Анализ основных направлений стратегии развития Ивановской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является переосмысление уже существующей стратегии развития Ивановской области, изыскание приоритетных предложений в различных сферах жизни региона.
Задачами данной работы являются:
1. Изучение теоретико-методологического аспекта разработки стратегии на уровне региона
2. Изучение и анализ стратегии развития Ивановской области до 2020 года
3. Выявление и анализ проблем региона на основе статистических данных
4. Анализ значимых мероприятий стратегии Ивановской области

Содержание

Введение 2
1. Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития региона 4
1.1 Сущность, содержание, специфика стратегии развития региона 4
1.2 Основные этапы разработки региональной стратегии развития 8
1.3 Методика разработки стратегического плана развития на региональном уровне 10
2. Стратегия развития Ивановской области. Анализ основных направлений и мероприятий. 17
2.1. Анализ основных проблем развития Ивановской области 17
2.2. Стратегические альтернативы развития Ивановской области 28
2.3. Анализ важнейших стратегических решений Правительства Ивановской области 32
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение 51

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 166.13 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение 2

1. Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития региона 4

1.1 Сущность, содержание, специфика стратегии развития региона 4

1.2 Основные этапы разработки региональной стратегии развития 8

1.3 Методика разработки стратегического плана развития на  региональном уровне 10

2. Стратегия развития Ивановской области. Анализ основных направлений и мероприятий. 17

2.1. Анализ основных проблем развития Ивановской области 17

2.2.  Стратегические альтернативы развития Ивановской области 28

2.3. Анализ важнейших стратегических решений Правительства Ивановской области 32

Заключение 47

Список использованной литературы 49

Приложение 51

 

 

Введение

 

Мир переживает стратегический бум. О стратегиях говорят  повсеместно, как раньше о медицине и образовании. Они внезапно оказались  необходимы всем осознающим себя в  качестве субъекта развития. Стратегированием занялись малые компании и крупные корпорации, ТНК, государства и города, приграничные территории.

Причиной  такого внимания становятся стремительно набирающие ускорение

глобальные  процессы, связанные, прежде всего с  развитием НТП. Поэтому поиск стратегических ориентиров, т.е. таких, которые намертво (или, по крайней мере, достаточно прочно) «приколочены» к горизонту и не позволяют сбиться с пути, становится задачей не просто важной, а приоритетной. Иными словами, без решения этой задачи браться за другие нет смысла: они ни на что не ориентированы. И, стало быть, бесполезны.

Субъекты  Российской Федерации были вынуждены  разрабатывать собственные стратегии  с одной стороны в связи  с условием, поставленным Федеральным  Правительством, а с другой –  в силу необходимости позиционировать  себя в качестве субъектов, проводящих самостоятельную конкурентную социально-экономическую  политику, которая опирается на собственные  кадры, ресурсы и технологии. Политика эта должна не только обеспечить конкурентоспособность  экономики и социальную стабильность, но и способствовать удержанию на определенном уровне множества контрольных  показателей, регламентированных Указом Президента РФ.

Предметом работы является разработка стратегии,  как  отдельная экономическая категория. Вместе с тем предмет изучения неразрывен с объектом, коим является регион.

Целью данной работы является переосмысление уже существующей стратегии развития Ивановской области, изыскание приоритетных предложений в различных сферах жизни региона.

Задачами данной работы являются:

  1. Изучение теоретико-методологического аспекта разработки стратегии на уровне региона
  2. Изучение и анализ стратегии развития Ивановской области до 2020 года
  3. Выявление и анализ проблем региона на основе статистических данных
  4. Анализ значимых мероприятий стратегии Ивановской области

На данный момент в учебной литературе очень большое внимание уделяется  разработки стратегий развития предприятия, фирмы и т.д. В то же время на региональном уровне данный вопрос остается мало изученным. Изучение теоретических  основ в данной работе основывается на различных публикациях в периодической  литературе.  

Определение стратегии развития представляет собой необходимое условие для  достижения взаимопонимания и социального  согласия между разными слоями населения, которое проживает на территории конкретного региона и консолидируется  во имя достижения единой цели. Созданная  при участии всех конструктивных сил, представляющих различные партии, объединения и группы, стратегия  развития стабилизирует политическую обстановку в регионе, является основой  экономического созидания, определяя  направления преобразования региональной социально-экономической системы  в целях повышения качества жизни  населения и обеспечения для  субъектов хозяйствования благоприятных  условий функционирования и развития.

Проблема стратегического планирования на региональном уровне требует дополнительного изучения и нового научного осмысления в связи с происходящими в экономике изменениями, принципиально новыми задачами, стоящими перед органами управления современной России.

 

 

1. Теоретико-методологические  основы разработки стратегии  развития региона

1.1 Сущность, содержание, специфика  стратегии развития региона

 

Существует  множество определений категории  «стратегия развития». Например, по П. Друкеру, стратегия есть способ реализации теории бизнеса в практической деятельности, цель которой — обеспечить организации возможность достижения желаемых результатов; стратегия позволяет системе целенаправленно искать и использовать в своих интересах благоприятные возможности. Стратегию иногда определяют как выбор основных долгосрочных целей, что сводит понятие стратегии к методу и процессу выбора. Стратегия также включает необходимость оценочного подхода к выбору цели и направлений движения к её достижению.

 

А. Чандлер, автор одной из пионерных работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия — «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей»

 

Известный специалист в области стратегического планирования И. Ансофф определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [1;23]

 

Стратегия развития является достаточно емкой и многоплановой  категорией, которую можно классифицировать по разным признакам. Данному вопросу так же посвящали свои работы Э. Боумен, А. Градов, П. Друкер, М. Круглов, Г. Минцберг, М. Портер, Г. Хэмел и другие зарубежные и отечественные ученые. Каждый из них разрабатывал классификацию стратегий развития в рамках интересующей его предметной области исследования. [8;41-42]

Стратегии развития региона целесообразно  группировать по следующим признакам:

- типу покупателей,  выделяя стратегии, предназначенные  населению (дифференцированные по  социальным группам, категориям, объединениям, месту жительства); юридическим  лицам (дифференцированные по  предприятиям, организациям, их видам)  и органам управления территорией;

- сферам  деятельности (производство, услуги, инфраструктура, сфера управления, социальная сфера  и др.);

- направлениям (инвестиционная, инновационная, финансовая, институциональная, развитие импортозамещающих  производств и т.д.);

- стратегическим  приоритетам, выделяя стратегии  стабильности функционирования (они  являются основными для развития  региона, обеспечивая стабильность  его функционирования и существования); ключевые стратегии (которые оказывают  доминирующее влияние на конкурентоспособность  региона, выделяя его среди  множества других территорий); новаторских  стратегий (которые формируют  потенциал успеха региона в  будущем).

Стратегия социально-экономического развития позволяет согласовать  деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого  вектора развития. Этот вектор формируется  с учётом территориальных особенностей, включая природные и трудовые ресурсы, сложившуюся производственную и сервисную специализацию, экономико-географические, конкурентные и иные преимущества. Следует заметить, что долгосрочная региональная стратегия предполагает внесение в неё необходимых корректировок с учётом анализа её промежуточных результатов, а также развития страны в целом, соседних регионов, изменений на внутреннем и внешнем рынках.

Наличие стратегии  развития позволяет создать благоприятный  деловой климат в регионе с  точки зрения привлечения инвестиций. Известно, что конкуренция на рынке  инвестиций становиться более жёсткой  и интернациональной. Чтобы победить в этом соревновании, инвесторам следует  представить убедительные планы  стратегического развития на длительную перспективу, создать лучшие условия  и гарантии, выдержать схватку  за инвестора у других, схожих регионов. Это особенно актуально для значительного  числа российских регионов, не имеющих  нефтегазовых месторождений, и зачастую в глазах инвесторов почти не отличающихся друг от друга.

Стратегия социально-экономического развития позволяет сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Определить «точки роста», развитие которых принесёт наибольший эффект. В свою очередь, точки роста  позволят создать в регионе целые  кластеры – группы взаимосвязанных, территориально сконцентрированных организаций (производителей, поставщиков комплектующих, услуг, научно-исследовательских учреждений и других организаций, взаимодополняющих  и усиливающих конкурентные преимущества друг друга). Развитие ключевых элементов  кластера позволяет стимулировать  развитие взаимосвязанных секторов экономики, эффективно концентрировать  ограниченные ресурсы регионального  бюджета, источники федерального центра и частных инвесторов на ключевых направлениях.

Долгосрочная  стратегия является базой для  обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства  для общественных нужд, зон с особыми  условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит основой рационального использования  территории и её устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития.

Наличие стратегии  социально-экономического развития облегчает  руководителям региона получение  субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно  обосновать целевое расходование средств. Наличие стратегии позволяет  главе исполнительной власти продемонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к  числу которых относится и  долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных  и административно-правовых методов  управления территорией. [16;136]

Сегодня в  каждом регионе РФ разрабатываются  свои стратегии развития, но эта  работа зачастую носит замкнутый  и непубличный характер. В результате конечный продукт стратегирования  имеет нередко целый набор  недостатков.

Так, основной чертой стратегии часто становится нацеленность на получение средств  из федерального бюджета. При этом регион рассматривается в изоляции от экономического развития соседних областей и России в целом. В документе часто  описываются меры восстановления и  развития всех сфер и отраслей, которые  есть на территории субъекта, и отсутствуют  приоритеты экономического развития.

Грамотно  построенная стратегия должна быть основана не на совокупности прогнозов  развития ресурсов региона, а ориентироваться  на реальные бизнес-проекты и стратегии основных экономических игроков.

Для разработки четкой и реализуемой стратегии  необходимо сформировать коллективное видение будущего региона с участием основных экономических игроков, органов  власти, СМИ и многих других структур. Кроме того, необходимо разработать  набор конкретных проектов и определить, кто возьмет на себя ответственность  за их реализацию.

Можно выделить два уровня стратегии.

На первом уровне основной задачей является привлечение  инвестиций в регион. Основное внимание при этом уделяется стимулированию роста отдельных отраслей и снятие барьеров на пути из развития, а также  антикризисные действия в отношении  тех отраслей, которые имеют невысокие  показатели на общероссийском фоне, но являются актуальными для региона.

Второй уровень  стратегии должен основываться на духовно-нравственной и гуманитарной сферах, в которых  заложены скрытые резервы экономического роста и конкурентоспособности  региона.

Сочетание обоих  уровней стратегии дает огромный синергетический эффект. В частности, повышение культурного и духовного  богатства населения области  будет способствовать и усилению мотивации к труду, повышению  социально-экономического развития региона.

1.2 Основные этапы разработки региональной стратегии развития

 

Цели разработки региональной стратегии социально-экономического развития диктуются стремлением  администрации любого уровня – республики, края, области, муниципального образования  – повысить благосостояние жителей  своей территории за счёт увеличения занятости населения и вовлечения его в наиболее производительный труд в различных секторах экономики.

Перед руководством региона после принятия решения  о разработке стратегии развития встаёт несколько вопросов: как реализовать  эту идею, с чего начать процесс  разработки, каким специалистам поручить эту работу.

Информация о работе Анализ основных направлений стратегии развития Ивановской области