Анализ экономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия ОАО «Промсинтез».
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
Изучить теоретические аспекты финансового анализа деятельности предприятия как инструмента антикризисного управления;
Провести оценку финансового состояния предприятия ОАО «Промсинтез»;

Содержание

Введение 3
Глава I – Теоретические аспекты анализа. 4
1.1. Понятия, сущность и виды анализа. 4
1.2. Метод и методика экономического анализа. 7
1.3. Роль анализа в антикризисном управлении. 10
Глава II – Оценка финансового состояния предприятия. 12
2.1. Анализ деятельности организации. 12
2.2. Основные экономические показатели ОАО «Промсинтез» 14
2.3. Анализ финансового состояния ОАО «Промсинтез» 32
2.4. Показатели прибыли и рентабельности. 37
Глава III - Основные мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия……………………………………………………..…………………40
1.1. Положительные и отрицательные тенденции развития ОАО «Промсинтез»………………………………………………………………………40
1.2. Мероприятия по улучшению финансового состояния. 41
Заключение 45

Работа содержит 1 файл

Волкова 402д Анализ финсостояния предприятия.docx

— 192.43 Кб (Скачать)

Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов  деятельности предприятия представлены в форме 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

В свою очередь  прибыль – это положительный  финансовый результат деятельности организации. Отрицательный результат  называется убытком. Прибыль (убыток) –  это разница между всеми доходами организации и всеми ее расходами. Проведем анализ формы  2 «отчет о прибылях и убытках».

Таблица 33– Анализ прибыли.

Статья

Абсолютные значения, тыс. руб.

Отклонения, %

2008

2009

2010

2009

2010

Выручка

9222277

35333820

42275050

283

20

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

-7304141

-31629550

-40702899

333

29

Валовая прибыль

1918136

3704270

1572151

93

-58%

Коммерческие расходы

-14674

-24479

-34501

67

41

Прибыль (убыток) от продаж

1903462

3679791

1537650

93

-58

Проценты к получению

1852

25637

829010

1284

3134

Проценты к уплате

-177840

-591670

-293781

233

-50

Прочие доходы

630244

652838

306224

4

-53

Прочие расходы

-217663

-1151063

-1438332

429

25

Прибыль (убыток) до налогообложения

2140055

2615533

940771

22

-64

Отложенные налоговые активы

-20167

-2224

-59681

-89

2583

Отложенные налоговые обязательства

-13142

-10870

-7974

-17

-27

Текущий налог на прибыль

-247147

-874739

-589786

254

-33

Иные аналогичные платежи

-617897

145921

521624

-124

257

Чистая прибыль (убыток)

1241702

1873621

804954

51

-57


 

Анализируя  таблицу 33 можно сделать выводы, что за период с 2008 по 2009 года выручка организации выросла на 283%, а себестоимость резко увеличилась на 333%. Также стоит отметить, что к 2010 году значительно снизилась валовая и прибыль от продаж прибыли на 58%.

За анализируемый  период резко выросли проценты к  получению в 2009 году на 1284%, а в 2010 на 3124%. А также отложенные налоговые  активы в 2010 году резко увеличились  на 2583%.

Исследуя чистую прибыль организации, мы видим, что в 2009 она увеличилась на 51%, а в 2010 по сравнению с предыдущим годом снизилась на 57%.

Таблица 34 – Анализ динамики прибыли.

Наименование

Абсолютные значения, тыс. руб.

Отклонения, %

2008

2009

2010

2009

2010

Валовая прибыль

1918136

3704270

1572151

93%

-58%

Прибыль (убыток) от продаж

1903462

3679791

1537650

93%

-58%

Прибыль (убыток) до налогообложения

2140055

2615533

940771

22%

-64%

Чистая прибыль (убыток)

1241702

1873621

804954

51%

-57%


 

Рисунок 9 – Анализ динамики прибыли.

   

Таблица 34 и рисунок 9 демонстрируют динамику изменения прибыли за рассматриваемый период. Мы можем видеть, что в 2009 году наблюдается наибольший рост, валовая и прибыль от продаж выросли на 93%, чистая прибыль выросла на 51% по сравнению с предыдущим годом.

В 2010 году по сравнению с 2009 наблюдается спад, прибыль до налогообложения упала на 64%, валовая и прибыль от продаж снизились на 58%, а чистая прибыль упала на 57%.   

Основными факторами, влияющими на прибыль предприятия, являются прежде всего выручка от продаж продукции или доход от основной деятельности. На объём выручки влияют такие показатели, как количество реализованной продукции и цена продажи.

По данным отчета «Отчета о прибылях и убытках» проведём анализ влияния факторов на прибыль от продаж.

 

Таблица 35 – Сводная таблица факторов влияющих на прибыль от продаж.

Фактор

2009

2010

  1. Цена

7813,8

4717,2

  1. Количество проданной продукции

46080

2511,7

  1. Себестоимость

3639384,4

2874703,4

  1. Коммерческие расходы

31800,4

-5495,8

  1. Управленческие расходы

-3280,9

2755,5

Совокупное влияние

3 664 759

2 884 672


 

Анализируя  таблицу 35 можно сказать, что прибыль от продаж в 2009 году увеличилась на 3664759 тысяч рублей, а в 2010 увеличения составили 2884672 тысячи рублей.

По данным «Отчета о прибылях и убытках» можно проанализировать динамику рентабельности продаж.

 

Таблица 36 – Анализ факторов влияющих на рентабельность организации.

Фактор

2009

2010

  1. Выручка от продажи

-0,589

-0,150

  1. Себестоимость

0,688

0,215

  1. Коммерческие расходы

0,007

-0,003

  1. Управленческие расходы

0,011

-0,005

Совокупное влияние

0,118

0,057


 

Данные таблицы  36, говорят о том, что рентабельность продаж в 2009 году незначительно увеличилась на 0,118%, а в 2010 году увеличения составили всего 0,057%.

Кроме проанализированных коэффициентов рентабельности различают  следующие виды рентабельности:

Таблица 37 – Показатели, характеризующие рентабельность.

Показатель

2008

2009

2010

Отклонения, %

2009-2008

2010-2009

Рентабельность продаж (R1)

20,6%

3,6%

10,4%

-17

6,8

Чистая рентабельность (R2)

13,5%

1,9%

5,3%

-11,6

3,4

Экономическая рентабельность (R3)

53,2%

18,2%

42,8%

-35

24,6

Рентабельность собственного капитала (R4)

97,7%

22,7%

53,7%

-75

31

Валовая рентабельность (R5)

20,8%

3,7%

10,5%

-17,1

6,8

Затратоотдача (R6)

25,9%

3,7%

11,4%

-22,2

7,7


 

Анализ таблицы  37 показывает, что уровень рентабельности продаж (R1) в 2009 году уменьшился с 20,6% до 3,6%, но к 2010 году увеличился на 6,8% и составил 10,4%.

Показатель  чистой рентабельности так же показывает отрицательную динамику, в 2009 он снизился с 13,5% до 1,9%, а в 2010 уменьшился ещё на 3,4% и составил 5,3%.

Экономическая рентабельность (R3) в 2009 году значительно упала на 35%, а в 2010 увеличилась на 24,6% и составила 42,8%.

Рентабельность  собственного капитала показывает эффективность  использования собственного капитала. Данный показатель резко уменьшился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 75%, а в 2010 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 31% и составил к концу отчетного периода 53,7%.

Валовая рентабельность (R5) отражает величину валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции (работ, услуг). В рассматриваемой организации этот показатель снизился с 20,8% до 10,5%, что говорит о снижении валовой прибыли.

Показатель  затратоотдачи (R6) показывает, сколько прибыли от продаж приходиться на один рубль затрат. У этого показателя так же наблюдается отрицательная динамика, в 2009 году он снизился на 22,2%, но к 2010 увеличился на 7,7% и составил 11,4%.  

Глава III. Основные мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.

    1. Положительные и отрицательные тенденции развития ОАО «Промсинтез»

Несмотря  на потерю   большой части работ в результате чего выручка от продаж в 2010  году по сравнению с предыдущим снизилась на 96,6  млн.  руб., производительность труда персонала снизилась незначительно с 37,7 тыс. руб. в 2009 году до 37,2 тыс. руб. в 2010 году или на 0,5%. Численность компании из-за потери большего объема работ на ВТГРЭС и после проведения мероприятий по оптимизации снизилась с 1653  чел.  в 2009 году до 1459 чел. в 2010 году.

 На конец 2010 года коэффициент абсолютной ликвидности составил 0,29  и означает,  что на указанную дату на 29%  краткосрочных долговых обязательств могло быть покрыто за счет денежных средств.

Коэффициент срочной ликвидности увеличился по сравнению с 2009 годом (с 1,85  до 2,87).  Это наиболее жесткая оценка ликвидности предприятия,  а именно все краткосрочные обязательства может погасить эмитент,  если состояние станет критическим. Норматив – 0,8-1,0.

Значение  коэффициента текущей ликвидности  оптимально,  если находится в пределах от 1,5  до 3.  В 2010  году коэффициент текущей ликвидности – 3,71, т.е.  компания быстро и с достаточным запасом может погасить все свои обязательства.

Коэффициент финансовой независимости  характеризует  зависимость компании от внешних  займов.  Чем ниже значение коэффициента,  тем больше займов у компании,  тем выше риск неплатежеспособности,  потенциального возникновения денежного  дефицита.  Значение коэффициента составляет 0,85  при нормативном значении 0,50–0,80.  Руководство не прогнозирует появление риска финансовых затруднений  в будущем,  выраженных в невозможности  погашения своих обязательств.

Также финансовые расчеты показали увеличение коэффициента автономности (с 0,81 до 0,87) и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами с 0,06  до 0,74.  Такое изменения финансового состояния предприятия указывает на повышение финансовой независимости, снижение риска финансовых затруднений в будущем.

Таким образом,  анализ коэффициентов финансового  состояния предприятия говорит о том,  за период 2010  года ОАО «Промсинтез» являлось финансово устойчивым предприятием, динамика изменений положительна.

В 2010  году по сравнению с 2009  годом дебиторская  задолженность снизилась на 18 млн. руб., суммарные обязательства снизились на 55 млн. руб.

Диагностика риска банкротства свидетельствует  о благополучии компании и ее финансовой устойчивости.

    1. Мероприятия по улучшению финансового состояния.

 

Антикризисное управление предприятием представляет собой процесс, основным содержанием  которого является подготовка, принятие и реализация управленческих решений по предупреждению кризисов, их преодолению и минимизации их негативных последствий. Особенностью этого управления в сравнении с другими функциональными видами управления предприятием является то, что в силу кризисных условий принятие управленческих решений часто осуществляется в обстановке снижения управляемости предприятием, дефицита времени, высокой степени неопределенности, конфликтности интересов различных групп работников.

Процесс антикризисного  управления предприятием строится по следующим основным этапам.

  1. Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения симптомов кризиса. Такой мониторинг организуется в рамках общего мониторинга финансовой деятельности предприятия как самостоятельный его блок с целью выявления ранних признаков возможного финансового кризиса.
  2. Разработка системы профилактических мероприятий по предотвращению кризиса при диагностировании предкризисного финансового состояния предприятия. Антикризисное управление предприятием на этом этапе характеризуемое как «управление по слабым сигналам», носит преимущественно превентивную направленность.
  3. Идентификация параметров кризиса при диагностировании его наступления. Такая идентификация осуществляется на основе классификации кризисов предприятия по результатам мониторинга показателей — «индикаторов кризисного развития». При необходимости в процессе идентификации параметров кризиса могут быть использованы и другие признаки его классификации.
  4. Исследование факторов, обусловивших возникновение кризиса предприятия и генерирующих угрозу его дальнейшего углубления.
  5. Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия по преодолению кризиса. Такая оценка во многом определяет направленность антикризисных мероприятий и интенсивность использования стабилизационных механизмов.
  6. Выбор направлений механизмов финансовой стабилизации предприятия, адекватных масштабам его кризисного состояния. Выбор таких механизмов призван стабилизировать финансовое состояние предприятия путем соответствующих преобразований важнейших параметров его финансовой структуры — структуры капитала, структуры активов, структуры денежных потоков, структуры источников формирования финансовых ресурсов, структуры инвестиционного портфеля и т.п.

Информация о работе Анализ экономической деятельности предприятия