Анализ монополизации в экономике Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:55, реферат

Описание работы

Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена государством, местными органами власти[6,с.100].
Целью данной работы является анализ монополизации в экономике Беларуси.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 64.48 Кб (Скачать)

В республике отсутствует  рыночная конкуренция в сфере  материального производства, но появились  ее гипертрофированные разновидности  в сферах товарного и денежного  обращения, услуг, среди предприятий  общественного питания, между государственным  и негосударственным секторами  экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями. 

Опыт стран с  переходной экономикой показывает необходимость  демонополизации экономики, изменения  характера управления предприятиями  и формирования конкурентных отношении  путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской  политики, наличия рынка земли  и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем[6,с.104-107]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Монополистическая  конкуренция и поведение фирмы 

Рассмотренные ранее  чистая конкуренция и чистая монополия  являются скорее исключением из правила, чем нормой жизни фирм и корпораций. Большинство из них находятся  где-то "посерединке", имея черты  и чистой конкуренции, и чистой монополии. Таковой является монополистическая  конкуренция, имеющая в основном черты чистой конкуренции, к которым  примешивается небольшая доза монопольной  власти. 

Конкуренция в условиях монополистической конкуренции  проявляется в том, что на рынке  выступает не один, а несколько  десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая  конкуренция, таким образом, отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов  рынка: здесь действует не один, но и не масса продавцов, число производителей продукции умеренное. В силу этого  каждая отдельно взятая фирма монополизирует не весь, а часть рынка и имеет  поэтому ограниченный контроль над  рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка  не позволяет им достичь сговора  по согласованным действиям в  области объема производимой продукции  и политики цен. Следует также  иметь в виду, что большое число  фирм делает их действия независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов  в этих условиях можно не учитывать, ибо их много и влияние каждой отдельно взятой фирмы не может быть значительным. 

Независимость каждого  субъекта монополистической конкуренции  определяется также дифференциацией  продукта. Производители в условиях монополистической конкуренции  изготовляют не аналоги, а разновидности  продукта за счет различий качества изготовления, объема оказываемых при продаже  товаров услуг, размещения рыночной точки относительно маршрута движения покупателей, стимулирования сбыта  с помощью рекламы и т.д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как  средство убеждения потребителей в  том, что их продукция лучше, чем  продукция конкурентов. Наличие  патентов на эти знаки и фирменные  клейма оберегает товары от копирования  и подделок. 

По масштабам рынок  монополистической конкуренции  достаточно велик, ибо вхождение  в данную отрасль является достаточно простым. Эффект масштаба производства, а значит, и размер первоначального  капитала для проникновения в  отрасль невелики, что привлекает производителей[3,с.151-152]. 

Своеобразным парадоксом экономического противостояния выступает  возможность перерождения конкуренции  в свою противоположность — монополию. Успех в конкурентном противостоянии, экономические прибыли, технические  новшества и растущие масштабы выпуска  при снижающихся издержках —  вот главные слагаемые монопольного захвата ведущих позиций в  отрасли и на рынках сбыта. Внешним  проявлением неконкурентной ситуации выступают первоначально расширение масштабов, а затем контроль объема предложения с помощью рыночных цен, принудительно устанавливаемых  в интересах монополиста[2,с.58]. 

Когда речь заходит  о поведении фирм на рынке, имеются  в виду их действия относительно уровня цен на товары и объема производства. При этом фирмой учитываются, прежде всего, такие факторы, как наличие  конкурентов и степень дифференциации продукта на рынке. При малом числе  конкурентов и низкой степени  дифференциации продукта фирма рискнет  установить на свою продукцию более  высокую цену. Если конкурентов много, фирма будет сопоставлять свою цену с ценой конкурирующих фирм, учитывая при этом степень дифференциации продукта, т.е. наличие вариантности его изготовления и типов продажи. 

В краткосрочном  периоде фирма исходит из максимизации своих прибылей или минимизации  убытков. В основу закладываются  предельные издержки и предельный доход  фирмы. 

В долговременном периоде  фирмы, действующие в условиях монополистической  конкуренции, стремятся к получению  нормальной прибыли или, точнее, к  безубыточному функционированию. 

Механизм действия  рынка таков.  В  краткосрочном  периоде прибыли фирмы, ориентированные  на предельные издержки, побудят другие фирмы вступать в отрасль, что  обострит конкуренцию и приведет к разорению ряда фирм. Убытки вызовут  массовый выход фирм из отрасли, и  это продолжится до тех пор, пока нормальные прибыли  не будут восстановлены. Экономическая ситуация, при которой  цена просто покрывает издержки на единицу продукции при объеме производства, для которого МК = =МС, в долговременном периоде достигается  положение равновесия. 

Характеристику издержек производства следует давать во взаимосвязи  с эффективностью, а она требует  тройного равенства — цены, предельных издержек и средних издержек. При  условии равенства цены и предельных издержек эффективно используются ресурсы, а высокая производственная эффективность, эффективность технологии, достигаются  при равенстве цены и минимальных  средних валовых издержек. Таким  образом, монополистическая конкуренция  не обеспечивает ни эффективное использование  ресурсов, ни производственную эффективность. Монополии, как правило, недоиспользуют ресурсы и производят несколько  меньший, чем наиболее эффективный, объем продукции. В силу этого  на единицу продукции такие фирмы  несут более высокие издержки, чем возможный достижимый минимум. Поэтому естественным является то, что монопольные цены устанавливаются  на несколько более высоком уровне, чем при чистой конкуренции (иначе  не будет достигаться равенство  нормальных прибылей). 

Анализ данного  процесса подводит к логическому  выводу, что на рынке вместо существующего  числа фирм могло бы действовать  меньшее их количество, но при полной занятости ресурсов производить  такой же или больший объем  продукции, что это усиливает  монополистическую тенденцию в  экономике и сужает рамки конкуренции. Однако не следует столь строго относиться к монополистической конкуренции. Дело в том, что цена и объем  производства монополистических фирм не очень отличаются от цен и объема производства в условиях чистой конкуренции. Более того, фирмы и покупатель выигрывают за счет того, что на рынок  поставляется более широкая номенклатура изделий, а чем больше дифференциация продукта, тем выше степень удовлетворения разнообразных потребительских  вкусов. 

Анализ монополистической  конкуренции показывает, что фирмы, действующие в ней, могут оказаться  незаинтересованными в расширении объемов производства. Действительно, издержки производства у них выше и труднее обеспечивать получение  нормальной прибыли. Однако ситуацию можно изменить за счет неценовой конкуренции. Речь идет о том, что конкурентной силой обладает не только цена, но и сам продукт, имеющий самые разнообразные свойства. Задача состоит в том, чтобы открыть эти свойства и предложить покупателю. Кроме того, можно не только сделать упор на действительные свойства товара, но и с помощью рекламы создать воображаемые, которые привлекут покупателя. Такие моменты фирмы весьма активно используют, усиливая конкурентоспособность своих товаров. Конечно, это увеличивает издержки, но фирмы идут на такое увеличение при условии, что увеличивающийся впоследствии спрос на продукцию превысит расходы на рекламу и другие мероприятия, связанные с повышением престижности товара. Таким образом, фирмы в условиях монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать три важнейших фактор: цену, продукт и рекламно-пропагандистскую деятельность. Разные комбинации этих переменных могут обеспечивать равновеликую прибыль. Поэтому фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товаров с целью максимизации прибыли[3,с.152-153]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Монополистические  тенденции и монополии в рыночной  экономике 

Современный хозяйственный  механизм представляет собой объединение  стихийного рыночного регулирования  с сознательным управлением со стороны  монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция. Различают два типа конкуренции: совершенную и несовершенную. В  современных условиях преобладает  несовершенная конкуренция. Можно  выделить следующие ее особенности. 

1.Несовершенная конкуренция  возникает в условиях соревнования  монополистических образований,  соревнующихся как между собой,  так и с предпринимателями  среднего и малого бизнеса.  В ней задают тон продавцы  и покупатели, которые имеют определенную  монопольную власть над продуктом  и возможность манипулировать  ценами. 

2.В условиях несовершенной  (монополистической) конкуренции  расширяется диапазон целей конкурирующих  фирм. Конкурентная борьба ведется  за монополизацию рынков сбыта,  источников сырья, результатов  научно-технического прогресса,  кредитных ресурсов, квалифицированной  рабочей силы и т.д. 

3.Конкуренция все  больше перемещается из сферы  обращения, где происходит реализация  товаров, в сферу непосредственного  производства, с отраслевого на  межотраслевой, общехозяйственный  уровень. Несовершенная конкуренция  основывается прежде всего на  нововведениях в средства производства  и технологию, которые снижают  затраты на единицу товара. Инновации  в руках монополистов становятся  методом конкурентной борьбы. 

4.Значительно расширяется  арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются  и другие способы. Различают  три основные формы конкурентной  борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая  (нечестная). Ценовая конкуренция-  это соревнование производителей  путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и  услуги без существенного изменения  их ассортимента или качества. Производители маневрируют, манипулируют  ценами, устанавливают теневые цены, тайно уменьшают их на разных  рынках. Неценовая конкуренция-это  завоевание конкурентного преимущества  за счет лучшего использования  достижений НТП. Применяется продажа  товаров более высокого качества, предложение новых товаров для  удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг,  увеличение сроков гарантийного  обслуживания, лучшие условия выделения  потребительского  кредита, проведение  рекламных кампаний и т.д. И,  наконец, I, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д. 

Создание крупных  корпоративных структур и их транснационализация  тесно связана с монополизацией хозяйственной жизни, конкуренцией на товарных рынках. Исторически крупные  корпоративные структуры рассматривались  именно как монополии, и в них  до недавнего времени видели больше негативного, ограничивающего свободную  конкуренцию, чем позитивного, способствующего  союзу государства и предпринимателей, а также привлечению инвестиций. 

Существуют два  подхода к понятию "монополия". Первый подход, относящийся к началу XX в. и получивший развитие в политэкономии  империализма, рассматривает монополию  как тип фирмы. Согласно этой точке  зрения, монополия представляет собой  крупное объединение, занимающее ведущее  положение в определенной отрасли  хозяйства (или нескольких отраслях) в какой-либо стране пли в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется  с крупными и известными всему  миру компаниями, хотя они могут  держать незначительную часть рынка. 

Другая трактовка  понятия "монополия", более распространенная в современных экономических  исследованиях, исходит из экономического поведения фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного  вида. В этом случае монополистом может  оказаться сравнительно небольшое  по размерам предприятие и напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке  невелика[1,с.137-139]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.особенности осуществляемой  приватизации и ее влияние  на монополизацию экономики 

Анализируя влияние  проводимых реформ на повышение эффективности  экономики и на активизацию процессов  накопления капитала нельзя не заметить их низкую отдачу. Одна из главных причин - высокий уровень концентрации собственности, ее монополизации. Применяемые в  настоящее время формы и методы приватизации способствуют преимущественному  акционированию собственности институциональными инвесторами. В результате на фоне по сути незначительного разгосударствления экономики не происходит истинной демонополизации  в институциональной сфере. 

Сущность и формы  владения национальным капиталом общества, а также его присвоения и распределения  остаются монопольными. На смену господствовавшей в производственных отношениях государственной  монополии приходят новые институциональные  монополии в виде лоббистских  группировок ВПК, ТЭК, АПК, финансово-промышленных групп, а также узких социальных групп: директорского корпуса, руководителей  местных региональных органов власти, мафиозных кланов, имеющих проводников  своих интересов среди государственных  чиновников во властных и силовых  структурах (т. е. чиновничье-мафиозных  кланов). Формирование таких монополий  усиливает противоречия в системе  производственных отношений общества. 

Информация о работе Анализ монополизации в экономике Беларуси