Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:49, дипломная работа
Визитка, буклет, рекламный проспект, листовка, поздравительная открытка, маленький карманный календарик и большой настенный календарь, фирменный бланк, блокнот, каталог продукции, справочник и т.д. - все это далеко не полный перечень полиграфической продукции, без которой сейчас казалось бы невозможно представить себе нормальную деятельность любого предприятия. Это и продвижение продукции на рынок, и привлечение новых партнёров, да и, наконец, просто неплохой способ напомнить о себе старому клиенту. Как и любые другие товары, полиграфические изделия бывают - удобными, качественными, эф¬фективными, красивыми, даже эффект¬ными и наоборот, а порой просто незаменимыми. Ведь полиграфия постоянно усовершенствуется, обновляет¬ся и видоизменяется. Спрос на полиграфическую продукцию всегда был, есть и будет, потому что она необходима всем и каждому из нас в от¬дельности.
1. Введение с. 3
2. Глава 1. Теоретические основы конкуренции, как фактора экономического роста с. 5
1.2. Особенности рынка чистой конкуренции. с. 11
1.3. Несовершенная конкуренция с. 15
1.3.1. Монополистическая конкуренция с. 17
1.3.2. Олигополия, особенности рынка олигополий с. 19
1.3.3. Монополия. Предприятие в условиях чистой монополии. Особенности рынка чистой монополии с. 27
1.4. Рыночный спрос: экономическая сущность
1.4.1. Рынок и закон спроса с. 47
1.4.2. Изменение спроса с. 49
1.4.3. Эластичность спроса с. 52
1.5. Спрос и предложение.
1.5.1. Взаимосвязь спроса и предложения с. 59
1.5.2. Влияние спроса на экономическую стратегию
предприятия с. 61
1.6. Анализ себестоимости продукции и путей ее
снижения с. 63
3. Глава 2. Анализ рынка полиграфических услуг Н. Новгорода
2.1. Конкурентные силы Нижегородского рынка с. 65
2.2. Непосредственная сфера деятельности
ООО «Афра Инк» с. 68
2.3. Анализ конкурентов с. 69
2.4. Расчёт конкурентоспособности с. 72
2.5. Конкурентная стратегия с. 78
2.6. Заключение с. 82
4. Выводы по работе с. 85
5. Литература
В Советский период на Нижегородском рынке работали несколько государственных типографий, такие как «Нижполиграф», «Нижегородский печатник» и т.п. С приходом рыночных отношений помимо акционирования государственных предприятий, в городе появился ряд частных типографий, которые на сегодняшний день захватили практически весь Нижегородский рынок. Причём рынок, опять таки на сегодняшний момент, имеет достаточно чёткую сегментацию. Наиболее крупную долю на нём занимают типографии, имеющие мощные многофункциональные печатные машины. К их числу можно отнести «Ридо», «Деком», «Промис», «Нижполиграф», «Печатный мир». Основную долю их заказов составляет печать достаточно больших тиражей брошюр, журналов, календарей, открыток, этикеточной и упаковочной продукции. Наглядным примером служит типография «Промис», которая не так давно приобрела суперсовременную полноцветную печатную машину фирмы «KBA». С целью скорейшей окупаемости, на этом станке «гонится» практически одна полноцветная этикетка практически в три смены, как один из самых рентабельных видов продукции.
Следующими по величине идут такие типографии, как «НРЛ», «Алга», «Аква-Графика» и им подобные. Спектр изделий практически тот же, с добавлением буклетов, проспектов, листовок. Наконец мелкие, и минитипографии: «Атис», «Растр-НН», «Афра инк», «Поиск» и т.п. Дополнительно нельзя не упомянуть о том, что ряд крупных промышленных предприятий города ещё с советских времён имеет свои печатные комплексы для удовлетворения производственных потребностей. Яркий пример - типография «Автозаводец» созданная ещё в тридцатые годы для непосредственной работы под «ГАЗ». Но эти типографии составляют конкуренцию преимущественно мелким полиграфическим фирмам, т.к. из-за устаревшего оборудования, они не в состоянии выпускать продукцию необходимого промышленному предприятию спектра, при требуемом уровне качества, и печатают в основном бланочную продукцию. Их владельцы всё равно вынуждены обращаться на свободный рынок.
Рассматриваемая в данной работе фирма «Афра Инк», имеет одну однокрасочную печатную машину «Riyobi» 3300, формата А3. Станок японского производства изначально был разработан для изготовления одноцветной продукции (типа бланков) небольшими тиражами от 100 до 50000 экземпляров, т.е. является одним из самых скромных и в целом, низкопроизводительных станков. Если бы сами японцы видели, что наши печатники делают на их машине, мягко говоря, удивлённо-недоверчивая реакция была бы обеспечена. При покупке данной печатной машины предполагалось загрузить её заказами Нижегородских предприятий на бланочную продукцию.
К сожалению, не имея возможности располагать реальными финансовыми данными о состоянии дел конкурентов (коммерческая тайна), можно построить только довольно приблизительную схему сегментации Нижегородского рынка офсетной полиграфии.
Картина весьма условна, но, в принципе понятно, из чего и каким образом она складывается. Так называемые «монстры», имея мощный парк разнообразных станков, плюс широкий спектр пред- и послепечатного оборудования, даже при своей немногочисленности, подмяли под себя достаточно большой кусок рынка. Возможности типографий среднего уровня, значительно скромнее, но их гораздо больше, и поэтому основной сегмент рынка занимают именно они.
Ну и, наконец, оставшаяся незначительная доля рынка, достаётся также, многочисленным мелким типографиям. Сказать в каком из сегментов конкуренция наиболее острая, довольно затруднительно, потому что рынок всё-таки один, и все дерутся практически за одного и того же клиента. Крупные заказы весьма выгодны, но большие типографии, порой не отказываются и от небольших тиражей, имея также в своём парке наряду с большими машинами, маленькие станки. А маленькие типографии, сбивая цены, готовы браться за крупных клиентов, получая прибыль, которая большим типографиям кажется совсем мизерной.
Клиенту, порой впервые столкнувшимся, с необходимостью изготовления печатной продукции, иногда очень нелегко сделать выбор в этом многообразии. В дело вступает интенсивность рекламы, эффект «сарафанного радио», профессионализм менеджеров типографий, или просто метод «тыка». Порой выбор оказывается не вполне удачным, и драка за недовольного клиента возобновляется с новой силой.
Дополнительный накал страстей обеспечивает относительная близость крупных Московских типографий, качество которых иногда является недостижимым даже для наших крупнейших полиграфистов.
Вообще всю клиентуру наших типографий можно подразделить на несколько категорий:
То есть, фактически, у всех организаций, которые давно работают в Нижнем, есть свои постоянные подрядчики, и переход старого клиента в другую типографию - это серьёзный звоночек для любого полиграфиста.
Но, возвращаясь к анализу конкурентов «Афра Инк», можно с достаточной долей субъективизма, дать следующие оценки нашим игрокам:
«Нижполиграф» - одна из старейших и крупнейших типографий всего региона. Обладает хорошим парком оборудования, достаточно квалифицированным персоналом, являясь фактически кузницей кадров подавляющего большинства частных типографий. Продукция: начиная от газет и книг и заканчивая визитками. К недостаткам можно отнести старые методы управления, неповоротливость, в последнее время некоторые претензии по качеству, работая на входящих звонках (поиск клиентов не ведётся) выдают очень большие тиражи на самых больших в городе форматах. Цены высокие.
«Ридо» - полноцветные машины, выпускающие продукцию уровня средних и минитипографий (по спектру). Качество иногда хромает, цены относительно не высокие, на больших тиражах конкурирует только с такими же крупными типографиями. На мелких или даже средних тиражах цены «Афра Инк» порой предпочтительнее. Большие сроки изготовления. Имеет представительство в Москве.
«Деком» - стандартная «упаковка», многокрасочные станки, послепечатное оборудование, качество очень хорошее (вещи выходят порой просто великолепные), дорого.
«Промис» - обладатель самой современной, на данный момент, печатной машины в городе, качество отличное, самый постоянный заказчик «Нижфарм», весь спектр продукции, изготовление упаковки под фарм-препараты и т.д. Хорошая корпоративная культура, невысокие цены. Потенциальный подрядчик «Афра Инк» на фотовывод.
«Нижегородская радиолаборатория (НРЛ)» - цены средние, качество весьма приличное, услуги фотовывода, грамотный персонал, система поиска клиентов. Несколько двухкрасочных машин формата А 2. Из-за разницы в весовой категории, достаточно сложно конкурировать.
«Алга» - один двухкрасочный станок формата А 2, два однокрасочных А 3. Несмотря на постоянные эксперименты с оборудованием, качество постоянно хромает, сроки тоже. Квалификация печатников средняя. Конкурировать не только можно, но и нужно. Цены несколько завышены. От услуг фотовывода необходимо отказываться - низкое качество.
«Атис» - один двухкрасочный станок формата А 2, качество ниже среднего, делают упор на невысоких ценах. В последнее время наблюдается отток клиентов.
Средняя прибыль по заказам составляет 20 - 30 %. Таким образом, придерживаясь данной раскладки, экономическую деятельность фирмы можно считать вполне удовлетворительной. Но, исходя из вышеуказанных особенностей офсетной полиграфии, при увеличении тиража, допустим, с 2000 до 10000 экземпляров, резко начинают расти 1 и 3 основные статьи расходов. Изготовление тиража на данной печатной машине становится экономически не выгодно, т.к. печатный станок большего формата и большей цветности изготавливает подобный тираж за гораздо более короткий срок, и соответственно, более низкую стоимость.
Общее положение спасает другой экономический фактор: ни одна крупная типография не возьмётся за изготовление тиража, скажем, до 2000 экземпляров, из-за экономической нецелесообразности. Оборудование должно окупать себя, а на подобных тиражах об окупаемости полноцветной машины приходится просто забыть. Статьи 2 и 3 расходов будут таковы, что при обеспечении даже минимальной прибыльности тиража, он становится, просто неконкурентоспособен по стоимости.
На нашем рынке работают два крупных («Берег» и «Регент-Волга») и несколько мелких поставщиков бумаги для офсетной печати. К их услугам прибегают все без исключения типографии, и стоимость бумаги, закладываемая при расчёте цен на продукцию у всех одинакова.
Краску опять-таки все берут у одних и тех же поставщиков. В несколько более выгодном положении находится «Солид-Арт», который сам осуществляет поставки расходных материалов в город, и соответственно его собственная типография имеет при этом некоторое преимущество. Разнообразная химия поставляется несколькими фирмами, от разных производителей и по совершенно разным ценам. И, как всегда, самое дешевое - не есть самое лучшее.
Пример:
Рекламный буклет, 2 фальца, 4+4, мелованная бумага 150 г / кв. м. | |||
Типографии |
Тираж | ||
1000 |
3000 |
5000 | |
НРЛ |
7,48 |
3,59 |
2,78 |
Солид-Арт |
6,96 |
3,57 |
3,07 |
Алга |
6,38 |
3,62 |
3,26 |
Ридо |
6,09 |
3,39 |
2,73 |
Афра Инк |
5,85 |
3,41 |
2,89 |
Как мы видим, отлично заметно преимущество небольшого станка перед широкоформатными машинами на небольшом тираже. Однако …..
При всей, на первый взгляд нестабильности ситуации фирма не только остаётся успешно работающим предприятием, но и имеет возможность постоянно повышать свою конкурентоспособность на рынке. К факторам, позволяющим с успехом это делать, можно отнести следующие активно разрабатываемые направления:
Следуя принципу: «Если дела фирмы идут хорошо - расширяйся. Если дела фирмы пошли плохо - расширяйся», можно указать несколько перспективных направлений развития. Весьма неплохое подспорье основному виду деятельности может принести поставка расходных материалов.
И, наконец, смежные области рекламной полиграфии. В настоящее время формируется устойчивый спрос на комплексные рекламные услуги. Что подразумевает под собой заключение клиентом с рекламным агентством, или группой рекламных фирм разного направления договора о ведении комплексной рекламы предприятия, начиная от маркетинговых исследований и PR, и заканчивая той же полиграфией.
Итак, как мы видим, Нижегородский рынок офсетной полиграфии представляет собой рынок чистой конкуренции, с достаточно большим числом коммерческих типографий ведущих между собой конкурентную борьбу, без явно выраженных монополистических тенденций. Вход и выход на рынок ничем не ограничивается, при условии наличия существенного стартового капитала для создания и активного продвижения нового предприятия. К сожалению (а может быть и к счастью для игроков этого рынка), в последнее время, новые полиграфические фирмы в Н. Новгороде появляются крайне редко. Т.е. сейчас работают практически только те типографии, которые были созданы ещё до конца 1998 года, до августовского кризиса. Видимо это объясняется тем, что сейчас требуются очень большие затраты для продвижения нового предприятия данной рекламной сферы. Даже при учёте покупки подержанного оборудования, причём эксплуатировавшегося какое-то время в России (а это сразу подразумевает под собой значительный износ, как печатной машины, так и пред и послепечатного оборудования и, соответственно, более низкие цены), минимальная стоимость создания минитипографии начинается от 40000 - 50000 $. Это затраты только на необходимый минимум оборудования, не считая затраты на рекламу, персонал и т.д. Стоимость же создания крупного печатного комплекса, с хорошей полноцветной машиной, полным циклом допечатных операций и постпрессом, будет колебаться от 400000 $ и выше (верхняя граница достаточно размыта где-то на уровне 1500000 - 2000000 $). Для Нижнего Новгорода это очень серьёзные деньги. Далеко не каждое крупное промышленное предприятие или финансовая структура, не говоря уже о частном предпринимательстве, сможет позволить выделить такие деньги на оборудование типографии. Хотя многим типографиям скоро эти деньги придётся где-то искать. Машины работают довольно долго, ресурс у большинства уже выработан, и не так уж долго осталось ждать момента, когда понадобится вкладывать серьёзные деньги на проведение капитального ремонта, либо на замену станка.
Однако сейчас мы начинаем наблюдать тенденцию, которая в достаточно скорое время обещает усилить накал конкурентной борьбы на Нижегородском полиграфическом рынке.
Информация о работе Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка