Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа
Целью данной работы является переосмысление уже существующей стратегии развития Ивановской области, изыскание приоритетных предложений в различных сферах жизни региона.
Задачами данной работы являются:
1. Изучение теоретико-методологического аспекта разработки стратегии на уровне региона
2. Изучение и анализ стратегии развития Ивановской области до 2020 года
3. Выявление и анализ проблем региона на основе статистических данных
4. Анализ значимых мероприятий стратегии Ивановской области
Введение 2
1. Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития региона 4
1.1 Сущность, содержание, специфика стратегии развития региона 4
1.2 Основные этапы разработки региональной стратегии развития 8
1.3 Методика разработки стратегического плана развития на региональном уровне 10
2. Стратегия развития Ивановской области. Анализ основных направлений и мероприятий. 17
2.1. Анализ основных проблем развития Ивановской области 17
2.2. Стратегические альтернативы развития Ивановской области 28
2.3. Анализ важнейших стратегических решений Правительства Ивановской области 32
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение 51
Начать следует с изучения текущего состояния дел в регионе, с выявления проблем и угроз развития в межрегиональном разрезе, а так же определения желаемых целей и задач.
Следующим важным шагом является определение стратегических приоритетов развития экономики региона. Ключевыми вопросами на этом этапе являются следующие:
-
определение потенциала
-
определение наиболее
-
анализ основных сдерживающих
факторов для развития
- развитие каких новых секторов необходимо стимулировать.
Для ответа на эти вопросы предстоит провести тщательную оценку всех секторов экономики, чтобы определить, какие из них могут стать наиболее привлекательными. [5;117-118]
Выбор приоритетов в экономике очень важен, так как затрагивает большое число организаций и бизнес-структур, имеющих значительное влияние на деловую и общественную жизнь региона. Поэтому выбор ключевых секторов экономики должен проводиться с участием представителей научных и общественных кругов и привлечением региональных, отраслевых и международных экспертов с привлечением независимых консультантов, имеющих опыт разработки региональных стратегий.
После определения стратегически важных секторов экономики необходимо понять, что надо делать для их успешного развития. Для этого, в свою очередь, требуется определить факторы, оказывающие на них влияние. Усилия органов власти должны быть сосредоточены в первую очередь на факторах, которые являются наиболее значимыми для развития ключевых секторов экономики.
Среди множества факторов, которые учитывают инвесторы, принимая решение о вложении средств в российские регионы, не только предоставляемые налоговые льготы, которые у многих регионов схожи, но и готовность территории разместить у себя новое производство, обеспечить его инженерными и другими кадрами.
В целом региональная
система стратегического
-
Долгосрочную стратегию
-
Среднесрочную программу
-
Краткосрочные планы органов
власти на год, описывающие
первоочередные задачи, которые
необходимо решить для
Методика — это система методов, выполняющая роль информационного обеспечения процесса выполнения требуемой функции, описывающая этапы (в том числе результаты по каждому этапу) и технологию применения методов, обеспечивающих логическое завершение каждого этапа и функции в целом.
С этапами разработки стратегии в региональном стратегическом планировании непосредственно связаны этапы разработки управленческих решений (таблица 1)
Таблица 1
Взаимосвязь этапов разработки управленческого
решения и стратегического
Этап разработки УР |
Этап разработки стратегии |
Результат этапа/форма представления |
Этап I. Информационное обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона | ||
1. Актуализация проблемы |
1. Актуализация потребности в |
Постановление главы администрации о разработке стратегического плана развития региона |
2.
Этап сбора информации и |
2. Определение и детализация |
Философия развития региона (видение, миссия),
цели региона. Детализированная модель
системы целей и система |
3. Определение текущего |
Сильные стороны (стержневые компетенции) и слабые стороны (проблемы) | |
4. Определение состояния внешней среды региона |
Возможности, угрозы, тенденции развития внешней среды | |
5. Определение критериев оценки и ограничений |
Система критериев и ограничений | |
Этап II. Разработка плана стратегического развития региона | ||
3. Этап формирования множества моделей изменений |
1. Формирование коллекции |
Множество эталонных стратегий и
альтернатив решения |
2. Разработка оригинальных |
Множество оригинальных стратегий и
альтернатив решения | |
4. Этап фильтрации и выбора |
3. Выбор стратегии развития |
Концепция стратегии развития региона
(в том числе философия |
5.
Корректировка модели |
4. Формирование стратегического |
Стратегический план развития региона включающий: концепцию стратегического развития региона; первоочередные мероприятия; политики, программы и проекты, детализированные до мероприятий по их реализации; систему показателей развития региона (стратегические карты развития) |
5. Корректировка и детализация системы показателей развития региона |
Далее поясним этапы разработки стратегического плана развития.
Этап 1. Актуализация потребности в разработке стратегии.
Актуализация потребности в разработке стратегического плана развития региона может быть как инициативной (личная инициатива властей региона), так и директивной (установленной к исполнению нормативными актами надсистемы).
В обоих случаях результатом этапа должно быть решение главы администрации, обеспечивающее формирование субъектного состава процесса разработки, компетенции субъектов, а также определяющее цели предстоящего процесса, детализированного до задач. Целью процесса является детализированный план развития региона, задачи же представляют собой этапы процесса разработки плана.
Этап 2. Определение региональных целей, их детализация и разработка системы показателей развития региона.
Определение видения региона как
объекта стратегического
Видение региона в перечисленных аспектах предполагает конструирование модели будущего региона как иерархически связанной системы, на нижнем уровне которой конструируется сам человек — главная детерминанта регионального развития.
Определение миссии региона является логическим продолжением разработки видения. Это уже не столько образ региона в различных аспектах, сколько «амбициозное заявление о намерениях». Упрощенно миссия региона определяется ответом на два вопроса:
«Что регион, как часть мирового
сообщества, намеревается предложить
окружающей среде, каково его предназначение
в мировой системе
«В каком направлении регион
намерен развиваться, каковы его
обязательства перед
Ответ на первый вопрос позволяет сформулировать миссию, направленную во внешнюю среду, «миссию вовне». Ответ на второй вопрос определяет предназначение региона самого для себя, сформулировать «миссию вовнутрь». [21;70]
Цели региона представляют собой детализированную до описанного качественными показателями модель состояния региона, соответствующую его видению. Если видение — это образ, миссия — предназначение, то цель — это не существующее на данный момент, но требуемое для реализации миссии, идеальное состояние региона конкретизируемое реальными цифрами.
Исполнение стратегии требует привлечения ресурсов в сферы стратегического развития. Значит, ресурсы необходимо будет отвлекать из тех сфер, развитие которых является следствием движения сфер — «паровозов».
Нетрудно заметить, что обеспечение
интенсивного экономического развития
и развития системы образования
требует отвлечения ресурсов из сфер
социального обеспечения и
Система показателей развития региона
— это комплексная
Этап 3. Определение текущего состояния региона.
При определении текущего состояния региона необходимо рассматривать его сильные стороны (свойства региона, определяющие стержневые компетенции) и слабые стороны (свойства региона, определяющие главные противоречия в его развитии).
Определение текущего состояния региона требует анализа трех объектов (состояние социума; состояние материальных систем и подсистем; текущая стратегия региона) в четырех аспектах его деятельности: научно-техническом, социальном аспекте развития общества, развития экономики и экологии.
Анализ каждого объекта по каждому аспекту должен проводиться с позиции выявления сильных и слабых сторон. Так, одно и то же свойство объекта в различных условиях может определять как сильную сторону, так и слабую.
Этап 4. Определение состояния внешней среды региона.
Состояние внешней среды региона
представляет множество факторов, условно
разделяемых на возможности и
угрозы, среди которых состояние
управляющей надсистемы (государство
нормативно регулирует деятельность региона),
а также систему, управляемую
волеизъявлением населения. В этой
связи можно говорить о взаимно
регулируемых категориях. Регион опосредованно
принимает участие в управлении
государством в целом и способен
в некоторой части
Этап 5. Определение критериев оценки и ограничений.
Если показатель — это количественная
модель состояния, то критерий — не
обязательно количественная категория.
Например, это правило выбора, согласно
которому решение должно обеспечивать
требуемую эффективность
В основу системы критериев может быть положена система показателей развития региона. При сравнении альтернатив эксперты выносят суждения, исходя из которых принимается окончательное решение.
Этап 6. Формирование коллекции эталонных альтернатив.
Определение важнейших направление развития региона, их обоснование и определение ресурсов необходимых для их выполнения.
Этап 7. Разработка оригинальных альтернатив
На этом этапе рассматривается множество стратегий, которые в уникальных условиях региона дадут большие результаты, чем в других регионах. Так же сюда можно отнести разработку амбициозных планов.
По последующим этапам разработки стратегии, думаю, что более детальные разъяснения не требуются, так как все достаточно хорошо представлено в таблице 1.
Информация о работе Анализ основных направлений стратегии развития Ивановской области