Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:10, курсовая работа
Целью данной работы является анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал на уровне Российской Федерации, а также разработка программы мероприятий для рационализации инвестирования в человеческий капитал.
Введение 2
1 Теоретические аспекты анализа эффективности инвестиций в человеческий капитал. 5
1.1 Сущность и виды инвестиций в человеческий капитал. 5
1.2 Основные методы и показатели оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал. 10
2 Инвестиции в человеческий капитал на российском и зарубежном рынках труда 20
2.1 Анализ инвестиционной политики на российском рынке труда. 20
2.2 Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал в государственном и частном секторах российской экономики в сравнение со странами зарубежья. 25
3 Направления повышения эффективности вложений в человеческий капитал на российском рынке труда 35
3.1 Государственная политика повышения эффективности инвестиционных расходов в человеческий капитал. 35
3.2 Пути совершенствование инвестиционной политики развития человеческого капитала. 42
Заключение 46
Список использовавшейся литературы: 49
В рыночной экономике сложной является проблема принятия решений об инвестициях. Рациональные инвесторы (государство, фирмы, семьи и индивид) будут вкладывать денежные средства только в том случае, если будут уверены, что риск от проекта будет минимальным и в будущем будет поток дополнительного чистого дохода от капиталовложений. С экономической точки зрения инвестиции будут оправданы, если они будут обладать достаточно высоким уровнем окупаемости.
Для определения
эффективности человеческого
В микроэкономических
исследованиях центральной
Согласно теории человеческого капитала заработную плату работника с определенным уровнем подготовки можно представить как состоящую из двух основных частей. Первая часть - это то, что он получал бы, имея нулевой уровень образования. Вторая- это доход на образовательные инвестиции:
Yn = X0 + RCn,
Где
Yn - заработки человека, имеющего n лет образования;
Х0 - заработки человека с нулевым образованием;
Сn - объем инвестиций в течение n лет обучения, т.е. накопленный человеческий капитал;
R - текущая
норма отдачи вложений в
Теоретики человеческого
капитала исходят из представления
о заработной плате как некоей
слоистой структуре, где каждый слой
связан с известным уровнем
В состав издержек образования, помимо прямых расходов на образование экономисты включают "потерянные заработки". Это заработки, которые теряются учащимися из-за того, что в период обучения они лишены возможности работать и получать плату за свой труд. Потерянные заработки составляют около половины суммарных издержек обучения; в США их доля колеблется в пределах 50-60% общей стоимости высшего и среднего образования.
Различают частные и социальные нормы отдачи. Для оценки отдачи от государственных инвестиций в образование необходим учет всех социальных последствий (выгод и издержек) вложений в человека. Частные нормы отдачи показывают ценность образования для его непосредственных носителей. Работники с более высоким уровнем образования имеют и более высокие доходы. При оценке социальных норм отдачи необходимо учитывать разнообразные "экстернальные" эффекты, которые затрагивают не самих обучающихся, а остальных членов общества. Известно, что повышение образовательного уровня способствует ускорению НТП, улучшению качества жизни, росту благотворительности. Учет всех этих факторов в денежном выражении крайне затруднен, поэтому обычно в состав издержек дополнительно включаются государственные ассигнования на образование, а в состав выгод прирост налоговых поступлений за счет повышения образовательного уровня населения. В результате социальные нормы отдачи оказываются несколько ниже частных, поскольку образование широко субсидируется государством. В развитых странах эта разница составляет 1-3%. Недоучет внерыночных эффектов сильнее сказывается на точности социальных норм отдачи, поэтому частные нормы принято считать более надежным индикатором эффективности образования даже с точки зрения всего общества в целом, и они могут быть ориентиром и для государственных расходов на образование.
Инвестиции в человеческий капитал содействуют не только повышению доходов индивида, но и способствует росту производительности труда. Сторонники теории человеческого капитала подходят к рассмотрению инвестиций в человека, основываясь на концепции "предельной полезности " и "предельной производительности".
Помимо того,
что образование превращает человека
в более производительного
В теории человеческого
капитала проблема производственного
опыта является одной из самых
сложных при изучении процессов
формирования рабочей силы. Общетеоретическая
разработка проблем инвестирования
производственного опыта
Эти виды подготовки
инвестируются из разных источников
и доходы от нее получают разные
люди. Так, издержки по общей подготовке
несут работники, а затраты по
специальной - предприятия. Отсюда, доходы
от общей подготовки получают рабочие
в форме более высокой
Дж. Минцер оценил объем и эффективность инвестиций в общую подготовку на производстве в США. Он определил величину так называемой действительной заработной платы, которую имел бы работник при отсутствии подготовки на производстве. Она больше статистически наблюдаемой заработной платы на сумму годовых инвестиций в общую подготовку. Этим и определяется динамика заработной платы в течении жизни человека. Вложения в подготовку должны усиленно производиться в молодые годы, и они постепенно падают с ходом времени. Соответственно заработная плата невелика в молодости, ибо велики инвестиции на подготовку, затем она должна расти, так как вложения в подготовку сокращаются.
Накопление
производственного опыта
Приведенные выше положения позволяют сделать следующие обобщения:
Главным условием достижения устойчивого роста экономики является накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей своей жизни. В настоящее время вполне очевиден дисбаланс и асимметрия в развитии человеческого капитала в России, ведущие к потере конкурентоспособных позиций России в мировой экономике. Положение усугубляется тем, что расширяется зона деградации человеческого капитала: отмечается деквалификация населения, ухудшается здоровье, сокращается продолжительность жизни. Отмечается резкое снижение объемов подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Вопрос об эффективности человеческого капитала действительно важный, ведь в условиях сокращения численности населения именно качество человеческого потенциала может позволить России адекватно ответить на вызовы постиндустриальной эпохи.
Безусловно, образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка. Российская система образования оставляет желать лучшего. На протяжении двух десятков лет инвестиции в образование в России остаются одними из самых низких в мире. 7
Доля инвестиций в образование в общих инвестициях страны, с 1995 года по 2011 год прошла через максимум в 2007 году (2,2% ВВП), а затем снизилась до уровня 1995 года в 2011 году (1,8%) (табл.1).
По коррупции преподаватели
оказались в 2011 году на втором месте
по количеству взяток. От студентов
в деканатах, ректорате, преподавателям
известно, кто и сколько берет,
но обращение любого честного преподавателя
в ректорат (тем более в деканат)
о взяточничестве коллег делает его
изгоем. Радикально действует лишь
обращение родителей или
Около 2/3 нынешних студентов вообще
не способно даже при дополнительных
занятиях к усвоению знаний высшей
школы по причинам низкого качества
их школьного образования и
Табл.2. Доля в ВВП образования, процент8
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | |
прогноз | ||||||
ВВП |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Образование |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
2,4 |
2,3 |
2,2 |