаточные объемы выполнения заказов на производство продукции в текстильном и швейном производстве, машиностроении, нестабильность производства многих предприятий;

Рис. 2. Степень износа основных фондов в Ивановской области за 200-2010 гг. [17;387]          

- низкий коэффициент обновления основных фондов, а так же высокая степень износа;

- низкий показатель загрузки  производственной мощности на  предприятиях; 
          - низкий показатель рентабельности произведенной продукции; 
          - моноструктурность экономики Ивановской области обрабатывающего сектора производств с преобладанием текстильного сектора. 
     

6. Сельское хозяйство.

Основные проблемы в сельском хозяйстве  Ивановской области:     

- неустойчивость сельскохозяйственного  производства в целом, что обусловлено  как природными условиями, так  и экономической составляющей; 
          - низкий коэффициент обновления основных фондов, не осуществляется ввод новых зданий и сооружений, малые объемы закупки новой техники и оборудования, рост нагрузки на технику. Отсутствие техники создает проблемы для расширения производства; 
          - недостаточные объемы внесения удобрений и проведение технических работ, что обуславливает низкую урожайность;

 

Рис. 3. Динамика посевные площадей в Ивановской области за 1990-2010гг. [17;535]          

- вывод из оборота сельскохозяйственных  земель, сокращение площади пашни,  невозможность вовлечь ее в  оборот в ряде случаев;

Рис. 4. Динамика поголовья скота  в Ивановской области за 1990-2010гг. [17; 568-570] 
          - сокращение поголовья скота, особенно свиней, отсутствие долговременных положительных трендов в увеличении приплода скота, сокращении падежа, массы 1 условной головы скота и т.д.; общая неразвитость животноводства (кроме птицеводства) в регионе; 
          - низкий уровень оплаты труда занятых в сельскохозяйственном производстве, что стимулирует отток рабочей силы из сельскохозяйственного производства и из сельской местности в целом и нежелание трудоустраиваться в нем в настоящее время как молодых специалистов, так и населения более старшего возраста, ранее работавшего в данной сфере;     

- низкий уровень развития социальной  инфраструктуры села;

Таблица 6

Основные финансовые показатели функционирования сельскохозяйственных предприятий  Ивановской области в 2005-2010 гг. [17;533]

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций), млн. руб.

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) организаций), процентов

растениеводства

животноводства

растениеводства

животноводства

2005

2009

2010

2005

2009

2010

2005

2009

2010

2005

2009

2010

62

-94

-25

198

95

19

4,9

-14,3

-2,3

10

1,7

2


 
     - низкая степень доходности, в некоторых случаях убыточность предприятий сельского хозяйства, а так же низкая рентабельность (особенно проявляется в растениеводстве);      

- снижение объемов производства  молока и мяса, что все больше  ставит Ивановскую область в  зависимость от ввоза продовольствия, в т.ч. импорта, и стимулирует инфляцию.

 

 

    2.2.  Стратегические альтернативы развития Ивановской области

 

Развитие Ивановской области может  идти по трем основным сценариям, различающимся  ролью Правительства Ивановской области в решении актуальных социально-экономических проблем: "консервативному", "либеральному" и сценарию интенсивного развития. [22] 
          Предложенные варианты развития учитывают все исторически сложившиеся экономические комплексы, равно как уже созданные, так и те, реализация которых только началась, и описывают возможные пути развития региона в случае доминирования того или иного фактора роста, а также возможные следствия и итоги развития, проистекающие из них. Сценарии предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, связанных с развитием конкуренции, соблюдением законодательства, улучшением инвестиционного климата региона, повышением уровня и качества жизни населения региона, решением социальных проблем Ивановской области.

Оценка "либерального" сценария

 

     "Либеральный"  сценарий характеризуется полным  отказом Правительства Ивановской  области от какого-либо активного  вмешательства в вопросы экономического  развития (за исключением нормативно-правового  регулирования). Правительство области  регулирует и обеспечивает контроль  предоставления функций, связанных  с оказанием социальных услуг,  вопросами безопасности, а также  поддержкой основных инфраструктур  жизнедеятельности. Вся имеющаяся  областная собственность быстро  приватизируется. Вопросы, связанные  с привлечением инвесторов, отдаются "на откуп" местным предпринимателям  и "свободному рынку". Подобный  сценарий, при осуществлении которого  усилия Правительства области  концентрируются на социальных  вопросах, содержит несколько потенциальных  скрытых угроз:  

 
   - вывод центров принятия решения  и капитализации за пределы  области; 
   - отказ от реализации новых долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики; 
   - потерю рынков продукции, производимой на территории Ивановской области; 
   - вследствие вышесказанного, снижение налоговых поступлений; 
   - возрастание социальной дифференциации общества, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры (как следствие - ухудшение финансового положения области).     

В рамках данного сценария можно  ожидать консервации сложившегося положения и низких темпов экономического роста. [22]

Оценка сценария интенсивного развития

 

     Учитывая нарастающие  макроэкономические угрозы в виде усиления международной и межрегиональной  конкуренции, в данном случае саморегулирующей силы рынка уже недостаточно для  обеспечения ощутимого экономического развития. Выход - в максимальной активизации  усилий Правительства Ивановской области  по обеспечению условий для интенсивного роста экономики области. Интенсивный  сценарий характеризуется тем, что  выявленные путем анализа стратегически  перспективные отрасли реального  сектора экономики должны развиваться  темпами в 2-3 раза выше существующих. 
          Для этого необходимо сосредоточиться на двух условных направлениях: инвестиционном и инновационном. Правительство области уже выступает инициатором привлечения крупных российских и зарубежных компаний на территорию области. Кроме того, областные власти ведут переговорный процесс в политическом пространстве, стараясь сформировать включенность и участие отраслей области в крупных макрорегиональных проектах. Дальнейшее наращивание эффективности может быть обеспечено крупным мегапроектом кластерного типа. Производство высокотехнологичной продукции, ориентированной на международный рынок, с включением в производственную цепочку множества предприятий-партнеров позволит нивелировать последствия вступления в ВТО, даст пролонгированный импульс для развития целого ряда смежных отраслей: науки, образования, транспорта и т.д. В отличие от других регионов в пользу реалистичности международных проектов на территории Ивановской области свидетельствует несколько факторов, таких как сильная базовая промышленная структура, сконцентрированный опыт в стратегических отраслях, система подготовки кадров, специализированная научная база, удачная география региона.

      Традиционно сильная научная база Ивановской области по-прежнему имеет потенциал развития и должна быть использована как еще один ресурс экономического развития. Стимулирование инновационной деятельности должно обеспечить инновационные потребности Ивановской экономики, рост конкурентоспособности отраслей за счет внедрения адекватных требованиям разработок, включенности в интеграционные, кластерные модели.          

В рамках данного сценария прогнозируется:      

 
     - вовлечение ресурсов предпринимательского  сектора в процесс воспроизводства  регионального сектора исследований  и разработок, которые в настоящий  момент направлены поставщикам  технологий за пределы региона;

- повышение интеллектуального  и инновационного потенциалов  региона;

- формирование текстильного кластера, в значительной степени ориентированного на российские и международные рынки;

- высокий темп развития АПК,  значительно интегрированного в  межрегиональные сети и мировой рынок; 
  - формирование полноценного туристического комплекса, предлагающего услуги на мировом уровне и включенного в мировую туристическую индустрию;

- комплексное повышение инвестиционной  привлекательности области. [22]          

Реализация данного сценария, оптимального в экономических условиях Ивановской области, имеет ряд условий и  ограничений. Главным ограничением данного сценария является крайняя ограниченность бюджетных средств, зависимость от дотаций федерального центра. Переход на современную, оптимальную систему государственного управления и бюджетирования даст несомненную отдачу в виде более эффективного использования денежных потоков. Кроме того, дальнейшее развитие бюджетных отношений с федеральным центром предполагает выделение денег сверх национальных проектов и нормативного минимума под экономически обоснованные, стратегически важные региональные проекты. Это мощный ресурс, на получение которого необходимо сосредоточить усилия. Инвестиционные средства, страховые деньги, длинные кредиты и прочий финансовый инструментарий, основанный на доверии власти и бизнеса, станет третьим источником необходимых денежных ресурсов. 

Оценка "консервативного" сценария

 
          В случае если системные намерения  Правительства Ивановской области  не будут реализованы по причине  непреодолимых факторов, вступит  в силу "консервативный" сценарий или "путь полумер". При этом формирующиеся  условия будут способствовать развитию текстильного производства (в частности  через модернизацию материально-технической  и производственной базы), машиностроения и металлообработки, сельского хозяйства  и туристической индустрии. Можно  ожидать стабильного роста основных показателей экономического развития, повышения качества жизни населения. Вероятным будет уменьшение федеральных дотаций. Будет постепенно оформляться областная инновационная система, способствующая капитализации научно-промышленных разработок НИИ и вузов Ивановской области, а также внедрению передовых разработок в производства, расположенные на территории Ивановской области.

Информация о работе Анализ основных направлений стратегии развития Ивановской области