Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрытие сущности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть необходимость антимонопольного регулирования;
2. Исследовать антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь;
3. Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы 5
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь 13
2.1 Становление антимонопольного регулирования в Беларуси 13
2.2 Специфика антимонопольного законодательства 15
2.3 Применение антимонопольной политики в Беларуси 26
3 Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь 30
3.1 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 30
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Что
касается действия Закона «О противодействии
монополистической
Этот перечень охватывает, прежде всего, коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей.
Другую
группу субъектов отношений, регулируемых
Законом “О противодействии
Следует отметить спорность такой конструкции, так как она противоречит конституционному принципу разделения властей. В связи с этим вызывает сомнение право антимонопольных органов, действующих на основании Закона «О противодействии монополистической деятельности» и являющихся органами исполнительной власти, контролировать самостоятельные органы законодательной и судебной власти. Представляется, что при нарушении антимонопольного законодательства представительными (законодательными) органами антимонопольный орган должен иметь право обращаться с заявлением в хозяйственный суд о признании недействительными актов указанных органов.
Не совсем понятен и механизм признания недействительными соглашений и других актов государственных органов и хозяйствующих субъектов, предусмотренных в статье 15 названного Закона и других его нормах. Представляется, что здесь также должно быть обращение в хозяйственный суд.
Много
внимания уделено в Законе «О противодействии
монополистической
1)
все действия, способные вызвать
смешение в отношении
2) утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента (распространение хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента и так далее);
3) указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки;
4) действия, противоречащие требованиям Закона «О противодействии монополистической деятельности» и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности (призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, и тому подобное).
При
применении Закона «О противодействии
монополистической
В
Законе «О противодействии
Следовательно,
запреты Закона «О противодействии
монополистической
Нужно помнить и о сфере действия Закона «О естественных монополиях». В статье 2 этого Закона отмечено, что «регулирование деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренное настоящим Законом, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, если иное не установлено законодательством». Тем более что сферы деятельности субъектов естественных монополий строго очерчены указанным Законом и расширительному толкованию не подлежат. Это — транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением (статья 3) [3].
Нельзя не заметить и такого достоинства Закона «О естественных монополиях», как установление судебного разрешения конфликтов между антимонопольным государственным органом и субъектами естественных монополий.
С
одной стороны, он устанавливает
возможность принудительного
В случае обжалования решения органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, его исполнение приостанавливается до вступления в силу решения суда» (статья 20).
Среди других актов антимонопольного законодательства нужно назвать следующие [13, с.27]:
Из
международных договоров
Не приведены в систему, не актуализированы отдельные акты национального антимонопольного законодательства. Например, приказ Министра предпринимательства и инвестиций от 5 октября 1999 года № 120 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке проведения антимонопольными органами экспертизы проектов создания холдингов, в том числе в процессе разгосударствления и приватизации собственности»12 и некоторые другие.
Все это говорит о том, что антимонопольное законодательство в Республике Беларусь систематизировано, во многом соответствует международным стандартам и при дальнейшем его совершенствовании позволит эффективно регулировать соответствующие правоотношения.
Однако нужно отметить, что действующее законодательство о естественных монополиях и ценовом регулировании концептуально не отвечает современному уровню развития страны, в частности, тем, что в нем, во-первых, отсутствуют инструменты государственного регулирования в переходный период от естественно-монопольных рынков к конкурентным рынкам (здесь имеется в виду конкуренция между сетями, а не конкуренция внутри сети, то есть когда на рынке работает несколько сетевых организаций и они конкурируют друг с другом); во-вторых, механизмы ценообразования осуществляются без учета стандартов качества услуг; в-третьих, не институционализированы отношения с потребителями; в-четвертых, отсутствуют косвенные методы государственного ценообразования. Это приводит к значительным системным ограничениям в реализации структурных реформ и задач повышения качества услуг как обязательной составляющей повышения уровня жизни. Например, в сфере электроэнергетики и железнодорожного транспорта, несмотря на создание новой институциональной среды, конкурентные механизмы так и не запущены, в том числе и из-за сохранения жесткого государственного регулирования. Расширение методологической основы государственного регулирования, включая методы ценового и неценового регулирования, позволит уйти от неэффективного и затратного прямого (директивного) ценового регулирования. К ценовым методам относятся: регистрация цен (тарифов); предварительное декларирование цен; установление единых правил по расчету и применению тарифов; установление цены на уровне лучшего стандарта в отрасли. Нетарифные методы - это: введение типовых форм договоров со стандартными условиями обслуживания потребителей; утверждение правил заключения публичных договоров и их исполнение; привязка цены товаров и услуг к их качеству; установление публичных обязательств в отношении социально приоритетных групп потребителей; обеспечение информационной прозрачности в ценообразовании, введение стандартов раскрытия информации; регулирование недискриминационного (равного) доступа к услугам общеэкономического значения.