Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:36, дипломная работа
Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Пути улучшения. В дипломной работе рассмотрены теоретические и методологические оценки финансовой деятельности, проведена оценка финансовой деятельности ЧП «Иман».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………..
1.1. История возникновения и развития финансового анализа…………..
1.2. Сущность, виды и значение финансового анализа……………………
1.3. Источники, методы и инструменты анализа финансового состояния……………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНОГО МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ИМАН»….
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……….
2.2 Балансовый анализ финансово-хозяйственной деятельности ……………………………………………………………………….…….
2.3. Коэффициентный анализ финансово-хозяйственной деятельности ЧП «Иман»……………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ЧП «ИМАН».
3.1. Исследование проблем и пути увеличения финансов ЧП «Иман»…..
3.2. Привлечение инвестиций для развития финансов предприятия …..
3.3. Экономическая эффективность, разработанных мероприятий………..
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 4
Необходимо отметить противоречивость показателей экономической эффективности в плане краткосрочных и долгосрочных целей совершенствовавния коммерческой деятельности, а также на разных стадиях жизненного цикла предприятия и товара. например, в краткосрочном плане внедрение нововведений, направленное на повышение конкурентоспособность предприятия и его товара, ухудшает показатели экономической эффективности. Интенсивные инновационные процессы, если они имеют место, нарушают стабильность, увеличивают неопределенность и повышают риск коммерческой деятельности. в долгосрочном же аспекте развитие на основе инновационной деятельности предполагает высокую адаптацию к быстроменяющимся условиям и создание конкурентных преимуществ высокого ранга. Практика управления современными коммерческими предприятиями все чаще ставит под сомнение универсальность критерия экономической эффективности по той причине, что данный показатель зачастую не отражает слияния рыночной конъюнктуры, динамично изменяющейся в условиях острейшей конкуренции. Показатель эффективности стало проблематично использовать в сложнейших нелинейных системах, когда нельзя с достаточной точностью учесть временной масштабный фактор.
Учитывая вышеизложенное, а также в связи с тем, что для развития предприятия требуются немалые финансовые вложения, в экономике предприятия особое внимание стало уделяться финансовому состоянию.
Финансовое состояние предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Для оценки устойчивости финансового состояния используется целая система показателей, включающая в себя:
- показатели финансовой устойчивости;
- показатели эффективности управления;
- показатели деловой активности.
Среди показателей оценки финансовой устойчивости выделяют следующие показатели:
- коэффициент автономии;
- коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
- коэффициент маневренности собственного капитала;
- и другие.
Для оценки эффективности управления используют показатели:
- чистая прибыль на 1 денежную единицу объема реализации;
- прибыль от реализации продукции на 1 денежную единицу объема реализации;
- прибыль от финансово-хозяйственной деятельности на 1 денежную единицу объема реализации;
- балансовая прибыль на 1 денежную единицу объема реализации.
Оценку деловой активности осуществляют на основе следующих показателей:
- коэффициент оборачиваемости активов;
- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (дни);
- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (только по покупателям) (дни);
- коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (дни);
- коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (только по поставщикам) (дни);
- коэффициент оборачиваемости товарных запасов (дни);
- коэффициент оборачиваемости собственного капитала (дни);
- длительность операционного цикла.
Таким образом, наряду с понятием «эффективное предприятие» в российской экономике в условиях рыночных отношений появляется еще одна самостоятельная категория обобщающей оценки результатов деятельности предприятия – «устойчивое предприятие».
«Устойчивое предприятие» - юридическое лицо, Учебник которого структура соотношения активов и обязательств такова, что при всех нормальных условиях выручка от продажи или использования активов достаточна для покрытия всех обязательств. Однако, и для показателей эффективности, и для финансовой устойчивости предприятия новая технология может являться нежелательной. Полезный эффект новшества не всегда можно определить с помощью стоимостных оценок.
В условиях рынка каждое предприятие, будучи экономически самостоятельным, вправе использовать любые оценки деятельности собственного предприятия, поскольку возможности способа развития коммерческой деятельности выбор наилучшего варианта зависит от конъюнктуры. К такому же выводу приводит используемая в мировой практике ориентация современного бизнеса на определение ключевых факторов успеха, когда вместо простой реакции на фиксируемые отклонения многие фирмы определяют для себя приоритеты, являющиеся существенными при воплощении своей стратегии. Такими приоритетами становятся удовлетворенность потребителя, превосходное качество товара. лидерство на рынке, , реакция на спрос и лидерство в технологиях и так далее. Многие из этих факторов не имеют отношения к затратам. Таким образом, система контроля, которая делает главный упор только на финансовый аспект, уже не считается хорошей системой для управления коммерческой организацией.
В новой, формирующейся среде рыночной экономики возникла необходимость перехода от традиционной оценки деятельности предприятий к новой, комплексной, охватывающей все аспекты деятельности предприятия. Это связано с тем, что, во-первых, в процессе развития современных коммерческих предприятий важно отследить динамику их состояния с точки зрения движения к поставленной цели. Во-вторых, показатели экономической эффективности противоречивы в плане краткосрочных и долгосрочных целей совершенствования коммерческой деятельности. В-третьих, в мировой практике отмечается ориентация современного бизнеса на определение таких показателей, которые в большей степени носят качественное выражение.
В связи с этим автором предлагается использовать такой комплексный показатель результатов деятельности коммерческой организации как надежность и применять такое понятие, как «надежное предприятия».
Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, понятие «надежный» означает «внушающий доверие, прочный, с трудом поддающийся разрушению, порче, крепкий, хорошо работающий, постоянный, не прекращающийся, рассчитанный на долгий срок, не временный, стойкий, держащийся твердо, не колеблясь, не падая, восстанавливающийся после незначительных отклонений». Таким образом, понятие «надежность» включает разные характеристики, позволяющие определить его как сложную категорию, отражающую качественное состояние изучаемого объекта.
Требования выживания, защиты от ухудшения ситуации на рынке, преимуществ низких затрат у конкурентов, новизны продукции у других, нежелательных поглощений, диверсификации, приобретение выгод в положении на рынке, технологические преимущества, финансовая помощь, кадровые таланты - все это относится к вопросам надежности предприятия.
В широком смысле предприятие является надежным, если в условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних воздействий, основные параметры, обеспечивающие его живучесть, будут колебаться в заданных пределах, а в случаях «сбоя» некоторых из них предприятие не только сохранит способность к существованию, но и обеспечит их максимально быстрое восстановление.
Возможно выделить несколько видов надежности, которые в комплексе определяют общую надежность предприятия. К ним относятся:
- социальная надежность;
- финансовая надежность;
- товарная надежность;
- техническая надежность;
- организационная надежность.
При рассмотрении вопросов социальной надежности предприятия выделяются три блока:
1) социальная надежность, связанная с оплатой труда и определяемая спросом и предложением на рабочую силу;
2) социальные гарантии, механизм защиты трудящихся со стороны государства и совершенствование практики применения компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок;
3) социальные возможности – обеспечение трудящихся продуктами собственного производства.
Социальная надежность требует рассмотрения и выбора направлений, и определения факторов, влияющих на её уровень.
На надежно работающих предприятиях особое внимание обращается на экономические стимулы к труду. Умелое их использование снижает необходимость дисциплинарного контроля, стабилизирует кадры, снижает вероятность конфликтов.
Вопросы надежности предприятия охватывают систему методов, форм и приемов регулирования рыночных механизмов в области финансов с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
Финансовая надежность предприятия вплотную связана с его финансовым состоянием. Финансовое состояние – это соотношение источников формирования финансовых средств и расходов; это характеристика финансовой конкурентоспособности предприятия, платежеспособности, кредитоспособности. Основными факторами, влияющими на надежность предприятия, является доходность, сохранение ликвидности, финансовая устойчивость, использование капитала и уровень самофинансирования.
Товарная надежность связана с эффективностью товарной политики предприятия, с механизмом разработки и вывода на рынок новых товаров, с управлением ассортиментной и ценовой политикой.
Показатели технической надежности должны отражать вероятность достижения наперед заданных показателей деятельности предприятия в разрезе использования технического и технологического базиса. Необходимо анализировать такие направления развития технической базы, как внедрение прогрессивных технологий, механизация и автоматизация торговых процессов, их компьютеризация.
Организационная надежность является связующим звеном, с которым связаны все виды надежности. Ведь только эффективная организация ведет к достижению общих целей.
Таким образом, каждый из видов надежности характеризуется целым рядом показателей. Для финансовой надежности это коэффициент ликвидности, соотношение заемных средств, платежеспособность, соотношение денежных средств и производственных запасов. Имеют свои показатели социальная надежность (удовлетворенность работающих рабочими местами, заработной платой, социальная обеспеченность, социальная эффективность и социальная защищенность), техническая надежность (уровень автоматизации торговых процессов, состояние техники и оборудования), организационная надежность (адаптация, гибкость, быстродействие, активность) и товарная (товарная структура ассортимента, степень новизны товара, изменение цен и ценовых стратегий и другие).
Это многообразие показателей и отражает комплексность показателя надежности, позволяющего анализировать и контролировать разные аспекты деятельности коммерческой организации в динамике.
В первом разделе были рассмотрены теоретико-методологические вопросы анализа финансово-хозяйственной деятельности, в частности было рассмотрено:
- история экономического и финансового анализа;
- сущность финансового анализа;
- методология проведения финансового анализа;
- информационная база, необходимая для проведения анализа – бухгалтерские и управленческие отчеты;
- этапы проведения финансового анализа;
- особенности финансового анализа в странах постсовестского пространства
- методики использования результатов финансового анализа и выработка на их основе управленческих решений.
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНОГО МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ИМАН»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ЧП «Иман» имеет самостоятельный баланс, расчётный, валютный счета в банке, заключает хозяйственные и другие договора и несёт по ним полную имущественную ответственность, ведёт бухгалтерскую отчётность.
Предметом деятельности ЧП «Иман» является создание предпосылок эффективного развития производства, обеспечивающего выпуск и реализацию хлебобулочных, кондитерских, макаронных изделий, торговое обслуживание населения.
Основной целью деятельности малого предприятия «Иман» является удовлетворение потребностей населения города Симферополя в хлебобулочных, кондитерских, макаронных изделиях, а также реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов работников предприятия.
Для достижения основной цели своей деятельности, предприятие выявляет и достигает такие конкретные задачи и цели:
1) разработка перспективных направлений хозяйственной деятельности;
2) разработка стратегии управления производством и реализацией
товаров на основе маркетинга;
3) изучение производственного потенциала предприятия, создание банка
информации о производстве товаров, пригодных для свободного товарооборота;
4) формирование фонда финансовых ресурсов для осуществления
социально-экономических программ предприятия;
5) организация переподготовки кадров для работы в условиях рыночной
экономики.
Предприятие планирует расширение ассортимента вырабатываемой продукции. В этом случае требуется реконструкция производственной мощности, замена устаревшего, энергоёмкого оборудования. Поэтому вопрос технического перевооружения - план предприятия на текущий год. Внедрение и реализация этой программы поможет предприятию значительно снизить затраты на потребление энергоносителей, улучшить качество и ассортимент выпускаемой продукции.