Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие сущности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть необходимость антимонопольного регулирования;
2. Исследовать антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь;
3. Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы 5
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь 13
2.1 Становление антимонопольного регулирования в Беларуси 13
2.2 Специфика антимонопольного законодательства 15
2.3 Применение антимонопольной политики в Беларуси 26
3 Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь 30
3.1 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 30
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает  уже не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально и проблематично для предприятий текстильной промышленности Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию. Износ оборудования нашей текстильной промышленности составляет более 70%. Для сравнения: в США — в среднем 15—20% [12, с. 8]. Действующий же механизм замены средств производства на большинстве не предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь — необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д.

     На  региональном уровне наблюдаются попытки  местных органов власти и производителей оградить продукцию своего региона (области)от конкуренции со стороны  производителей из других регионов страны (особенно это характерно для пищевой промышленности). В Беларуси нередки случаи, когда в Брестской области местная торговля всячески противодействует продаже минского пива, в гродненской области местная мука противостоит брестской; аналогичная ситуация наблюдается с хлебобулочной, мясной и молочной продукцией, мороженым, макаронными изделиями и т.д. Министерство экономики в прошлом году выявило 81 факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны предприятии и органов госуправления  (6 фактов нарушения закона «О естественных монополиях» и 75 фактов нарушений закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»). Местные власти свое нежелание открывать рынки для других белорусских производителей аргументируют тем, что в их регионах есть свои производители аналогичной продукции, а у каждого предприятия и области есть административные задания по производству, которые необходимо выполнять. Фактически местные власти повторяют политику центральных органов власти. Всячески ограждающих белорусские предприятия от конкуренции со стороны импорта.

     Борьбу  с такими явлениями как лоббирование интересов местных производителей правительство традиционно ведет  административными способами. Так, было издано постановление правительства, определяющее порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции. Таким образом, вместо либерализации и открытия рынков, чтобы потребитель выбирал лучшее по соотношению «цена-качество», была выбрана политика дальнейшего «совершенствования» антимонопольного регулирования.

     В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности  – по содержанию, по форме же она  является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.

     В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-марте 2010 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления.

     11.03.2010 подписан Указ Президента Республики  Беларусь № 149 «О внесении изменений  и дополнений в указы Президента  Республики Беларусь от 19 мая  1999 г. № 285 и от 23 октября 2006 г. № 631», предусматривающий выделение управлений антимонопольной и ценовой политики в самостоятельные структурные подразделения облисполкомов.

     Разработан  и согласован с Министерством  юстиции проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства», предусматривающий усиление административной, введение экономической и совершенствование уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

     По  вопросам формирования и ведения  Государственного реестра хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках (далее - Реестр) по результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов и включены в Реестр [17]:

  • на республиканском уровне -6 хозяйствующих субъектов;
  • на местном уровне - 41 хозяйствующий субъект.
  • на местном уровне исключено из Реестра 18 хозяйствующих субъектов.

     В соответствии с Указом Президентом Республики Беларусь от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», заключено 6 соглашений с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

     В целях предупреждения возникновения  и предотвращения усиления доминирующего  положения на товарных рынках постоянно осуществлялся государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе:

  • на республиканском уровне - согласованы создание хозяйственной группы «Спецмонтажстрой», союза «Гильдия пивоваров» Фармацевтической ассоциации при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства; 3 реорганизации хозяйствующим субъектов в форме присоединения и реорганизация одного юридического лица, занимающего доминирующее положение на товарном рынке.

     Рассмотрено 6 и удовлетворено 4 ходатайства о получении согласия на совершение сделок по приобретению акций (долей) уставных фондов юридических лиц;

  • на местном уровне - рассмотрено 11 проектов создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано 6 реорганизаций в форме присоединений хозяйствующих субъектов, преобразование одного хозяйствующего субъекта в ООО, создание одной ассоциации.

     Рассмотрено и согласовано 2 ходатайства о  согласовании сделок по приобретению акций в уставных фондах хозяйствующих субъектов.

     В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено [17]:

  • на республиканском уровне - 48 обращений хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам антимонопольного регулирования и контроля, в том числе 10 - по нарушениям антимонопольного законодательства.

     Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения по 6 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 2 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон), об отсутствии факта недобросовестной конкуренции по 3 заявлениям;

  • на местном уровне - свыше 40 писем и заявлений по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства.

     Одной из важнейших составляющих конкурентной политики на ближайшую перспективу является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

     Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической  концентрации при создании хозяйственных  и финансово-промышленных групп, холдингов  и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

     Важным  и актуальным направлением регулирования  отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

     Исходя  из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной  политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

     Также одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

     Дальнейшего развития и разработки потребует  методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключение сделаем краткие выводы по результатам исследования курсовой работы.

     Антимонопольная политика – это система законов  и действий государства, направленная на развитие конкуренции.

     В Республике Беларусь с целью обеспечения  условий для развития добросовестной конкуренции, создания эффективно функционирующих  товарных рынков, а также защиты прав потребителей реализуется политика направленная на предупреждение и пресечение монополистической деятельности.

     Закон Республики Беларусь "О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции" определяет организационные  и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической  деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции.

     Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства в Республике Беларусь осуществляется Министерством экономики.

     В Республике Беларусь запрещается деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей.

     В Республике Беларусь запрещаются любая монополизация производства или реализации товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, а так же создание объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции.

     Указанные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления  государственной и иной правомерной  монополии, устанавливаемой в Республике Беларусь в соответствии с требованиями законодательства.

Информация о работе Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь