Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрытие сущности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть необходимость антимонопольного регулирования;
2. Исследовать антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь;
3. Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы 5
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь 13
2.1 Становление антимонопольного регулирования в Беларуси 13
2.2 Специфика антимонопольного законодательства 15
2.3 Применение антимонопольной политики в Беларуси 26
3 Анализ деятельности монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь 30
3.1 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 30
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств и ведомств наделены достаточно широкими властно-распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их правового статуса, задач, функций, полномочий, особенно входящих в их состав субъектов хозяйствования.
Увеличилось количество носителей монопольной власти. Кроме государства (правительства, министерств и ведомств), ряда организаций (особенно торговых – розничных и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная) элита, включающая и так называемую «вертикаль» - должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов; промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия - немонополисты, руководители теневого бизнеса. Объем «теневой экономии» в республике составляет 21-25% ВВП.
Возможности формирования конкурентных рыночных отношений ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий. В совете директоров АК «Славнефть» представлены 4 зам. министров: Топливно-энергетического комплекса, Министерства государственного имущества, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (с российской стороны), а также один зам. министра Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации (с белорусской стороны).
В Беларуси сложилась уникальная сверхмонополизированная экономика, для управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.
В промышленности республики сложился высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах: 15% крупнейших белорусских предприятий до распада СССР выпускали около 60% всей продукции. Политика гигантомании привела к тому, что средний размер предприятий по численности занятых неуклонно повышался. Так, к началу 90-х годов он в 10 раз превышал западноевропейский.
По нормативным документам антимонопольных органов в экономике республики выделяются следующие «рыночные» модели: деконцентрированные отрасли (розничная торговля) и рынки (строительных материалов, товаров легкой промышленности, банковских, страховых, строительных услуг); олигополии представленные несколькими крупными предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, цемента, часов и др.); локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков (например, монополизм предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественных локальных монополий в системе водо -, газо-, тепло-, электроснабжения и др.). При этом в народном хозяйстве Беларуси отмечается наличие трех видов монополий - естественных, государственных и искусственных, а также их разновидностей - административных (В форме концернов, министерств, ассоциаций) и технологических (в форме чистой монополии пли олигополии).
Вместе с тем известно, что все существующие в республике монополии являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять искусственные - включающие административные, или организационные, монополии (в форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные - включающие производственные, или технологические (в форме чистой монополии и олигополии).
В
белорусской экономике
Высокий уровень монополизации: экономики характерен для тех ее секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (работ, услуг).
В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная), Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения), Минский тракторный завод (пропашные тракторы). Минский «Атлант» (холодильники и морозильники).
Особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, незагруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности - от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов она не достигала и 1%) - таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.
Правительственные документы по ценовой политике и экспортно-импортным отношениям поставили ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности и непредсказуемости перспектив существования.
В республике более распространены предприятия, являющиеся монополистами на рынке Беларуси, но продукция которых ориентирована на экспорт. Такая ситуация характерна и в целом для мирового разделения труда. В международной литературе по стратегической торговле обычно предполагается, что рынок отдельных стран характеризуется несовершенной конкуренцией прежде всего из-за высоких затрат входа на рынок. В то же время на международных рынках предполагаются совершенно конкурентные условия, при которых капитал мобилен и фирмы используют разницу в налогообложении в различных странах в своих интересах.
В Беларуси локальными монополистами, действующими на мировых рынках в полностью конкурентных условиях, являются прежде всего автомобильные заводы, тракторный, моторный и ряд других предприятий. Цена на их продукцию на внешних рынках устанавливается исходя из спроса и предложения на них. Поэтому цену на продукцию таких производителей следует контролировать преимущественно на внутреннем рынке. Причем государственный контроль за ценами должен быть не единственным методом борьбы с монополизмом. В частности, в условиях формирования достаточно развитых рыночных отношений эффективным средством ослабления монополистических тенденций является импорт товаров из других стран. В результате, например, ввезенные из-за границы в достаточном количестве иностранные холодильники могут резко ограничить монополистические тенденции на внутреннем рынке производственного объединения "Атлант". Поэтому мы не согласны с авторами, считающими, что для монополий, успешно действующих на внешних рынках, нельзя применять антимонопольные санкции, так как такие монополии непосредственно поднимают конкурентоспособность национальной экономики. Считаем, что к таким монополиям нельзя применять меры по деконцентрации производства, но для них вполне применимы мероприятия по созданию конкуренции на внутреннем рынке - такие меры позволят, с одной стороны, лучше удовлетворять внутриреспубликанский потребительский спрос, а с другой стороны, вынудят производителей более серьезно относиться к качеству всей своей продукции, так как у них не будет возможности направлять более качественные изделия на внешний рынок, а брак продавать отечественным потребителям.
Министерство
экономики, на которое возложены
функции по противодействию
Формирование Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственного реестра субъектов естественных монополий осуществляется Министерством экономики в соответствии с Законом РБ от 10.12.1992 № 2034-ХII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Законом РБ от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях», постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь», Положением о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, утвержденным постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций РБ от 07.07.2000 № 13, Положением о Государственном реестре субъектов естественных монополий, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 29.04.2003 № 98.
Включение организации в Реестр монополистов не зависит от ее доли на товарном рынке.
В Реестр монополистов включаются юридические лица, осуществляющие реализацию товаров в условиях естественных монополий в сферах деятельности, отнесенных законодательством к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Анализ товарного рынка осуществляется на основании информации, полученной от государственных органов, государственных организаций, подчиненных Правительству, потребителей, общественных организаций (объединений) потребителей, а также аналитических материалов, полученных департаментом (управлениями ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома) в результате анализа товарных рынков (абзац 2 п.9 Положения № 98 в редакции постановления Минэкономики РБ от 30.12.2004 № 275) [16].
Напомним, что Реестр монополистов формируется на двух уровнях - республиканском и местном. На республиканском уровне в него включаются юридические лица, осуществляющие: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировку газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передачу и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатацию воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.
Реестр монополистов постоянно обновляется на основе данных о субъекте естественной монополии, полученных в результате анализа деятельности организации, проведенного департаментом (управлениями ценовой политики облисполкомов, Минского горисполкома).
В Реестр монополистов местного уровня включаются юридические лица, осуществляющие деятельность на местных рынках и в г. Минске в таких сферах, как передача и распределение тепловой энергии.
Основания для исключения организации из Реестра монополистов
Их два: ликвидация в установленном законодательством порядке и переход хозяйствующего субъекта из сфер деятельности субъектов естественных монополий в сферу конкуренции.
Реестр хозяйствующих субъектов формируется на основе перечней хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц), иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь и доминирующих на республиканском и местных товарных рынках по определенному товару.
Субъект
доминирует, если величина его доли
на соответствующем товарном рынке
превышает предельные величины, установленные
Инструкцией по определению доминирующего
положения хозяйствующих
Таблица 3.1 – Параметры отнесения к монополистам хозяйствующих субъектов - производителей товаров народного потребления и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги
Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок | Значение минимальной предельной величины (%) |
один | 30 |
два | 54 |
три | 78 |
четыре | 95 |
Примечание
– Источник: [17]
Таблица 3.2 – Параметры отнесения к монополистам хозяйствующих субъектов – производителей товаров производственно-технического назначения