Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретический основ ликвидности и платежеспособности предприятия и проведения анализа для оценки ликвидности и платежеспособности.
На основании поставленной цели решаются следующие задачи:
1) раскрыть понятие оценки ликвидности и платежеспособности предприятия;
2) рассмотреть методику оценки ликвидности баланса и расчета коэффициентов платежеспособности предприятия;
3) осуществить краткую характеристику предприятия;
4) провести анализ ликвидности баланса, дать оценку ликвидности и платежеспособности, а также структуре баланса исследуемого предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………......5
1.1 Политика формирования собственных финансовых ресурсов предприятия
……………………………………………………………………………………….5
1.2 Определение потребности предприятия в оборотном капитале в рамках системы бюджетного планирования………………………………………………9
1.3 Оценка потребности в банковском кредите для финансирования текущих расходов в системе финансового менеджмента предприятия…………………..23
Часть 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………29
2.1 Расчет и анализ исходных данных …………………………………………...29
2.2. Анализ движения денежных средств косвенным методом ………………..38
2.3. Анализ движения денежных средств прямым методом …………………....42
2.4. Анализ финансового состояния предприятия……………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

финансовый менеджмент.doc

— 745.50 Кб (Скачать)

21. Прогноз погашения кредиторской задолженности прошлых лет – бизнес-прогноз предназначен для планирования выплат денежных средств по кредиторской задолженности прошлых лет по конкретным поставщикам. Данные формируются на начало планового периода, с указанием общей суммы задолженности (включая НДС) и ее планируемого погашения с учетом вида оплаты (деньги, взаимозачет, векселя). Информация бизнес-прогноза используется для расчета расхода денежных средств.

На основании  вышеприведенного перечня прогнозов  изменения внешней и внутренней среды происходит расчет следующих  бюджетов:

1. Производственная программа – предназначена для предоставления сводного плана основного и вспомогательного производства по подразделениям. Производственная программа рассчитывается с учетом ранжирования спроса клиентов и сторонних потребителей, ранжирования предложения поставщиков и устранения дефицита сырья и материалов, определения величины предполагаемых и нормируемых складских запасов, производственных мощностей с учетом остановок производства, а также внутренней потребности предприятия в полуфабрикатах и продуктах вспомогательного производства.

2. Бюджет продаж – предназначен для расчета бюджета продаж предприятия, сформированного на основе реальных возможностей и отражающего сбытовую политику предприятия по отношению к каждому клиенту. В натуральном выражении отгрузка планируется при расчете производственной программы предприятия и включает в себя объем спроса клиентов не встретивший ограничения по мощностям, возможностям закупки сырья и материалов и т.д. В стоимостном выражении отгрузка получается перемножением натурального объема на отпускные цены для конкретных клиентов с учетом индексов их изменения.

3. Бюджет закупки сырья и материалов – предназначен для формирования плана службы материально-технического снабжения, рассчитанного на основании потребности предприятия в различных ресурсах и предложения различных поставщиков. В натуральном выражении закупка сырья и материалов формируется на стадии расчета производственной программы предприятия посредством определения потребности в сырье и материалах через нормы и выпуск продукции и/или прогноз условно-постоянных затрат, прогноз прочей реализации и сопоставления этой потребности со складскими запасами и с предложением поставщиков для выбора наиболее приоритетных и определения программы закупок (с учетом минимальной партии поставщика и возможностью опережающих закупок для устранения возникающих ограничений).

4. Бюджет закупки энергоресурсов – предназначен для формирования плана энергетической службы, рассчитанного на основании потребности предприятия в энергоресурсах на производственную программу и прочие нужды, возможностей собственного производства энергоресурсов и различных тарифов в зависимости от заявленной мощности.

5. Бюджет оплаты труда – предназначен для расчета затрат на заработную плату по всем категориям персонала, а также отчислений от заработной платы.

6. Себестоимость продукции – предназначен для расчета планируемой себестоимости производимой и реализуемой продукции в целях обеспечения базы для оценки рентабельности каждого продукта и прибыли от основной деятельности предприятия. Расчет себестоимости продукции происходит в несколько этапов: на первом этапе определяются прямые переменные затраты на выпуск каждого элемента по всем статьям производственной себестоимости путем произведения расходной нормы на единицу продукции каждого компонента, объема выпуска по данному элементу и цены расходования компонента со склада (цена расходования со склада усредняет цены на различные партии компонента, например купленные у разных поставщиков). Если элемент содержит полупродукт собственного производства, то стоимость полупродуктов добавляется как сумма входящих в них прямых переменных затрат. На втором этапе определяются общецеховые и общезаводские расходы и распределяются на себестоимость продукции по существующим на предприятии алгоритмам. На третьем этапе происходит уменьшение (увеличение) себестоимости продукта на величину расходов будущих периодов. На четвертом этапе распределяются коммерческие затраты на отгружаемую продукцию и рассчитывается коммерческая себестоимость, прибыль и рентабельность от каждого продукта;

7. Прогноз доходов и расходов – предназначен для прогнозирования размера получаемой прибыли как разницы между доходами и расходами предприятия. Данные по доходам от основной деятельности и прочей реализации формируются при расчете бюджета продаж. Данные по доходам от внереализационной деятельности переносятся из соответствующего бизнес-прогноза и, в дополнение к этому, если предприятие ведет валютные расчеты с клиентами определяются суммы курсовых разниц. Курсовые разницы рассчитываются как произведение изменения курса валюты за период отсрочки платежа по контракту на стоимостной объем отгрузки в валюте. Данные по расходам формируются на основании затрат, относимых на себестоимость продукции, расчета налогов и затрат, финансируемых из прибыли (кроме инвестиций).

8. Прогноз движения денежных средств – предназначен для формирования плана финансирования, который отражает денежные потоки: поступления и выплаты по всем направлениям движения средств. Расчет движения денежных средств производится на основании расчета доходов и расходов предприятия посредством начисления НДС по указанным ставкам, определения объема поступления средств в каждом месяце и потребности в финансовых ресурсов для покрытия расходов с учетом запланированных отсрочек платежей.

9. Прогнозный баланс – предназначен для определения общего количества и структуры активов компании, а также способа финансирования этих активов.

10. Бюджеты подразделений – предназначены для детального определения плана работы и потребностей каждого подразделения в различных ресурсах, необходимых для нормального функционирования в течение анализируемого периода.

На основании данных производственной программы, а также бюджета закупки  сырья и материалов, бюджета оплаты труда, бюджета энергоресурсов, бюджета  постоянных расходов по подразделениям производится детальное планирование бюджета складских запасов и расходов по текущему незавершенному производству. По данным бюджета продаж формируется перечень товаров отгруженных. Учет КФВ и денежных средств ведется по прогнозу движения денежных средств, а величина прочих оборотных активов, НДС, а также дебиторской задолженности контролируется по прогнозному балансу.

 

1.3 Оценка потребности в банковском кредите для финансирования текущих расходов в системе финансового менеджмента предприятия.

 

Необходимость роста конкурентоспособности повышает требования к качеству менеджмента предприятий. Рост уровня управления немыслим без применения формализованного, научно обоснованного подхода к принятию управленческих решений. Рассмотрим пример научного подхода к принятию решения о привлечении банковского кредита для финансирования текущих расходов предприятия.

Любое решение, в том числе  и управленческое, принимается, основываясь  на интуиции, суждении или рациональном расчете. Отличительной чертой последнего является обоснование принятия решения с помощью объективного аналитического процесса. Нахождение рационального решения является задачей четко сформулированной методики, техники принятия решения. С этой точки зрения методика расчета необходимости привлечения банковского кредита для финансирования текущих расходов предприятия представляет собой логическую процедуру оценки целесообразности использования банковского кредита как инструмента внешнего финансирования.

Расчет потребности в  банковском кредите основывается на следующих основных условиях. Во-первых, возможность привлечения кредитных ресурсов рассматривается как одна из альтернатив устранения временного разрыва между притоком и оттоком денежных средств. Решение о привлечении кредита принимается при условии большей экономической целесообразности данного способа внешнего финансирования, по сравнению с прочими имеющимися в наличии способами покрытия кассового разрыва. Во-вторых, система планирования на предприятии должна поддерживать функцию имитационного моделирования. Для выбора оптимального источника финансирования важно иметь возможность осуществления предварительной оценки последствий принятия различных решений - в данном случае при использовании тех или иных способов покрытия кассового разрыва.

Процесс расчета  необходимости привлечения банковского  кредита для целей покрытия временного разрыва между поступлением и  выбытием денежных средств включает два этапа: выявление кассового  разрыва (идентификация потребности  в денежных средствах) и анализ использования различных альтернатив покрытия выявленного дефицита. Каждый этап характеризуется поставленной перед ним задачей и содержанием. Задачей первого этапа является заблаговременное выявление размера дефицита денежных средств, даты его возникновения, а также периода его сохранения. Задачей второго этапа является определение наиболее эффективного способа покрытия дефицита денежных средств. Рассмотрим содержание каждого этапа.

Задача первого этапа  реализуется в рамках оперативного управления предприятием на основе системы бюджетирования - технологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Система бюджетирования включает в себя иерархию финансовых планов, объединяющую основные бюджеты (бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, бюджет по балансу) и операционные бюджеты, бюджеты деятельности, не связанные с основной.

Иерархия бюджетов определяет направленность информационных потоков: основные бюджеты формируются за счет данных, предоставляемых бюджетами  более низкого уровня: операционными, а также бюджетами инвестиционной и финансовой деятельности. В свою очередь, данные необходимые для формирования операционных бюджетов, формируются на основе данных регистров внутреннего управленческого учета, фиксирующего параметры хозяйственных операций на предприятии. Указанные регистры внутреннего управленческого учета индивидуальны для каждого предприятия, общим для них является отражение изменения параметров состояния предприятия под влиянием осуществляемых операций. К регистрам внутреннего учета, как правило, относят базы данных, фиксирующие состояние ресурсов предприятия, заказов принятых к исполнению, спецификации на различные виды продукции, производимые предприятием, производственной программы и т.п.

Информация, необходимая для решения задачи выявления факта дефицита денежных средств, его величины, продолжительности находит непосредственное отражение в бюджете движения денежных средств (БДДС). БДДС - финансовый документ, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени ожидаемые и фактические значения поступлений и выбытий денежных средств предприятия. БДДС показывает прогнозные значения остатка денежных средств на конкретную дату и сигнализирует о плановой потребности в дополнительных ресурсах. Данные, используемые в качестве исходной информации в БДДС, сформированы выходными данными операционных бюджетов. Операционные бюджеты представляют собой сметы плановых и фактических значений поступлений и выбытий денежных средств, сгруппированные по признаку совершения предприятием операций одного типа. Конкретная разбивка зависит от специфики предприятия, в качестве примера можно предложить следующую типологию: бюджет поступлений и отчислений (поступления от реализации в разрезе видов продукции, отчисления в виде прямых затрат на те или иные виды сырья), бюджет выплат заработной платы, бюджет выплат налоговых отчислений, бюджет обеспечивающих расходов (отчисления на постоянные затраты), бюджет финансовой деятельности, бюджет инвестиционной деятельности. Часть информации, представленной в операционных бюджетах, носит постоянный характер, т.е. не зависит от деловой активности предприятия (постоянные затраты, часть заработной платы, части налоговых платежей). Значения прочих статей напрямую зависят от совершаемых предприятием операций. Ограничение рассмотрения финансовой модели предприятия на уровне бюджетов является нецелесообразным, т.к. для решения задач «рассмотреть варианты мобилизации денежных средств» и «оценить эффективность выполнения операции» необходимо иметь возможность осуществления имитационного моделирования, позволяющей проигрывать различные варианты принятия управленческих решений на предмет выбора варианта, последствия выбора которого будут оптимальными. Методика расчета потребности предприятия в банковском кредите, построенная по принципу возможности поддержания диалога «что будет, если?» должна учитывать особенности формирования операционных бюджетов, содержание которых зависит от параметров функционирования предприятия, зафиксированных в системе регистров внутреннего управленческого учета.

Наличие связи «регистры внутреннего управленческого учета – операционные бюджеты – бюджет движения денежных средств» позволяет анализировать динамику поступлений и выбытий денежных средств, являющуюся отражением всех операций, совершаемых предприятием в процессе своей экономической деятельности. Т.о. появляется возможность предварительной оценки последствий выполняемых операций, прогнозирования состояния БДДС в случае совершения (или не совершения) тех или иных операций.

После выявления  размера дефицита денежных средств, даты его образования и периода  функционирования необходимо принять  меры к его ликвидации. Прежде всего, выясняется причина дефицита, первым вариантом покрытия дефицита может  стать ликвидация его причины. Все имеющиеся альтернативы можно условно разделить на три группы. В первую группу входят различные варианты модификации структуры движения денежных средств, связанные с изменением графиков запланированных платежей (рассмотрение вариантов задержки платежей, возможностей сокращения срока запланированных поступлений денежных средств). Во вторую группу входят варианты внесения изменений в производственную программу предприятия с целью перенесения во времени выполнения графика производства, требующего оттока денежных средств (приобретение сырья, комплектующих). В третью группу способов покрытия дефицита денежных средств, входят инструменты привлечения внешнего финансирования, в частности банковский кредит. Каждый вариант покрытия дефицита денежных средств обладает индивидуальными особенностями, связанными с характером последствий, обусловленных использованием данного варианта. Например, использование банковского кредита характеризуется необходимостью выплаты к определенной дате суммы кредита и процентов по нему, поступление денежных средств ожидается не ранее определенной даты.

Выбор конкретного  способа покрытия дефицита денежных средств осуществляется в два  этапа. На первом этапе из имеющихся  в распоряжении альтернатив выбирают способы, целесообразность которых подтверждаются расчеты стратегического характера. Например, просьба к контрагентам об ускорении расчетов может снизить уровень доверия к предприятию, поэтому использовать их нецелесообразно. На втором этапе анализируются последствия использования каждого из вариантов. Критерием выбора является финансовое состояние предприятия, вызванное использованием конкретного способа покрытия дефицита. Последствия любой хозяйственной операции, совершаемой предприятием, отражаются на его финансовом состоянии, что может быть предварительно оценено с помощью системы имитационного моделирования. Используя связь «регистры внутреннего учета – операционные бюджеты – основные бюджеты: бюджет движения денежных средств и бюджет расходов и доходов», мы можем проанализировать последствия выбора каждого варианта покрытия дефицита денежных средств, отражающихся на структуре БДДС и структуре доходов и расходов. Учет последствий использования каждой из имеющихся в наличии альтернатив позволит осуществить оптимальный выбор.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия