Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:10, курсовая работа
Целью данной работы является анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал на уровне Российской Федерации, а также разработка программы мероприятий для рационализации инвестирования в человеческий капитал.
Введение 2
1 Теоретические аспекты анализа эффективности инвестиций в человеческий капитал. 5
1.1 Сущность и виды инвестиций в человеческий капитал. 5
1.2 Основные методы и показатели оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал. 10
2 Инвестиции в человеческий капитал на российском и зарубежном рынках труда 20
2.1 Анализ инвестиционной политики на российском рынке труда. 20
2.2 Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал в государственном и частном секторах российской экономики в сравнение со странами зарубежья. 25
3 Направления повышения эффективности вложений в человеческий капитал на российском рынке труда 35
3.1 Государственная политика повышения эффективности инвестиционных расходов в человеческий капитал. 35
3.2 Пути совершенствование инвестиционной политики развития человеческого капитала. 42
Заключение 46
Список использовавшейся литературы: 49
Составной частью каждого из вышеперечисленных пунктов являются корпоративные стипендиальные программы (Scholarships). Корпорации осуществляют финансовую поддержку талантливой молодежи для мотивации обучения молодых специалистов, развития их профессиональных качеств, а также с целью предоставления равных возможностей женщинам и различным меньшинствам.
Таким образом, компании как бы закладывают основу своего человеческого капитала. Следующий шаг – это его развитие.
II. Тренинги и дополнительное образование
Многие современные компании считают, что знания, полученные человеком в вузе, не имеют большого значения для его будущей работы. Например, одна из ведущих мировых консалтинговых компаний, McKinsey, утверждает, что для нее «сильные аналитические способности и лидерские качества человека важнее его знаний». Бóльшая часть навыков, необходимых работнику, приобретается в ходе практики, а также благодаря тренингам и дополнительному образованию вне фирмы.
Практика
Основой необходимых для работы знаний считается практика. Современные компании уделяют большое значение обучению в процессе работы и стараются максимизировать знания, приобретаемые сотрудником, а также помочь ему, если накопленных знаний недостаточно. Так, в компании McKinsey каждый молодой сотрудник закреплен за более опытным коллегой, который может подсказать решение сложной проблемы и направить карьерный рост подопечного.
Тренинги
Профессиональная
подготовка работника с помощью тренингов
На первом этапе новичок знакомится с правилами жизни в компании, учится взаимодействовать со вспомогательными и административными службами. Далее работник осваивает методы решения задач и принципы работы компании, получает знания по конкретной функциональной области.
На втором этапе новый сотрудник получает представления о корпоративных ценностях, основах работы в команде. Более опытный работник совершенствует свои навыки сотрудничества, а также знакомится с новыми коллегами. Считается, что успех компании напрямую зависит от качества взаимодействия ее непохожих друг на друга сотрудников (принцип Diversity and Inclusion), в связи с чем этому этапу уделяется особое значение. Многие фирмы проводят серии командных тренингов для целых отделов.
Укрепление связей между сотрудниками зачастую осуществляется и в неформальной обстановке – при проведении корпоративных праздников, спортивных мероприятий, совместных поездках на отдых за границу. Интересно отметить, что подобной политики придерживаются не только крупнейшие, но также и средние предприятия.
Навыки лидерства необходимы сотруднику любого уровня, однако для руководителей они являются императивом, поэтому, чем более высокую должность занимает работник, тем больший акцент делается на совершенствование его лидерских способностей. Очень часто курс тренингов для руководителей включает изучение различных стилей менеджмента, способов урегулирования конфликтных ситуаций, убеждения и организации коллективной работы с последующей отработкой полученных навыков на практике – в ситуациях, имитирующих работу с клиентами.
Дополнительное образование
Некоторые компании для повышения компетентности своих лучших работников оплачивают их дополнительное образование в ведущих вузах мира. При этом фирмы, безусловно, имеют значительные издержки – это и стоимость проживания и обучения сотрудника за границей, и упущенная прибыль от его работы, и необходимость поиска его замены. Однако такое капиталовложение оказывается весьма полезным: в итоге компания получает собственных высококлассных специалистов, увеличивает производительность труда и стимулирует своих сотрудников, повышает свой авторитет среди клиентов и потенциальных работников.
Согласно исследованию, проведенному Ритой Алмедиа (Rita Almeida) совместно с Педро Карнейро (Pedro Carneiro), норма дохода на капитал, вложенный компанией в образование и профессиональную подготовку персонала, составляет приблизительно 8,6%. Таким образом, образование сотрудников представляет собой перспективную сферу инвестирования капитала компаний.
III. Условия труда
Любой сотрудник будет работать гораздо эффективнее, если ему нравится его работа и ничто не мешает сосредоточиться на ней. Это прекрасно понимают современные компании и не жалеют средств на создание условий труда для своих работников, приближенных к идеальным. Рассмотрение всех инициатив фирм в этом вопросе представляется достаточно сложной задачей, поэтому мы остановимся лишь на ключевых и наиболее интересных из них.
Максимально удобное рабочее место
Еще в начале ХХ в. Ф. Тейлор, осознав прямую зависимость производительности труда от удобства рабочего места, ввел ряд мер по оптимизации трудового пространства на предприятиях Форда. Сейчас эту проблему стараются решать практически все компании, как крупные, так и мелкие. Например, небольшое техасское рекламное агентство Blanchard Schaefer сделало для своих сотрудников «тихую комнату» - простое помещение, не оборудованное электроникой, в котором можно спокойно сесть и подумать.
Предоставляемая техника
Для успешной реализации проектов своих сотрудников компании предоставляют большое количество первоклассной техники. Например, из 65 тысяч работников компании Cisco более 23 тысяч имеют бесплатное домашнее подключение к Интернету, многие снабжены корпоративными ноутбуками, мобильными телефонами. Всем работникам предоставлена услуга голосовой почты, IP-телефонии и др.
Гибкий график работы
Чтобы добиться высоких результатов, нужно работать с огромным желанием и целеустремленностью. Так считают и ведущие мировые ТНК, предоставляя своим работникам возможность трудится по гибкому графику (неполная рабочая неделя, разделение обязанностей одного сотрудника двумя людьми, работа из дома и т.д.), то есть так, как они хотят, и тогда, когда они хотят. Интересной инициативой с этой точки зрения является «20% project» компании Google: сотрудники имеют возможность проводить до одной пятой своего рабочего времени, занимаясь исключительно интересующими их проектами. Отметим, что именно благодаря этой инициативе были созданы такие продукты, как GMail и Google News, завоевавшие лидирующие позиции в своих нишах.
Клубы по интересам
Проводя политику Diversity and Inclusion, компании стараются создать для своих сотрудников атмосферу понимания и поддержки независимо от политических, религиозных, социальных и т.п. взглядов последних. С этой целью корпорации Google и Cisco создают различные объединение работников, среди которых объединения женщин, объединения чернокожих сотрудников, объединения сотрудников с нетрадиционной сексуальной ориентацией и т.д. В таких компаниях найдется место любому сотруднику; важны лишь креативность плюс желание работать.
Прочие инициативы
Корпорация Google считается лидером в области создания благоприятных условий труда, что подтверждается первым местом компании в рейтинге Fortune’s 100 Best Employers To Work For14. Среди многочисленных преимуществ, которые получают ее работники, можно перечислить полное медицинское страхование, оплачиваемый восемнадцатимесячный отпуск по беременности и родам, собственные спортивные центры, бесплатное высококачественное питание. В компании существует правило, согласно которому сотрудники в любой момент времени должны находиться на расстоянии не более 100 футов от еды.
Подобные привилегии для работников способствуют не только повышению производительности их труда, но и повышают авторитет компании, помогая привлекать все больше и больше талантливых и трудолюбивых людей.
IV . Поддержка семей работников и неработающих пенсионеров
При выборе места работы для человека имеет значение не только заработная плата, но также и социальные гарантии и привилегии для членов его семьи. Кроме того, важным представляется и качество жизни сотрудника после выхода на пенсию. Современные корпорации стараются и в этом отношении предоставить своему персоналу наилучшие условия, и потому вкладывают большие суммы денег в разработку, развитие и применение на практике программ поддержки семей работников и неработающих пенсионеров.
Поддержка семей работников
Некоторые компании, например, McKinsey and Company, предоставляют страхование жизни и здоровья всех членов семьи работника15. Более частой практикой является организация летнего отдыха семей сотрудников, аренда спортивных центров, бассейнов, баз отдыха, иногда даже целых кинотеатров для работников и их родственников. Служащие компаний вместе с семьями имеют возможность принять участие в разнообразных спортивных соревнованиях, культурных мероприятиях.
Поддержка неработающих пенсионеров
Многие компании стремятся повысить уровень социальной защищенности своих бывших работников. Так, в ОАО «Акрон» пенсионеры имеют возможность поправить свое здоровье в оздоровительных учреждениях, получают дополнительную материальную помощь. Администрация фирмы выделяет средства на проведение различных мероприятий для своих ветеранов16.
Инвестиции в человеческий капитал, подобные описанным выше, не приносят прямого дохода компаниям, но способствуют повышению популярности фирмы среди работников и авторитета среди партнеров и потенциальных сотрудников.
Возрастающее значение человеческого
капитала сегодня связано с усилением
роли образования в экономическом
развитии и с серьезными изменениями
во взаимодействии субъективного и
объективного факторов производства.
Превращение человеческого
Экономика всех развитых стран обладают
огромным накопленным человеческим
капиталом, который и составляет
большую часть совокупного
Однако, в России с начала 90-х годов величина вложений в человеческий капитал резко уменьшилась. Ухудшились все показатели социального здоровья общества − резко выросли смертность и заболеваемость, упала рождаемость. Страна почти полностью утратила многие высокотехнологичные отрасли промышленности, но при этом увеличилась доля производства сырья в общем объеме продукции. Многие высококвалифицированные кадры либо стали невостребованные, и поэтому потеряли квалификацию, либо уехали из страны.17
После распада социалистической системы и выхода на мировой рынок российские компании, производящие высокотехнологичную продукцию, сталкиваются с очень высокой конкуренцией зарубежных производителей, как из стран Запада, так и из стран Юго-Восточной Азии.
У России есть большие перспективы в производстве высокотехнологичной продукции. Традиционно, количество изобретений и инноваций в России всегда было велико. Сложность заключается в реализации этого потенциала. Но без этого Россия не сможет конкурировать с развитыми странами Запада в создании высокотехнологичных продуктов и будет обречена на вечную роль сырьевого придатка.
В последние годы происходит переход от государственного регулирования к частному – вмешательство государства в жизнь общества сильно упало за последние 15 лет. Признавая важность вклада частного бизнеса от в развитии человеческого капитала, необходимо помнить, что государство в России всегда играло ведущую роль, в т.ч. и в вопросе об инвестициях в человеческий капитал. Крайне необходим анализ мер, которые сейчас предпринимает государство и выработка рецептов по их улучшению.
В результате изучения динамики инвестиций и накопления человеческого капитала становится понятна важность эффективности вложений в человеческий капитал. Вложения в человека существенно отличаются от вложений в оборудование или недвижимость потому, что эффективность вложений существенно зависит не только от субъекта вложений, но и от объекта (носителя человеческого капитала). Аспект эффективности остается еще малоисследованным, хотя возможно существенно повысить эффективность инвестиций за счет улучшения жизни носителя человеческого капитала.
В результате проведенного исследования выяснилось, что инвестиции в человеческий капитал только тогда будут эффективными, когда в обществе будет социальная и политическая стабильность, уверенность в завтрашнем дне, при удовлетворении базовых потребностей каждого, гармоничной и счастливой жизни каждого человека. Причем меры, которые необходимо принимать, носят далеко не всегда только экономический характер, но и информационный, политический и идеологический.
К данным мерам следует отнести:
1. стимулирование занятий
2. снижение смертности с помощью снижения завимости населения страны от «вредных привычек»,
3. снижение преступности и
4. пропаганду семейных ценностей,
5. увеличение занятости в