Анализ основных направлений стратегии развития Ивановской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является переосмысление уже существующей стратегии развития Ивановской области, изыскание приоритетных предложений в различных сферах жизни региона.
Задачами данной работы являются:
1. Изучение теоретико-методологического аспекта разработки стратегии на уровне региона
2. Изучение и анализ стратегии развития Ивановской области до 2020 года
3. Выявление и анализ проблем региона на основе статистических данных
4. Анализ значимых мероприятий стратегии Ивановской области

Содержание

Введение 2
1. Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития региона 4
1.1 Сущность, содержание, специфика стратегии развития региона 4
1.2 Основные этапы разработки региональной стратегии развития 8
1.3 Методика разработки стратегического плана развития на региональном уровне 10
2. Стратегия развития Ивановской области. Анализ основных направлений и мероприятий. 17
2.1. Анализ основных проблем развития Ивановской области 17
2.2. Стратегические альтернативы развития Ивановской области 28
2.3. Анализ важнейших стратегических решений Правительства Ивановской области 32
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение 51

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 166.13 Кб (Скачать)

 

2. Стратегия  развития Ивановской области.  Анализ основных направлений  и мероприятий.

2.1. Анализ основных проблем развития Ивановской области

 

Определение стратегии развития региона  начинается с выявления и анализа  существующих проблем и потенциальных  угроз. Этот этап является важнейшим в разработке стратегии, так как от правильной постановки проблемы зависит дальнейшее будущее региона.

Результатом углубленного анализа социально-экономической ситуации в регионе является выявление и описание основных проблем региона по ключевым направлениям развития Ивановской области.

Выделяются следующие основные проблемы социально-экономического положения  Ивановской области. 
          1. Межрегиональная дифференциация.

Изучая  отдельный регион как  экономическую категорию важно  рассматривать его как часть  страны. В данном вопросе хотелось бы определить место Ивановской области  в России по отношению к другим регионам, прежде всего к «регионам-соседям». Проведем анализ по наиболее существенным социально-экономическим показателям: валовый региональный продукт, валовый региональный продукт на душу населения, а так же уровень среднедушевых доходов.

Таблица 2

Валовый региональный продукт в ЦФО в 2009 г.

 

ВРП, млн. руб.

Вклад региона в ВРП в ЦФО, %

ВРП на душу населения, руб.

Белгородская область

304 343,00

7,10

199 229,10

Брянская область

126 199,30

2,94

97 382,20

Владимирская область

188 466,30

4,40

131 342,50

Воронежская область

302 510,10

7,06

133 509,70

Ивановская область

86 572,80

2,02

80 923,80

Калужская область

156 646,20

3,65

156 300,90

Костромская область

78 700,70

1,84

114 005,60

Курская область

161 473,30

3,77

140 166,10

Липецкая область

226 464,00

5,28

195 126,70

Московская область

1 530 623,00

35,70

227 343,20

Орловская область

89 733,50

2,09

110 141,70

Рязанская область

152 805,80

3,56

132 346,40

Смоленская область

125 237,30

2,92

129 102,30

Тамбовская область

133 587,00

3,12

122 258,70

Тверская область

197 892,00

4,62

144 993,30

Тульская область

213 621,70

4,98

138 108,70

Ярославская область

212 801,70

4,96

162 643,20


 

Показатель ВРП в Ивановской области значительно отстает от соседних регионов ЦФО, особенно - от Московской области и Москвы. По данному показателю наша область занимает предпоследнее место. Отметим так же, что ВРП на душу населения самый низкий в ЦФО, причем отставание от соседних регионов достаточно велико. «Мизерный» вклад в ВВП страны порождает незаинтересованность федеральных властей в развитии Ивановской области, снижается инвестиционная привлекательность, а так же возникает множество других негативных моментов.

Таблица 3

Среднедушевые денежные доходы в ЦФО в месяц в 2010 году

 

Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб.

Отклонение от среднедушевого денежного  дохода в месяц в ЦФО без  учета г. Москва,руб.

Место занимаемое в ЦФО

абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

г. Москва

43 876

   

1

Московская область

22 324

7 805,53

53,76

2

Белгородская область

16 839

2 320,53

15,98

3

Липецкая область

15 804

1 285,53

8,85

4

Тульская область

15 358

839,53

5,78

5

Калужская область

15 342

823,53

5,67

6

Смоленская область

14 770

251,53

1,73

7

Курская область

14 694

175,53

1,21

8

Ярославская область

14 548

29,53

0,20

9

Тверская область

13 925

-593,47

-4,09

10

Рязанская область

13 663

-855,47

-5,89

11

Тамбовская область

13 592

-926,47

-6,38

12

Воронежская область

13 580

-938,47

-6,46

13

Брянская область

13 298

-1 220,47

-8,41

14

Орловская область

13 017

-1 501,47

-10,34

15

Костромская область

12 656

-1 862,47

-12,83

16

Владимирская область

12 424

-2 094,47

-14,43

17

Ивановская область

10 980

-3 538,47

-24,37

18


 

Среднедушевые денежные доходы один из главных социальных показателей. В среднем данный показатель по ЦФО  с учетом г. Москва составляет 24 525 рублей – в основном данное число получилось из-за влияния Москвы, исключив г. Москву мы получим показатель равный 14 518,47 рублей. В таблице 3 хорошо видно, что по данному показателю Ивановская область занимает самое последнее место, причем отклонение от среднего показателя составляет более 3,5 тысяч рублей или на 25% – достаточно весомое отклонение.

Проблема межрегиональной дифференциации достаточно актуальна. Стоит отметить, что она имеет ряд негативных последствий для экономики региона. Учитывая тот факт, что наш регион отстает в своем развитии от соседних регионов, Ивановской области тяжело сотрудничать по социально-экономическим  вопросам на межрегиональном уровне. Наиболее очевидным остается тот  факт, что Ивановская область не состоятельна в конкурентной борьбе за инвестиции.     

2. Демографическое развитие.

Как и все население России, население  Ивановской области за постсоветский  период значительно сократилось - более  чем на 17%. В период 1999-2010 годов Ивановская область теряла примерно по 1% населения в год, что значительно опережало темп сокращения населения в ЦФО и России в целом. В последние годы темп сокращения на краткосрочный период замедлился. 
          Ивановская область относится к высокоурбанизированным регионам России, сеть городских населенных пунктов достаточно разветвленная. В целом структура городского населения Ивановской области оптимальна, доля населения, проживающая в городах численностью 50-250 тыс. человек, велика. Города распределены по территории области неравномерно, зона обслуживания крупных городов (с числом жителей более 50 тыс. человек) не покрывает значительную часть территории региона, особенно на востоке и западе. Значительная часть городского населения проживает в поселках и городах с численностью населения менее 12 тыс. человек - более 13% от всего городского населения. Столь значительный перечень населенных пунктов может привести к дальнейшему сокращению численности городского населения по причине перевода части из них в статус сельского населения. Кроме того, часть из них не может играть роль опорного пункта в системе расселения ввиду низкого уровня жизни и развития инфраструктуры. Монопрофильная структура экономики способствует миграции населения в другие районы и города Ивановской области или за ее пределы на постоянной или на маятниковой основе. 
          Плотность сельского населения составляет небольшую величину - около 9,5 чел. кв. км, однако дифференциация по данному показателю между районами значительна. Районы с малой плотностью населения характеризуются, как правило, и высокой долей лиц пенсионного возраста. Поэтому в будущем численность и плотность населения в них будет продолжать сокращаться более высокими темпами, чем в целом по региону. 
         

Таблица 4

Коэффициенты естественного прироста населения в ЦФО в 1990-2010гг. (на 1000 человек населения), %0

 

1990

1995

2000

2005

2010

Российская Федерация

2,2

-5,7

-6,6

-5,9

-1,7

Белгородская область

0

-5,4

-7,5

-7,1

-3,5

Брянская область

0,1

-6,7

-10,4

-10,8

-6,3

Владимирская область

-0,4

-8,9

-11,5

-11,1

-7,3

Воронежская область

-2,4

-8,4

-10,3

-10,4

-6,8

Ивановская область

-2,4

-11,2

-13,6

-13,3

-8

Калужская область

-0,5

-8,6

-10,7

-10,3

-5,5

Костромская область

-0,8

-9,2

-10,8

-11,3

-5,6

Курская область

-2

-8,3

-10,4

-11,1

-6,4

Липецкая область

-0,7

-7,8

-8,7

-8,6

-5,8

Московская область

-2

-10,3

-9,8

-8,5

-4,5

Орловская область

-0,7

-7,4

-9,8

-10

-6,4

Рязанская область

-2,4

-10,2

-12,3

-11,9

-7,9

Смоленская область

-1,4

-9,1

-13

-13

-8

Тамбовская область

-3,2

-9

-11

-10,9

-8

Тверская область

-3,4

-12,3

-14,1

-13,8

-9,1

Тульская область

-4,3

-12,1

-14,2

-14,2

-9,8

Ярославская область

-1,9

-9,8

-10,7

-10,7

-5,9

г. Москва

-2,2

-8,5

-5,8

-3,4

-0,2


 

 

 Естественная убыль  населения происходит на всей территории Ивановской области. Уровень естественной убыли в Ивановской области значительно  превышает среднее значение по России. Несмотря на увеличение числа родившихся, суммарный коэффициент рождаемости остается на низком уровне. [17;20] 
          Негативной чертой возрастной структуры населения Ивановской области является низкая доля населения моложе трудоспособного возраста. Доля населения старше трудоспособного возраста в Ивановской области выше средних значений по ЦФО и, особенно, России. 
                    

3. Доходы населения. 

В последние годы средняя заработная плата росла более высокими темпами, чем в целом по России. По этому  показателю регион занимает одно из последних  мест в ЦФО. Уровень оплаты труда  в Ивановской области на 40% меньше, чем в целом по России. Размер средней заработной платы очень дифференцирован по территории региона.          

Величина прожиточного минимума в  Ивановской области ниже среднеокружного  и среднероссийского значений. Среднемесячная заработная плата выше величины прожиточного минимума в Ивановской области примерно в 2,4 раза против 3,7 раза в Российской Федерации. Такое соотношение определяет высокую долю населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.         

 

Рис. 1. Реальный среднедушевой месячный доход в Ивановской области в 2000-2010гг., приведенный к 2000 г. [17;20]

Реальные располагаемые денежные доходы населения в последние  годы демонстрировали существенный рост за счет "низкого старта", который связан с активной инвестиционной и социальной политикой в Ивановской области, а также с процессами легализации доходов граждан. 
          В последние годы растет доля и численность населения, имеющего доходы на душу населения свыше 5 тыс.рублей в месяц, и сокращается удельный вес населения с доходами менее 2 тыс.рублей в месяц. Доля населения, имеющего среднемесячные доходы менее 2 тыс.рублей, в 2 раза выше, чем в целом по России. Выйти на среднероссийский уровень распределения ежемесячных доходов Ивановской области в краткосрочной перспективе не удастся.        

 

 

     4. Инвестиционное развитие.

Ивановская область характеризуется  низким уровнем инвестиционной привлекательности. Низкий уровень инвестиционного  потенциала характерен как для финансовой, производственной, инновационной сфер, так и для потребительской  сферы.

 

Таблица 5

Инвестиции в основной капитал  по видам экономической деятельности в 2010 году миллионов рублей [17;932]

Информация о работе Анализ основных направлений стратегии развития Ивановской области