Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:55, реферат
Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена государством, местными органами власти[6,с.100].
Целью данной работы является анализ монополизации в экономике Беларуси.
Процесс становления
новых организационно-
Их отличают отсутствие
реальной свободы, принудительная «добровольность»
формирования, осуществление жесткой
централизации управления и финансовых
ресурсов, сравнительно небольшие (по
западным меркам) размеры и количество
структурных единиц, административная
и финансовая зависимость от центрального
звена, отсутствие необходимого научно-технического
и производственного
В рыночной экономике
акционерные общества появились
вследствие обострения конкуренции
как более высокая степень
в развитии индивидуального частного
капитала. В Беларуси они создавались
при отсутствии капитала, как правило,
путем преобразования предприятий
в акционерные общества. Настоящие
же акционерные общества существуют
лишь тогда, когда их акции могут
свободно продаваться на рынке[6,с.100-104].
2.Монополизм и
конкуренция
В Беларуси сложилась
уникальная сверхмонополизированная
экономика, для управления которой
использовались особые формы и методы.
Искусственный монополизм в таких
условиях проявлялся как организационный
и ведомственный, т.е. как исключительное
право государства на администрирование
в лице соответствующих функциональных
ведомств и отраслевых министерств.
Являясь одной из форм проявления
государственного монополизма, он одновременно
выступал его воспроизводственной
основой.
В промышленности республики
сложился высокий уровень концентрации
производства на предприятиях и в
объединениях-монополистах: 15% крупнейших
белорусских предприятий до распада
СССР выпускали около 60% всей продукции.
Политика гигантомании привела к
тому, что средний размер предприятий
по численности занятых неуклонно
повышался. Так, к началу 90-х годов
он в 10 раз превышал западноевропейский:
Таблица 1: Размер предприятий Республики Беларусь по численности занятых
Показатель
1970г.
1980г.
1985г.
1989г.
1990г.
1997г.
Средняя численность
работающих на одном предприятии(чел.)
560
980
998
1010
890
430
Если в 1970 г. средний
размер промышленного предприятия
в Беларуси был существенно ниже
среднесоюзного уровня (560 чел. - в БССР,
640 - в СССР), то к 1989 г. картина стала
обратной: БССР — 1010 чел., СССР — 793 чел.
В странах Западной Европы, Японии,
Южной Корее на 1 предприятие в
1989г. приходилось не более 80—90 чел.
По нормативным
документам антимонопольных органов
в экономике республики выделяются
следующие «рыночные» модели: деконцентрированные
отрасли (розничная торговля) и рынки
(строительных материалов, товаров
легкой промышленности, банковских,
страховых, строительных услуг); олигополии
представленные несколькими крупными
предприятиями, занимающими доминирующее
положение в производстве и реализации
(например, телевизоров, цемента, часов
и др.); локальные монополии в
масштабах региональных товарных рынков
(например, монополизм предприятий, перерабатывающих
сельскохозяйственную продукцию, предприятий
торговли и бытового обслуживания в
отдаленных населенных пунктах, естественных
локальных монополий в системе
водо -, газо-, тепло-, электроснабжения
и др.). При этом в народном хозяйстве
Беларуси отмечается наличие трех видов
монополий - естественных, государственных
и искусственных, а также их разновидностей
- административных (в форме концернов,
министерств, ассоциаций) и технологических
(в форме чистой монополии пли
олигополии).
Вместе с тем
известно, что все существующие в
республике монополии являются государственными.
Поэтому представляется целесообразным
выделять искусственные - включающие административные,
или организационные, монополии (в
форме министерств, концернов, ассоциаций)
и естественные - включающие производственные,
или технологические (в форме
чистой монополии и олигополии).
В белорусской экономике
господствует монополия государственной
собственности по содержанию, по форме
же она является чистой монополией
или олигополией (наличие ограниченного
числа производителей однотипной продукции,
взаимозаменяемой, но не идентичной), что
обусловливает невозможность
В зависимости от
критериев монополизм можно классифицировать
следующим образом: по происхождению
- искусственный и естественный;
по степени влияния — всеобщий,
абсолютный и так называемая олигополия;
по сфере влияния - отраслевой и межотраслевом;
по территориальному признаку — тотальный
и локальный: по функциональной роли
— ведомственный, должностной и
производственный.
В советской практике
были распространены и в настоящее
время проявляются производные
формы монополизма: так называемый
функциональный монополизм отдельных
должностных лип (монополизация
ими должностных функций, связанных
с исполнением возложенных
Децентрализация государственной
системы распределения и отказ
от прямого контроля над ценами стимулировали
возникновение региональных и даже
районных монополий в сфере торговли
и сбыта. Бывшие государственные
сбытовые конторы и торговые отделы
трансформировались в акционерные
объединения и при отсутствии
конкуренции диктуют
Высокий уровень
монополизации: экономики характерен
для тех ее секторов (более 20 отраслей
и подотраслей), производственный потенциал
которых сосредоточен на небольшом
количестве субъектов хозяйствования,
концентрирующих основную массу
производимой продукции (работ, услуг).
(Состояние монополизации
Таблица 2: Доля продукции
предприятий-монополистов по отраслям
промышленности Республики Беларусь в
1997 г.
Отрасль промышленности
Число предприятий-монополистов
Удельный вес предприятий-
в общем числе предприятий (%)
в общем объеме производства
{%)
Вся промышленность
343
14.3
52.2
в том числе
топливная
1
2,5
28.5
Черная металлургия
4
21.1
87.1
цветная металлургия
2
50.0
65.8
химическая и нефтехимическая
33
41.8
94.9
машиностроение и металлообработка
136
21.4
68.7
лесная, деревообрабатывающая
и
Целлюлозно-бумажная
35
11.5
35.6
строительных материалов
21
13.4
5 6.
стекольная и фарфоро-
9
60.0
88.7
Легкая
56
12.1
67.3
пищевая
29
59.8
24."
В промышленности республики
функционирует более 40 единственных
производителей определенного вида
товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа
льняная товарная), Гомельский химический
завод (фосфатные удобрения), Солигорский
«Беларуськалий» (калийные удобрения),
Минский тракторный завод (пропашные
тракторы). Минский «Атлант» (холодильники
и морозильники).
Особенность монополизма
в ряде отраслей состоит в том,
что наряду с чисто производственной
монополией на определенные виды продукции
в них сохранена
Белорусским монополиям
свойственны негибкость, экономическая
эффективность, однообразие принципов
и методов хозяйствования. Многие
из них являются отсталыми в техническом
отношении и убыточными - в экономическом,
находятся в крайне тяжелом финансовом
положении, а некоторые даже на грани
банкротства. Наличие устаревшего
оборудования, затоваривание продукцией
вследствие потери рынков сбыта, незагруженность
производственных мощностей (например,
в легкой промышленности - от 17-25 до
50%, при необходимых для
Правительственные
документы по ценовой политике и
экспортно-импортным отношениям поставили
ряд монополистов на грань банкротства.
В настоящее время их целевой
функцией является обеспечение способов
выживания в условиях неопределенности
и непредсказуемости перспектив
существования.
Так, единственный в
республике производитель сухого детского
питания Волковысское ОАО «Беллакт»
разоряется вследствие сдерживания
цен на свою продукцию. Ценовая политика
государства обусловила отсутствие
оборотных средств. Долги предприятия
в начале 1999 г. составили 172 млрд.
белорусских рублей и 420 тыс. долл. Имея
в ассортименте около 20 наименований
продукции, в настоящее время
оно производит только два. В условиях
высокой инфляции у предприятия
есть только два пути выживания —
рост цен или сокращение предложения
(объемов производства).
Принудительное разукрупнение
рыночных монополий в разных странах
является средством усиления конкуренции,
а в трансформируемой экономике
Республики Беларусь сопровождается усилением
монополизма, появлением новых монополистов
- производителей промежуточной продукции,
заготовительных и других. Ликвидация
СССР привела к появлению
Разрушение госснабовской
системы привело к потере сводной
информации о производителях. Организации
бывшего Госснаба превратились в
коммерческие структуры, монополизировавшие
складское и транспортное хозяйство,
информационные базы данных, стали
диктовать свои кабальные условия
при заключении хозяйственных договоров.
Так, Минский автомобильный завод
и Жлобинский металлургический, имевшие
налаженные хозяйственные связи, приобретают
сегодня продукцию друг друга
через посредническую коммерческую
фирму, что сказывается на росте
цен.
Условия переходного
периода, некоторые негативные результаты
проведенных реформ, создаваемые
финансово-промышленные группы (ФПГ), региональные
консорциумы, ассоциации не могут не
отражаться на монополизме. Происходит
его трансформация в скрытые
формы. Складываются государственно-чиновничья,
директорско-административная, мафиозно-клановая
монополии. Нигде в мире не существует
таких структур.
В Беларуси усиливается
отраслевой монополизм вследствие образования
межотраслевых монопольных
Информация о работе Анализ монополизации в экономике Беларуси