Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие сущности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть необходимость антимонопольного регулирования;
2. Исследовать антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь;
3. Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы 5
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь 13
2.1 Становление антимонопольного регулирования в Беларуси 13
2.2 Специфика антимонопольного законодательства 15
2.3 Применение антимонопольной политики в Беларуси 26
3 Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь 30
3.1 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 30
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств и ведомств наделены достаточно широкими властно-распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их правового статуса, задач, функций, полномочий, особенно входящих в их состав субъектов хозяйствования.

     Увеличилось  количество носителей монопольной  власти. Кроме государства (правительства, министерств и ведомств), ряда организаций (особенно торговых – розничных  и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная) элита, включающая и так называемую «вертикаль» - должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов; промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия - немонополисты, руководители теневого бизнеса. Объем «теневой экономии» в республике составляет 21-25% ВВП.

     Возможности формирования конкурентных рыночных отношений  ограничены частым вмешательством властей  в деятельность предприятий. В совете директоров АК «Славнефть» представлены 4 зам. министров: Топливно-энергетического комплекса, Министерства государственного имущества, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (с российской стороны), а также один зам. министра Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации (с белорусской стороны).

     В Беларуси сложилась уникальная сверхмонополизированная  экономика, для управления которой  использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких  условиях проявлялся как организационный  и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.

     В промышленности республики сложился высокий  уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах: 15% крупнейших белорусских предприятий  до распада СССР выпускали около 60% всей продукции. Политика гигантомании привела к тому, что средний размер предприятий по численности занятых неуклонно повышался. Так, к началу 90-х годов он в 10 раз превышал западноевропейский.

     По  нормативным документам антимонопольных  органов в экономике республики выделяются следующие «рыночные» модели: деконцентрированные отрасли (розничная торговля) и рынки (строительных материалов, товаров легкой промышленности, банковских,  страховых, строительных услуг); олигополии представленные несколькими крупными предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, цемента, часов и др.); локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков (например, монополизм предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественных локальных монополий в системе водо -,  газо-, тепло-, электроснабжения и др.). При этом в народном хозяйстве Беларуси отмечается наличие трех видов монополий - естественных, государственных и искусственных, а также их разновидностей - административных (В форме концернов, министерств, ассоциаций) и технологических (в форме чистой монополии пли олигополии).

     Вместе  с тем известно, что все существующие в республике монополии являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять искусственные - включающие административные, или организационные, монополии (в форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные - включающие производственные, или технологические (в форме чистой монополии и олигополии).

     В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности  по содержанию, по форме же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа  производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.

     Высокий уровень монополизации: экономики  характерен для тех ее секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (работ, услуг).

     В промышленности республики функционирует  более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная), Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения), Минский тракторный завод (пропашные тракторы). Минский «Атлант» (холодильники и морозильники).

     Особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.

     Белорусским монополиям свойственны негибкость, экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые  даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, незагруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности - от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов она не достигала и 1%) - таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.

     Правительственные документы по ценовой политике и  экспортно-импортным отношениям поставили  ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности и непредсказуемости перспектив существования.

     В республике более распространены предприятия, являющиеся монополистами на рынке Беларуси, но продукция которых ориентирована на экспорт. Такая ситуация характерна и в целом для мирового разделения труда. В международной литературе по стратегической торговле обычно предполагается, что рынок отдельных стран характеризуется несовершенной конкуренцией прежде всего из-за высоких затрат входа на рынок. В то же время на международных рынках предполагаются совершенно конкурентные условия, при которых капитал мобилен и фирмы используют разницу в налогообложении в различных странах в своих интересах.

     В Беларуси локальными монополистами, действующими на мировых рынках в полностью  конкурентных условиях, являются прежде всего автомобильные заводы, тракторный, моторный и ряд других предприятий. Цена на их продукцию на внешних рынках устанавливается исходя из спроса и предложения на них. Поэтому цену на продукцию таких производителей следует контролировать преимущественно на внутреннем рынке. Причем государственный контроль за ценами должен быть не единственным методом борьбы с монополизмом. В частности, в условиях формирования достаточно развитых рыночных отношений эффективным средством ослабления монополистических тенденций является импорт товаров из других стран. В результате, например, ввезенные из-за границы в достаточном количестве иностранные холодильники могут резко ограничить монополистические тенденции на внутреннем рынке производственного объединения "Атлант". Поэтому мы не согласны с авторами, считающими, что для монополий, успешно действующих на внешних рынках, нельзя применять антимонопольные санкции, так как такие монополии непосредственно поднимают конкурентоспособность национальной экономики. Считаем, что к таким монополиям нельзя применять меры по деконцентрации производства, но для них вполне применимы мероприятия по созданию конкуренции на внутреннем рынке - такие меры позволят, с одной стороны, лучше удовлетворять внутриреспубликанский потребительский спрос, а с другой стороны, вынудят производителей более серьезно относиться к качеству всей своей продукции, так как у них не будет возможности направлять более качественные изделия на внешний рынок, а брак продавать отечественным потребителям.

     Министерство  экономики, на которое возложены  функции по противодействию монополистической  деятельности и развитию конкурентной среды, формирует и ведет Государственный реестр субъектов естественных монополий и Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках [17].

     Формирование  Государственного реестра хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственного реестра субъектов естественных монополий осуществляется Министерством экономики в соответствии с Законом РБ от 10.12.1992 № 2034-ХII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Законом РБ от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях», постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь», Положением о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, утвержденным постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций РБ от 07.07.2000 № 13, Положением о Государственном реестре субъектов естественных монополий, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 29.04.2003 № 98.

     Включение организации в Реестр монополистов не зависит от ее доли на товарном рынке.

     В Реестр монополистов включаются юридические  лица, осуществляющие реализацию товаров  в условиях естественных монополий  в сферах деятельности, отнесенных законодательством к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Анализ товарного рынка осуществляется на основании информации, полученной от государственных органов, государственных организаций, подчиненных Правительству, потребителей, общественных организаций (объединений) потребителей, а также аналитических материалов, полученных департаментом (управлениями ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома) в результате анализа товарных рынков (абзац 2 п.9 Положения № 98 в редакции постановления Минэкономики РБ от 30.12.2004 № 275) [16].

     Напомним, что Реестр монополистов формируется  на двух уровнях - республиканском и местном. На республиканском уровне в него включаются юридические лица, осуществляющие: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировку газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передачу и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатацию воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

     Реестр  монополистов постоянно обновляется  на основе данных о субъекте естественной монополии, полученных в результате анализа деятельности организации, проведенного департаментом (управлениями ценовой политики облисполкомов, Минского горисполкома).

     В Реестр монополистов местного уровня включаются юридические лица, осуществляющие деятельность на местных рынках и  в г. Минске в таких сферах, как передача и распределение тепловой энергии.

     Основания для исключения организации из Реестра  монополистов

     Их  два: ликвидация в установленном  законодательством порядке и  переход хозяйствующего субъекта из сфер деятельности субъектов естественных монополий в сферу конкуренции.

     Реестр  хозяйствующих субъектов формируется на основе перечней хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц), иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь и доминирующих на республиканском и местных товарных рынках по определенному товару.

     Субъект доминирует, если величина его доли на соответствующем товарном рынке  превышает предельные величины, установленные  Инструкцией по определению доминирующего  положения хозяйствующих субъектов  на товарных рынках, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 17.10.2002 № 229. Согласно приложению 2 к этой Инструкции для установления факта доминирования должны быть превышены величины, приведенные в таблицах 3.1 и 3.2.  

Таблица 3.1 – Параметры  отнесения к монополистам хозяйствующих субъектов - производителей товаров народного потребления и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги

Количество  крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок Значение минимальной  предельной величины (%)
один 30
два 54
три 78
четыре 95

     Примечание – Источник: [17] 

Таблица 3.2  – Параметры отнесения к монополистам хозяйствующих субъектов – производителей товаров производственно-технического назначения

Информация о работе Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь