Анализ основных направлений стратегии развития Ивановской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является переосмысление уже существующей стратегии развития Ивановской области, изыскание приоритетных предложений в различных сферах жизни региона.
Задачами данной работы являются:
1. Изучение теоретико-методологического аспекта разработки стратегии на уровне региона
2. Изучение и анализ стратегии развития Ивановской области до 2020 года
3. Выявление и анализ проблем региона на основе статистических данных
4. Анализ значимых мероприятий стратегии Ивановской области

Содержание

Введение 2
1. Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития региона 4
1.1 Сущность, содержание, специфика стратегии развития региона 4
1.2 Основные этапы разработки региональной стратегии развития 8
1.3 Методика разработки стратегического плана развития на региональном уровне 10
2. Стратегия развития Ивановской области. Анализ основных направлений и мероприятий. 17
2.1. Анализ основных проблем развития Ивановской области 17
2.2. Стратегические альтернативы развития Ивановской области 28
2.3. Анализ важнейших стратегических решений Правительства Ивановской области 32
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение 51

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 166.13 Кб (Скачать)

Начать следует  с изучения текущего состояния дел  в регионе, с выявления проблем и угроз развития в межрегиональном разрезе, а так же определения желаемых целей и задач.

Следующим важным шагом является определение стратегических приоритетов развития экономики региона. Ключевыми вопросами на этом этапе являются следующие:

- определение потенциала развития  основных секторов экономики,  в каких секторах возможно получить максимальный рост;

- определение наиболее устойчивых  конкурентных преимуществ региона;

- анализ основных сдерживающих  факторов для развития отдельных  отраслей экономики;

- развитие каких новых секторов необходимо стимулировать.

Для ответа на эти вопросы предстоит провести тщательную оценку всех секторов экономики, чтобы определить, какие из них  могут стать наиболее привлекательными. [5;117-118]

Выбор приоритетов  в экономике очень важен, так  как затрагивает большое число  организаций и бизнес-структур, имеющих значительное влияние на деловую и общественную жизнь региона. Поэтому выбор ключевых секторов экономики должен проводиться с участием представителей научных и общественных кругов и привлечением региональных, отраслевых и международных экспертов с привлечением независимых консультантов, имеющих опыт разработки региональных стратегий.

После определения  стратегически важных секторов экономики  необходимо понять, что надо делать для их успешного развития. Для  этого, в свою очередь, требуется  определить факторы, оказывающие на них влияние. Усилия органов власти должны быть сосредоточены в первую очередь на факторах, которые являются наиболее значимыми для развития ключевых секторов экономики.

Среди множества  факторов, которые учитывают инвесторы, принимая решение о вложении средств в российские регионы, не только предоставляемые налоговые льготы, которые у многих регионов схожи, но и готовность территории разместить у себя новое производство, обеспечить его инженерными и другими кадрами.

В целом региональная система стратегического планирования должна включать в себя следующие  основные элементы:

- Долгосрочную стратегию социально-экономического  развития на 20-25 лет, определяющую  основные приоритеты и перспективы  развития региона.

- Среднесрочную программу социально-экономического  развития на 4-6 лет, содержащую  согласованный перечень мероприятий  и проектов, которые позволят  реализовать намеченные в рамках  стратегии долгосрочные цели.

- Краткосрочные планы органов  власти на год, описывающие  первоочередные задачи, которые  необходимо решить для выполнения  программы социально-экономического  развития, ответственных за выполнение  задач и ресурсы, требуемые  для их выполнения.

1.3 Методика  разработки стратегического плана  развития на региональном уровне

Методика — это система методов, выполняющая роль информационного обеспечения процесса выполнения требуемой функции, описывающая этапы (в том числе результаты по каждому этапу) и технологию применения методов, обеспечивающих логическое завершение каждого этапа и функции в целом.

С этапами разработки стратегии  в региональном стратегическом планировании непосредственно связаны этапы  разработки управленческих решений (таблица 1)

Таблица 1

Взаимосвязь этапов разработки управленческого  решения и стратегического плана  развития региона

Этап разработки УР

Этап разработки стратегии

Результат этапа/форма представления

Этап I. Информационное обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона

1. Актуализация проблемы

1. Актуализация потребности в разработке  стратегии

Постановление главы администрации  о разработке стратегического плана  развития региона

2. Этап сбора информации и построения  модели проблемной ситуации

2. Определение и детализация региональных  целей и системы показателей  развития региона

Философия развития региона (видение, миссия), цели региона. Детализированная модель системы целей и система показателей  развития региона

 

3. Определение текущего состояния  региона.

Сильные стороны (стержневые компетенции) и слабые стороны (проблемы)

 

4. Определение состояния внешней  среды региона

Возможности, угрозы, тенденции развития внешней среды

 

5. Определение критериев оценки  и ограничений

Система критериев и ограничений

Этап II. Разработка плана стратегического развития региона

3. Этап формирования множества  моделей изменений

1. Формирование коллекции эталонных  альтернатив

Множество эталонных стратегий и  альтернатив решения первоочередных оперативных проблем

 

2. Разработка оригинальных альтернатив

Множество оригинальных стратегий и  альтернатив решения первоочередных оперативных проблем

4. Этап фильтрации и выбора

3. Выбор стратегии развития региона  и первоочередных мероприятий  по решению главных оперативных  проблем

Концепция стратегии развития региона (в том числе философия развития региона) и перечень первоочередных мероприятий по решению главных  оперативных проблем

5. Корректировка модели изменений  и разработка системы показателей

4. Формирование стратегического плана  развития региона (в том числе:  корректировка политик, программ, проектов и мероприятий по  их реализации, а также философии  развития региона)

Стратегический план развития региона  включающий: концепцию стратегического  развития региона; первоочередные мероприятия; политики, программы и проекты, детализированные до мероприятий по их реализации; систему  показателей развития региона (стратегические карты развития)

 

5. Корректировка и детализация  системы показателей развития  региона

 

Далее поясним этапы разработки стратегического плана развития.

Этап 1. Актуализация потребности в разработке стратегии.

Актуализация потребности в  разработке стратегического плана  развития региона может быть как  инициативной (личная инициатива властей региона), так и директивной (установленной к исполнению нормативными актами надсистемы).

В обоих случаях результатом этапа должно быть решение главы администрации, обеспечивающее формирование субъектного состава процесса разработки, компетенции субъектов, а также определяющее цели предстоящего процесса, детализированного до задач. Целью процесса является детализированный план развития региона, задачи же представляют собой этапы процесса разработки плана.

Этап 2. Определение региональных целей, их детализация и разработка системы показателей развития региона.

Определение видения региона как  объекта стратегического планирования. Выделяется четыре основных взаимосвязанных аспекта видения региона:

  • социально-организационный аспект: система власти, общественные организации, политические организации, население региона, система социальных институтов
  • общественный аспект: родовой человек, представленный структурой социума, множеством характеристик, обладание которыми требуется для гармоничного развития, функционирования и осуществления личной миссии как части миссии общества в целом во вновь создающихся условиях
  • аспект науки и техники: научный потенциал региона, система научно-исследовательских организаций, банков и бирж новаций, баз знаний, консультационных центров и научных школ
  • экономический аспект: система экономических хозяйствующих субъектов, ресурсный потенциал региона

Видение региона в перечисленных  аспектах предполагает конструирование  модели будущего региона как иерархически связанной системы, на нижнем уровне которой конструируется сам человек — главная детерминанта регионального развития.

Определение миссии региона является логическим продолжением разработки видения. Это уже не столько образ региона  в различных аспектах, сколько  «амбициозное заявление о намерениях». Упрощенно миссия региона определяется ответом на два вопроса:

«Что регион, как часть мирового сообщества, намеревается предложить окружающей среде, каково его предназначение в мировой системе хозяйствования?»

«В каком направлении регион намерен развиваться, каковы его  обязательства перед субъектами, входящими в его состав и формирующими его?»

Ответ на первый вопрос позволяет  сформулировать миссию, направленную во внешнюю среду, «миссию вовне». Ответ на второй вопрос определяет предназначение региона самого для  себя, сформулировать «миссию вовнутрь». [21;70]

Цели региона представляют собой  детализированную до описанного качественными  показателями модель состояния региона, соответствующую его видению. Если видение — это образ, миссия — предназначение, то цель — это не существующее на данный момент, но требуемое для реализации миссии, идеальное состояние региона конкретизируемое реальными цифрами.

Исполнение стратегии требует  привлечения ресурсов в сферы  стратегического развития. Значит, ресурсы необходимо будет отвлекать  из тех сфер, развитие которых является следствием движения сфер — «паровозов».

Нетрудно заметить, что обеспечение  интенсивного экономического развития и развития системы образования  требует отвлечения ресурсов из сфер социального обеспечения и обеспечения  равных возможностей в получении  образования. Развитие экономики и системы образования позволит усилить потенциал региона и тем самым обеспечить ресурсы для усиления социального патронажа, а также увеличения уровня образования, что является гарантией сбалансированного развития региона во всех его аспектах. Таким образом стратегическая система целей определяет приоритеты развития, а они позволяют реализовывать миссию в других аспектах. [11;44-45]

Система показателей развития региона  — это комплексная количественная модель, характеризующая состояние  региона и позволяющая судить об относительном уровне его развития. Поэтому такая модель должна либо быть построена на основе общих показателей, используемых для характеристик  уровня развития региона либо государства, либо позволять переходить к таким  показателям. Модель можно описать  как конфигуратор состояния региона  по четырем аспектам видения.

Этап 3. Определение текущего состояния региона.

При определении текущего состояния  региона необходимо рассматривать  его сильные стороны (свойства региона, определяющие стержневые компетенции) и слабые стороны (свойства региона, определяющие главные противоречия в его развитии).

Определение текущего состояния региона  требует анализа трех объектов (состояние  социума; состояние материальных систем и подсистем; текущая стратегия  региона) в четырех аспектах его  деятельности: научно-техническом, социальном аспекте развития общества, развития экономики и экологии.

Анализ каждого объекта по каждому  аспекту должен проводиться с  позиции выявления сильных и  слабых сторон. Так, одно и то же свойство объекта в различных условиях может определять как сильную  сторону, так и слабую.

Этап 4. Определение состояния внешней среды региона.

Состояние внешней среды региона  представляет множество факторов, условно  разделяемых на возможности и  угрозы, среди которых состояние  управляющей надсистемы (государство  нормативно регулирует деятельность региона), а также систему, управляемую  волеизъявлением населения. В этой связи можно говорить о взаимно  регулируемых категориях. Регион опосредованно  принимает участие в управлении государством в целом и способен в некоторой части воздействовать на политико-экономическую ситуацию, государство же, со своей стороны, нормативно определяет приоритеты этого  влияния или, иначе, стратегию государственного развития. Оттого значительную роль приобретает  политическая позиция региона при  решении вопросов государственного масштаба, уровень его притязаний на суверенность выбора направлений  своего развития. Поэтому в число  аспектов анализа включены как существующие тенденции развития окружения, так  и предпочтительные для реализации стратегического плана развития региона.

Этап 5. Определение критериев оценки и ограничений.

Если показатель — это количественная модель состояния, то критерий — не обязательно количественная категория. Например, это правило выбора, согласно которому решение должно обеспечивать требуемую эффективность операции. Иными словами, критерий — это  оценочная модель сопоставления  альтернатив, позволяющая осуществить  выбор.

В основу системы критериев может  быть положена система показателей  развития региона. При сравнении  альтернатив эксперты выносят суждения, исходя из которых принимается окончательное решение.

Этап 6. Формирование коллекции эталонных альтернатив.

Определение важнейших направление  развития региона, их обоснование  и  определение ресурсов необходимых  для их выполнения.

Этап 7. Разработка оригинальных альтернатив

На этом этапе рассматривается  множество стратегий, которые в  уникальных условиях региона дадут  большие результаты, чем в других регионах. Так же сюда можно отнести  разработку амбициозных планов.

По последующим этапам разработки стратегии, думаю, что более детальные  разъяснения не требуются, так как все достаточно хорошо представлено в таблице 1.

Информация о работе Анализ основных направлений стратегии развития Ивановской области