Анализ эффективности инвестиций в «человеческий капитал» на российском рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал на уровне Российской Федерации, а также разработка программы мероприятий для рационализации инвестирования в человеческий капитал.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические аспекты анализа эффективности инвестиций в человеческий капитал. 5
1.1 Сущность и виды инвестиций в человеческий капитал. 5
1.2 Основные методы и показатели оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал. 10
2 Инвестиции в человеческий капитал на российском и зарубежном рынках труда 20
2.1 Анализ инвестиционной политики на российском рынке труда. 20
2.2 Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал в государственном и частном секторах российской экономики в сравнение со странами зарубежья. 25
3 Направления повышения эффективности вложений в человеческий капитал на российском рынке труда 35
3.1 Государственная политика повышения эффективности инвестиционных расходов в человеческий капитал. 35
3.2 Пути совершенствование инвестиционной политики развития человеческого капитала. 42
Заключение 46
Список использовавшейся литературы: 49

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 132.44 Кб (Скачать)

Рост инвестиций в физический капитал  необходимо увеличивать за счет повышения  инвестиционной привлекательности  России и регионов и притока частного иностранного и внутреннего капитала в экономику.

Программа развития человеческого  капитала должна охватывать все сферы  и направления развития человеческого  капитала:

- улучшение демографической ситуации  через преобразование и увеличение  финансирования системы здравоохранения,  политики в области физкультуры  и спорта, миграционной политики, а так же создание условий  и формирование мотивации для  ведения здорового образа жизни;

- рост уровня и качества образования  населения от дошкольного до  послевузовского образования посредством  углубления интеграции науки  и образования, повышения статуса  и оплаты труда научного работника,  внедрения профессиональных стандартов, введения института общественной  аккредитации, развития систем непрерывного, дистанционного обучения, предоставления  образовательных кредитов, реформирования  системы образования;

- повышение качества жизни населения  через рост уровня оплаты труда,  оптимизации системы социального  и пенсионного обеспечения, повышения  качества предоставляемых услуг  населению, увеличения рынка доступного  и комфортного жилья, улучшения  санитарно-эпидемиологической и  экологической обстановки, повышение  уровня культуры и отдыха населения;  повышение производительности труда  с помощью роста инновационной  активности и внедрения передовых  технологий, совершенствования управления  персоналом, занятых преимущественно умственным трудом, мотивации к раскрытию творческих способностей, улучшения условий труда и техники безопасности.

В заключение необходимо сделать следующие  выводы. Процветание России во многом зависит от стратегических решений  в сфере управления человеческим капиталом, что обусловлено повышением значимости и усилением роли человека, характерными для инновационного типа экономики. Человеческий капитал - самый важный элемент современной экономической системы, а обеспечение эффективности его формирования залог успешного функционирования, а также социально-экономического, научно-технологического и ресурсно-экологического развития страны. В связи с этим, цель эффективного формирования человеческого капитала на сегодняшний день должна являться одной из важнейших стратегических целей государства.

3.2 Пути совершенствование  инвестиционной политики развития  человеского капитала.

В целом  для решения этой проблемы необходимо следующее.

  • Разработать концепцию и комплексную программу финансирования и стимулирования роста величины и качества российского человеческого капитала. Начало этой программы - решение государством задач перевода на современные принципы и базу воспитание и образование. Венец завершения программы – создание эффективной инновационной системы и инновационной экономики, создание эффективного государства.
  • Разработать общую идеологию государства.
  • Осуществить декриминализацию России (в условиях криминально-бюрократического государства решить проблему роста ЧК, в принципе, невозможно).
  • Кардинально увеличить прямые государственные и частные инвестиции в человеческий капитал.
  • Предоставление льгот и преференций юридическим и физическим лицам, осуществляющим инвестиции в ЧК.
  • Кардинальное увеличение государственных инвестиций в дошкольное и школьное образование.
  • Увеличение целевых образовательных детских пособий.
  • Компьютиризация образования, начиная с дошкольного образования.
  • Опережающее увеличение финансирования образования в области естественных наук.
  • Консолидация научных и образовательных сил в области естественных наук на приоритетных направлениях, в которых сохранились еще передовые позиции России.
  • Опережающее увеличение финансирования фундаментальных естественных наук, прежде всего академических институтов.
  • Целевое финансирование возврата ведущих российских ученых на родину.
  • Опережающее увеличение финансирования труда эффективных научных работников.
  • Ускоренное создание национальной инновационной системы.
  • Ускоренное создание национальной венчурной системы.
  • Создание эффективной государственной просветительской системы, направленной на пропаганду знаний,

роста  авторитета профессионалов высокой  квалификации, роста значимости образования  по естественным специальностям и экономике.

  • Создание и финансирование технополисов, в частности, на базе существующих академгородков и университетских городков.
  • Эффективная трансформация медицинского обслуживания населения.
  • Эффективная трансформация социальной сферы.

Наряду  с негативными тенденциями  в  отношении российского ЧК имеют место и естественные положительные тенденции в условиях относительной демократии и некоторых  элементов рыночной экономики.

  • Формирование слоя топ-менеджеров, получивших современное образование и опыт в развитых странах.
  • Появление значительного слоя молодых образованных людей с новым рыночным мировоззрением, способных к предпринимательству. Эти молодые люди прошли школу малого и среднего бизнеса и при условии выполнения государством своих обязанностей, включая подавление криминала, в принципе способны постепенно сформировать бизнес-элиту российского государства.
  • Ослабление влияния на население остатков советской идеологии.
  • Преодоление первого самого бандитского этапа формирования государства и постсоветский экономики.
  • Понимание ряда проблем, стоящих перед страной в высшем руководстве страны.
  • Сближение с западными странами, включая США.
  • Благоприятная мировая ценовая конъюнктура на природные ресурсы.
  • Благодаря этому, наличие огромных свободных средств у российского государства в мировых валютах и золоте (золотовалютные резервы, стабилизационный фонд, другие фонды и резервы)
  • рост тяги населения к образованию, включая высшее образование.
  • Переход системы образования в экономике, в гуманитарных дисциплинах на стандарты, близкие к общепринятым в развитых странах.
  • Предоставление в этой сфере  разнообразных образовательных продуктов и услуг, государственных и частных.
  • Быстрое развитие сферы платных медицинских услуг и приближение их качества к мировым уровням.
  • Постепенное улучшение качества законов.
  • Постепенный переход на прозрачную отчетность юридических лиц по мировым стандартам.
  • Постепенное изменение менталитета населения в лучшую стороны в части его рыночных составляющих.

Молодые россияне почти и не знают особенностей действительности советской эпохи  и выросли в основном «рыночниками», насколько это возможно в российских условиях.

 

Заключение

По сравнению  с инвестициями в иные различные  формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными  как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества. Они способствуют социальному и экономическому развитию страны, укреплению её позиции в  мировом сообществе.

Человеческий  капитал - капитал, представленный в  человеке потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных физических и интеллектуальных способностях, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе социализации, образования и практической деятельности человека, обладает способностью накапливаться  и умножаться.

Для индивидуума  основной мотивацией для получения  образования и профессиональных навыков является рост его доходов. Государство, инвестирующее в эти  отрасли социальной сферы, заинтересовано в повышении производительности труда. Нация, в конечном счете, получает реальную возможность накопить человеческий капитал и выйти на более высокие  показатели конкурентоспособности.

Существенное  влияние теории человеческого капитала усиливает взгляды о решающей роли человека в экономической динамике, повышении эффективности человеческой деятельности на всех уровнях.

В конце  ХХ века идеи о том, что люди и  их развитие является важнейшей целью  общественного прогресса, приобретают  все более широкую поддержку, как в научных экономических  исследованиях, так и в разработке национальных программ развития и проектов международного сотрудничества

Можно сказать, что все экономические школы  и даже те, которые возникли задолго  до развития теории человеческого капитала, сходятся на том, что вложения в человека дают отдачу, серьезно влияющую на развитие экономики. Самыми эффективными являются инвестиции в образование. Развитие личности является главным фактором экономического роста и увеличения национального богатства.

Зависимость развития человеческого капитала от инвестиций в него и от социальных процессов в стране может быть прямой и обратной. Главная зависимость будет довольно прозрачная - чем больше инвестиций вкладывается в социальную сферу, образование, здравоохранение, науку, чем лучше уровень жизни населения, тем больше перспектив для накопления человеческого капитала. Есть и обратная зависимость - чем меньше в стране безработица, людей, живущих ниже прожиточного минимума, тем интенсивней рост человеческого капитала. А чем больше выбывает из страны высококвалифицированных кадров, тем скорее происходит обесценивание человеческого капитала.

Парадокс  сегодняшней ситуации в стране заключается  в том, что наблюдается несоответствие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным  потенциалом России, высоким интеллектом  общества, уникальным геополитическим  положением) и реальным состоянием ее национальной экономики.

Рост  доли населения, получающего высшее образование, увеличение объемов инвестирования в здравоохранение и образование  снижение уровня безработицы - все эти  факторы благоприятно влияют на процесс  накопления человеческого капитала. Что касается увеличения разрыва  в доходах населения, роста уровня бедности, возрастания цен на медицинские  услуги, оттока активной и образованной молодежи в более благоприятные  регионы, малых вложений в сферы  образования и здравоохранения, то данные факторы провоцируют торможение развития человеческого потенциала края и препятствуют активному процессу накопления человеческого капитала.

Основная  работа государства по накоплению человеческого  капитала ведется в сферах образования  и здравоохранения. В социальной сфере разрабатываются программы  по поддержанию наименее защищенных слоев населения, ведется борьба с безработицей. Инвестиции в образование  и здравоохранение направлены, прежде всего, на модернизацию этих сфер, внедрению  в них современных технологий. С одной стороны, это способствует повышению и развитию человеческого  потенциала, с другой стороны, доступность  этих благ по-прежнему очень ограничена. Что касается вопросов миграции, то здесь наиболее активно решается проблема нелегального притока мигрантов  в Россию, а следовало бы больше внимания уделять ещё и "утечке умов".

Стоит отметить, что очень большая работа ведется  в сфере образования. Здесь проводятся мероприятия, касающиеся как бытовых  проблем (ремонт образовательных учреждений), так и модернизации всего учебного процесса. Идет активная финансовая поддержка как учащихся, так и работников науки. Это ведет не только к развитию интеллектуального потенциала края, но и к сдерживанию миграции высококвалифицированных специалистов в более благополучные регионы.

Ведется борьба с безработицей и осуществляются программы, направленные на поддержку наименее защищенных слоев населения: старики, инвалиды, малоимущие. В сферу здравоохранения также поступают значительные инвестиции. Тратятся они, как правило, на новую медицинскую технику, обучение и оплату труда медицинского персонала. Однако вся система здравоохранения требует значительной реконструкции, поскольку на сегодняшний день она не в полной мере справляется со своими функциями.

Итак, можно  сказать, что структура вложений в человеческий капитал должна включать в себя следующие основные виды инвестиций:

  1. образование, подготовка на производстве;
  2. здравоохранение;
  3. регулирование миграции;
  4. фундаментальные научные разработки;
  5. культура и досуг.

Информация о работе Анализ эффективности инвестиций в «человеческий капитал» на российском рынке труда