Анализ монополизации в экономике Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:55, реферат

Описание работы

Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена государством, местными органами власти[6,с.100].
Целью данной работы является анализ монополизации в экономике Беларуси.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 64.48 Кб (Скачать)

Процесс становления  новых организационно-хозяйственных  структур в промышленности, да и  в экономике в целом, практически  носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными  группами, корпорациями и т.п. нередко  именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике. 

Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой  централизации управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала. 

В рыночной экономике  акционерные общества появились  вследствие обострения конкуренции  как более высокая степень  в развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались  при отсутствии капитала, как правило, путем преобразования предприятий  в акционерные общества. Настоящие  же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут  свободно продаваться на рынке[6,с.100-104]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Монополизм и  конкуренция 

В Беларуси сложилась  уникальная сверхмонополизированная  экономика, для управления которой  использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких  условиях проявлялся как организационный  и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование  в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной  основой. 

В промышленности республики сложился высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в  объединениях-монополистах: 15% крупнейших белорусских предприятий до распада  СССР выпускали около 60% всей продукции. Политика гигантомании привела к  тому, что средний размер предприятий  по численности занятых неуклонно  повышался. Так, к началу 90-х годов  он в 10 раз превышал западноевропейский: 

Таблица 1: Размер предприятий  Республики Беларусь по численности  занятых

Показатель 

1970г. 

1980г. 

1985г. 

1989г. 

1990г. 

1997г. 

Средняя численность  работающих на одном предприятии(чел.)  
 

560  
 

980  
 

998  
 

1010  
 

890  
 

430 
 
 
 

Если в 1970 г. средний  размер промышленного предприятия  в Беларуси был существенно ниже среднесоюзного уровня (560 чел. - в БССР, 640 - в СССР), то к 1989 г. картина стала  обратной: БССР — 1010 чел., СССР — 793 чел. В странах Западной Европы, Японии, Южной Корее на 1 предприятие в 1989г. приходилось не более 80—90 чел. 

По нормативным  документам антимонопольных органов  в экономике республики выделяются следующие «рыночные» модели: деконцентрированные  отрасли (розничная торговля) и рынки (строительных материалов, товаров  легкой промышленности, банковских,  страховых, строительных услуг); олигополии представленные несколькими крупными предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, цемента, часов  и др.); локальные монополии в  масштабах региональных товарных рынков (например, монополизм предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий  торговли и бытового обслуживания в  отдаленных населенных пунктах, естественных локальных монополий в системе  водо -,  газо-, тепло-, электроснабжения и др.). При этом в народном хозяйстве  Беларуси отмечается наличие трех видов  монополий - естественных, государственных  и искусственных, а также их разновидностей - административных (в форме концернов, министерств, ассоциаций) и технологических (в форме чистой монополии пли  олигополии). 

Вместе с тем  известно, что все существующие в  республике монополии являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять искусственные - включающие административные, или организационные, монополии (в  форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные - включающие производственные, или технологические (в форме  чистой монополии и олигополии). 

В белорусской экономике  господствует монополия государственной  собственности по содержанию, по форме  же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного  числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что  обусловливает невозможность возникновения  конкурентной среды без изменения  основ и форм экономических отношений. 

В зависимости от критериев монополизм можно классифицировать следующим образом: по происхождению - искусственный и естественный; по степени влияния — всеобщий, абсолютный и так называемая олигополия; по сфере влияния - отраслевой и межотраслевом; по территориальному признаку — тотальный  и локальный: по функциональной роли — ведомственный, должностной и  производственный. 

В советской практике были распространены и в настоящее  время проявляются производные  формы монополизма: так называемый функциональный монополизм отдельных  должностных лип (монополизация  ими должностных функций, связанных  с исполнением возложенных обязанностей); групповой монополизм отдельных  групп людей, ведомств. Общей чертой различных видов монополизма  является гарантированность существования  субъекта независимо от реальных результатов  его деятельности. 

Децентрализация государственной  системы распределения и отказ  от прямого контроля над ценами стимулировали  возникновение региональных и даже районных монополий в сфере торговли и сбыта. Бывшие государственные  сбытовые конторы и торговые отделы трансформировались в акционерные  объединения и при отсутствии конкуренции диктуют потребителям монопольно высокие цены. В результате возведения региональных барьеров произошла  монополизация региональных рынков, возник массовый сговор продавцов на потребительском рынке. На смену  ведомственно-отраслевому пришел республиканско - региональный монополизм. 

Высокий уровень  монополизации: экономики характерен для тех ее секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал  которых сосредоточен на небольшом  количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу  производимой продукции (работ, услуг). (Состояние монополизации белорусской  промышленности отражено в табл.2.) 
 

Таблица 2: Доля продукции  предприятий-монополистов по отраслям промышленности Республики Беларусь в 1997 г. 
 

Отрасль промышленности  

Число предприятий-монополистов 

Удельный вес предприятий-монополистов  
 
 
 
 

в общем числе  предприятий (%) 

в общем объеме производства {%)  

Вся промышленность  

343 

14.3 

52.2  

в том числе   
 
 
 

топливная  

2,5 

28.5  

Черная металлургия   

21.1 

87.1  

цветная металлургия   

50.0 

65.8  

химическая и нефтехимическая   

33 

41.8 

94.9  

машиностроение и  металлообработка  

136 

21.4 

68.7  

лесная, деревообрабатывающая и   
 
 
 

Целлюлозно-бумажная  

35 

11.5 

35.6  

строительных материалов  

21 

13.4 

5 6.  

стекольная и фарфоро-фаянсовая   

60.0 

88.7  

Легкая  

56 

12.1 

67.3  

пищевая  

29 

59.8 

24."  
 
 

В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа  льняная товарная), Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский  «Беларуськалий» (калийные удобрения), Минский тракторный завод (пропашные  тракторы). Минский «Атлант» (холодильники и морозильники). 

Особенность монополизма  в ряде отраслей состоит в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции  в них сохранена организационная  монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов  функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой  продукции и ограниченного ее предложения на рынке. 

Белорусским монополиям свойственны негибкость, экономическая  эффективность, однообразие принципов  и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом  отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые  даже на грани  банкротства. Наличие устаревшего  оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, незагруженность  производственных мощностей (например, в легкой промышленности - от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного  производства 60%), отсутствие оборотных  средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов  она не достигала и 1%) - таковы некоторые  характеристики отечественных монополистов. 

Правительственные документы по ценовой политике и  экспортно-импортным отношениям поставили  ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой  функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности и непредсказуемости перспектив существования. 

Так, единственный в  республике производитель сухого детского питания Волковысское ОАО «Беллакт»  разоряется вследствие сдерживания  цен на свою продукцию. Ценовая политика государства обусловила отсутствие оборотных средств. Долги предприятия  в начале 1999 г. составили 172 млрд.  белорусских рублей и 420 тыс. долл. Имея в ассортименте около 20 наименований продукции, в настоящее время  оно производит только два. В условиях высокой инфляции у предприятия  есть только два пути выживания —  рост цен или сокращение предложения (объемов производства). 

Принудительное разукрупнение  рыночных монополий в разных странах  является средством усиления конкуренции, а в трансформируемой экономике  Республики Беларусь сопровождается усилением  монополизма, появлением новых монополистов - производителей промежуточной продукции, заготовительных и других. Ликвидация СССР привела к появлению монополизма  и поставщиков ресурсов для Беларуси, причины искусственного создания  которого - командно-административное прикрепление к поставщикам предприятий-потребителей, лимитирование объемов поставок, запрет на реализацию сырья и материалов за пределы определенной территории и т.п. 

Разрушение госснабовской  системы привело к потере сводной  информации о производителях. Организации  бывшего Госснаба превратились в  коммерческие структуры, монополизировавшие складское и транспортное хозяйство, информационные базы данных, стали  диктовать свои кабальные условия  при заключении хозяйственных договоров. Так, Минский автомобильный завод  и Жлобинский металлургический, имевшие  налаженные хозяйственные связи, приобретают  сегодня продукцию друг друга  через посредническую коммерческую фирму, что сказывается на росте  цен. 

Условия переходного  периода, некоторые негативные результаты проведенных реформ, создаваемые  финансово-промышленные группы (ФПГ), региональные консорциумы, ассоциации не могут не отражаться на монополизме. Происходит его трансформация в скрытые  формы. Складываются государственно-чиновничья, директорско-административная, мафиозно-клановая монополии. Нигде в мире не существует таких структур. 

В Беларуси усиливается  отраслевой монополизм вследствие образования  межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий  ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время  возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также  информационный монополизм. 

Информация о работе Анализ монополизации в экономике Беларуси