Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:49, дипломная работа

Описание работы

Визитка, буклет, рекламный проспект, листовка, поздравительная открытка, маленький карманный календарик и большой настенный календарь, фирменный бланк, блокнот, каталог продукции, справочник и т.д. - все это далеко не полный перечень полиграфической продукции, без которой сейчас казалось бы невозможно представить себе нормальную деятельность любого предприятия. Это и продвижение продукции на рынок, и привлечение новых партнёров, да и, наконец, просто неплохой способ напомнить о себе старому клиенту. Как и любые другие товары, полиграфические изделия бывают - удобными, качественными, эф¬фективными, красивыми, даже эффект¬ными и наоборот, а порой просто незаменимыми. Ведь полиграфия постоянно усовершенствуется, обновляет¬ся и видоизменяется. Спрос на полиграфическую продукцию всегда был, есть и будет, потому что она необходима всем и каждому из нас в от¬дельности.

Содержание

1. Введение с. 3
2. Глава 1. Теоретические основы конкуренции, как фактора экономического роста с. 5
1.2. Особенности рынка чистой конкуренции. с. 11
1.3. Несовершенная конкуренция с. 15
1.3.1. Монополистическая конкуренция с. 17
1.3.2. Олигополия, особенности рынка олигополий с. 19
1.3.3. Монополия. Предприятие в условиях чистой монополии. Особенности рынка чистой монополии с. 27
1.4. Рыночный спрос: экономическая сущность
1.4.1. Рынок и закон спроса с. 47
1.4.2. Изменение спроса с. 49
1.4.3. Эластичность спроса с. 52
1.5. Спрос и предложение.
1.5.1. Взаимосвязь спроса и предложения с. 59
1.5.2. Влияние спроса на экономическую стратегию
предприятия с. 61
1.6. Анализ себестоимости продукции и путей ее
снижения с. 63
3. Глава 2. Анализ рынка полиграфических услуг Н. Новгорода
2.1. Конкурентные силы Нижегородского рынка с. 65
2.2. Непосредственная сфера деятельности
ООО «Афра Инк» с. 68
2.3. Анализ конкурентов с. 69
2.4. Расчёт конкурентоспособности с. 72
2.5. Конкурентная стратегия с. 78
2.6. Заключение с. 82
4. Выводы по работе с. 85
5. Литература

Работа содержит 1 файл

672zszezu.rtf

— 1.34 Мб (Скачать)

 

 

В качестве средств конкурентной борьбы для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Соответственно, конкурентоспособность типографии на рынке в нашем случае характеризуется:

- Высоким качеством продукции (или качеством, приближенным к максимальному);

  • Наиболее привлекательной для покупателя ценовой политикой;
  • Максимально точным исполнением всех пожеланий заказчика;
  • Максимально широким спектром разнообразнейшей полиграфии;
  • Предоставлением постоянным клиентам льготных условий оплаты тиража и разнообразных скидок;
  • Постоянная рекламная кампания

Таким образом, согласно приведённому определению можно сделать следующие выводы:

  1. Характеризуясь значительным количеством конкурентоспособных типографий, Нижегородский рынок может предложить своему потенциальному клиенту абсолютно весь спектр качественной полиграфии, т.е. удовлетворить любую возникающую потребность.
  2. С течением времени всё более чётко складывается новый блок конкурентов - большое количество рекламных агентств, которые, имея, порой, очень существенные скидки у полиграфистов, предлагают своему заказчику цену, которая ниже, чем в прайс-листе типографии, и позволяет получать агентствам прибыль на разнице.
  3. Конкуренция со стороны товаров-заменителей отсутствует вследствие разнообразия предложения, но стремясь к диверсификации на рынке, типографии начинают конкурировать в смежных с полиграфией областях (дизайн-разработки, сувенирная продукция и т.д.).
  4. На рынке отсутствует даже тенденция, позволяющая предположить  возникновение в ближайшем будущем типографий-монополистов.
  5. Технологические сектора полиграфии имея чёткие границы стремятся к пересечению (офсетная полиграфия, шелкография. флексография), т.е. нарастает стремление выйти за пределы своей ниши.
  6. Несмотря на устоявшиеся отношения между типографиями, по мере наработки клиентской базы можно спрогнозировать увеличение накала конкурентной борьбы, т.к. основную долю прибыли приносят всё-таки постоянные клиенты, и типографии, имеющие незначительное количество подобной клиентуры, постоянно стремятся к её увеличению.

 

 

Исходя из всего выше перечисленного, можно с уверенность сказать, что Нижегородский рынок полиграфической продукции имеет высокую степень конкурентоспособности и в дальнейшем, с ростом конкуренции, конкурентоспособность рынка будет только возрастать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. В. Ф. Максимова - Рыночная экономика.  Учебник . Т. 1 . Теория рыночной экономики.  Часть 1.  Микроэкономика.  - М.: "Совмин-ТЭК",1992.-168 С.
  2. Прикладная экономика :  Учеб. пособие для учащихся.: Пер. с англ./Junior Achievement. - М.: Просвещение, 1996.- 224 с.
  3. Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд - Микроэкономика.
  4. П. Самуэльсон, В. Нордхаус -Экономика.
    1. Робинсон Дж., Экономическая теория несовершенной конкуренции, М„ Прогресс, 1986
    2. Учебник по основам экономической теории, М„ МГТУ им. Баумана изд-во "Владос", 1999
    3. Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1998 год.
    4. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ, 2000 год.
    5. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва, издательство “Республика”, 1997 год.
    6. Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 2000 год.
    7. Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год.

 

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Волго-Вятская Академия Государственной Службы

 

Факультет «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

К дипломной работе

 

Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка

(На примере производства полиграфической продукции в Н. Новгороде).

 

 

 

Специальность: ГМУ

Выполнил: Студент 2 группы

заочного отделения

Солдабоков Вячеслав Сергеевич

 

Научный руководитель:

д.э.н., профессор

Жмачинский Виктор Иванович

 

 

Нижний Новгород

2001 год

Визитка, буклет, рекламный проспект, листовка, поздравительная открытка, маленький карманный календарик и большой настенный календарь, фирменный бланк, блокнот, каталог продукции, справочник и т.д. - все это далеко не полный перечень полиграфической продукции, без которой сейчас казалось бы невозможно представить себе нормальную деятельность любого предприятия. Это и продвижение продукции на рынок, и привлечение новых партнёров, да и, наконец, просто неплохой способ напомнить о себе старому клиенту. Как и любые другие товары, полиграфические изделия бывают - удобными, качественными, эффективными, красивыми, даже эффектными и наоборот, а порой просто незаменимыми. Ведь полиграфия постоянно усовершенствуется, обновляется и видоизменяется. Спрос на полиграфическую продукцию всегда был, есть и будет, потому что она необходима всем и каждому из нас в отдельности.

В прошлое отошли времена, когда и производители, и продавцы, да и сами потребители полиграфии не уделяли особого внимания ни качеству, ни оформлению печатной продукции. Вся страна из года в год поздравляла друг друга одинаковыми открытками, читала книги в одном и том же издании, листала одинаковые, серые газеты. Сегодняшний рынок полиграфии, предстает в нашей стране в таком разнообразии, многоцветии, столь многофункционален, что на первый план выступает проблема выбора нужной, добротно сделанной и, что немаловажно, эстетически красивой продукции, способной своим видом поднять настроение абсолютно у всех окружающих.

Российский рынок полиграфии развивается невероятно быстро, меняется устаревшее оборудование, появляются новые технологии и способы печати, появляются новые типографии тем самым, постоянно обостряя конкурентную борьбу.

Цель  данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы экономической теории и реальную рыночную практику, оценить состояние, проанализировать конкурентоспособность полиграфического рынка Нижнего Новгорода на примере одной из Нижегородских типографий - «Афра Инк» и дать конкретные рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности фирмы.

 

В первую очередь необходимо рассмотреть понятия конкуренции и конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность, их взаимосвязь.

   Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (competition) . Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

---------------Функции конкуренции.

 

   Функция регулирования.   Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли , где в них существует наибольшая потребность.

   Функция мотивации.   Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

    -предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

    -предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

  Функция распределения.   Конкуренция не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

  Функция контроля.   Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

 

Виды конкуренции:

Добросовестная  конкуренция

Основными методами являются:

  - повышение качества продукции

  - снижение цен ("война цен")

  - реклама

  - развитие до- и послепродажного обслуживания

  - создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.

                       

Недобросовестная конкуренция

  Основными методами являются:

    - экономический (промышленный шпионаж)

    - подделка продукции конкурентов

    - подкуп и шантаж

   - обман потребителей

    - махинации с деловой отчетностью

    - валютные махинации

    • сокрытие дефектов и т.д.

 

Таблица: Формы конкуренции и их краткая характеристика

 

Количество и размер

Характер продукции

Условия выхода и входа

Доступность информации

Совершенная конкуренция

Множество мелких фирм

Однородная

Никаких затруднений

Равный доступ

Монополистическая конкуренция

Множество мелких фирм

Разнородная

Никаких затруднений

Некоторые затруднения

Олигополия

Число невелико

Разнородная или однородная

Возможны отдельные препятствия

Некоторые ограничения

Монополия

Одна фирма

Уникальная

Непреодоли-

мые барьеры

Некоторые ограничения


Конкуренция это рыночный механизм. Рынок --  это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков)  отдельных товаров и услуг.

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения

Спрос и предложение --  взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение -- совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

 

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся на данный момент в нашем городе на рынке полиграфии. Не будем останавливаться на типографиях обладающих ротационными станками, т.к. они используются преимущественно для печати газет, а это несколько иной сегмент рынка. В данном случае нас больше будет интересовать офсетная полиграфия, как сфера деятельности интересующей нас фирмы. Обладая практически совершенной конкуренцией, Нижегородский полиграфический рынок может предложить к услугам клиентов более 30 мини и крупных типографий, отличающихся друг от друга в незначительной степени ценой, предлагаемыми услугами, качеством печати и сроками изготовления тиражей.

Вообще для начала имеет смысл сделать небольшое введение в особенности офсетной полиграфии. Ситуация складывается следующим образом:

    • наибольшую прибыль приносит продукция, на которую непосредственно был рассчитан печатный станок фирмой изготовителем.
    • Основная продукция, востребованная на рынке, это разнообразная полноцветная рекламная полиграфия.
    • Основной формат необходимых заказчику изделий от формата А3 и ниже, таким образом, чем больше формат печатной машины, тем больше изделий может быть изготовлено за один «прогон».
    • Чем меньше оттисков делает печатный станок для изготовления заказанного тиража, тем дешевле продукция, т.к. основной составляющей затрат на изготовление заказа является затрачиваемое рабочее время.
    • Сегодня практически все типографии оборудованы станками импортного производства, имеющими приблизительно одинаковую производительность.
    • Таким образом, конечная стоимость заказа будет исходить из формата печатного станка и количества красочных секций на нём.

Многокрасочные  печатные станки большого формата начиная от А 2 и выше позволяют изготавливать практически весь спектр полиграфии большими тиражами. Меньший формат, либо меньшая цветность станка увеличивают время, а соответственно и стоимость изготовления заказа, что вынуждает,  для обеспечения большей конкурентоспособности и получения большей прибыли сосредотачиваться на более мелких и наиболее подходящих заказах.

Информация о работе Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка